logo search
otvety

18 Проблемы межбюджетных отношений, их решение и развитие. Виды финансовой помощи.

Межбюджетные отношения представляют собой отношения, между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при осуществлении бюджетного процесса и, в свою очередь, они должны быть справедливыми, прозрачными, прогнозируемыми. В них должны предусматриваться реальные механизмы обеспечения региональных и местных бюджетов доходными источниками в соответствии с расходными полномочиями. Доходы региональных и местных бюджетов должны быть достаточными для выполнения тех задач и функций, которые перед ними стоят.

Принципы межбюджетных отношений: - равенство в правах по бюджетной сфере субъектов РФ и органов местного самоуправления; - распределение различных видов доходов по уровням БС РФ; - распределение по такому же принципу расходов бюджетов всех уровней; - сбалансированность уровней минимальных бюджетов субъектов РФ, а также муниципальных образований; - равенство всех бюджетов страны в отношениях с федеральным бюджетом, а местных бюджетов- с региональными.

Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и cy6cидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Дотации – это выплаты единовременного характера, предоставляемые без особого целевого назначения в случае, если возникает бюджетный дефицит.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юр. лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления определенных целевых расходов.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Законом о прибыли (далее – Закон) определено два вида финансовой помощи: возвратная и безвозвратная.

К возвратной финансовой помощи относятся средства, переданные в пользование налогоплательщику на определенный срок согласно договорам, которые не предусматривают начисление процентов или предоставление других видов компенсации в качестве платы за пользование такими средствами.

Финансовая помощь территориям в Российской Федерации осуществляется несколькими методами (формами).

1. Отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Такой метод финансовой помощи существует более 60 лет. Он имеет ряд преимуществ, основные из которых — единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.

2. Метод дотаций, т. е. плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме.

3. В случае имеющихся в территориальных бюджетах кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступления доходов или осуществления расходов, территориальные бюджеты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.

Всем этим методам финансовой помощи территориальным бюджетам свойственны общие весьма существенные недостатки. Их применение в межбюджетных отношениях связано с субъективизмом в перераспределении бюджетных средств, с зависимостью территориальных органов власти от вышестоящих органов и наличием элементов иждивенчества у территориальных органов власти.

Поэтому методы и формы предоставления финансовой помощи территориальным бюджетам, обеспечения их необходимыми финансовыми ресурсами должны быть более совершенными.

Фонд финансовой поддержки регионов (ФФПР) формируется за счет средств федерального бюджета. Средства этого фонда распределяются (в виде трансфертов) между регионами, нуждающимися в поддержке, т. е. регионами, в которых среднедушевой уровень доходов по их бюджетам ниже среднедушевого дохода по бюджетам всех субъектов РФ. Распределение средств Фонда осуществляется на объективной основе по единой методике и формуле, учитывающей бюджетные доходы соответствующего бюджета и численность населения, проживающего на соответствующей территории.

В дальнейшем этот способ перераспределения бюджетных ресурсов был распространен и на местные бюджеты. За счет средств региональных бюджетов были созданы региональные фонды финансовой поддержки.