9. Бюджетная система рф и принципы её построения.
Бюджетная системаРФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ состоит из трёх уровней:1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;2) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местных бюджетов.Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты. Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Центральное звено территориальных бюджетов – региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Принципы функционирования бюджетной системы РФ следующие: 1) Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса.2) Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ – это закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.3) Принцип самостоятельности всех бюджетов означает. 4) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. 5) Принцип сбалансированности бюджета – каждый бюджет должен быть сбалансирован, т.е. объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. 6) Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. 7) Принцип общего покрытия расходов. 8) Гласность. 9) Достоверность бюджета. 10) Адресность и целевой характер бюджетных средств. Консолидированный бюджет РФ – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Он включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает региональный бюджет, т.е. бюджет субъекта Федерации, и местные бюджеты. Консолидированные бюджеты РФ и субъектов Федерации не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти всех уровней. Эти бюджеты являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующим агрегированные данные по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования по территории в целом РФ и отдельных субъектов Федерации.
10. Федеральный бюджет и его роль в решении социально-экономических задач.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы Рф. Федеральный бюджет-основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовкой высококвалифицированных специалистов. Средства федерального бюджета являются главным источником финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации. Между уровнями бюджетной системы РФ разграничиваются доходные и расходные части бюджета. Доходы федерального бюджета. В соответствие с бюджетным кодексом РФ, доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Все доходы государства от способа из извлечения могут быть объединены в 2 группы : - налоги и другие обязательные платежи;- прочие доходы. К налоговым доходам федерального бюджета относятся: 1) федеральные налоги и сборы, 2) таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;3) государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации. К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации; 2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, 3) часть прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством РФ; 4) прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами; 5) доходы от внешнеэкономической деятельности; 6) доходы от реализации государственных запасов и резервов. Расходы федерального бюджета. Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. У каждого государства есть 4 первоочередные функции : экономическая, социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование НХ), расходы на социально-культурные мероприятия - финансирование отраслей, обслуживающих население , в основном, путем предоставления бесплатных услуг (здравоохранение , образование, расходы на предоставление социальной помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление - связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти, осуществляющих управление страной. В условиях государственного кредита есть и расходы на обслуживание государственного долга; военные расходы. Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном хозяйстве. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Необходимость бюджетного финансирования социальной сферы обусловлена свойствами социальных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии страны. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться по потребности. Процесс государственного регулирования — это и установление государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении. Например, законодательством определено, что для системы образования государственный заказ должен включать такие параметры, как контингент обучаемых, государственный образовательный стандарт, норматив бюджетного финансирования.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1 Сущность, функции и значение финансов в условиях рыночнойэкономики.
- 2 Развитие и совершенствование структуры финансовой системы рф.
- 3 Финансовая политика рф, ее значение и задачи в современных условиях.
- 4 Управление финансами в рф и направления его совершенствования.
- 5. Государственный финансовый контроль: организация и пути повышения действенности
- 6 Проблемы финансового оздоровления экономики рф.
- 7 Роль финансов в развитии международных экономических отношений.
- 8.Сущность и функции государственного бюджета.
- 9. Бюджетная система рф и принципы её построения.
- 11. Доходы федерального бюджета и резервы их увеличения.
- 12. Расходы федерального бюджета и направления повышения эффективности использования средств.
- 13 Проблемы оптимизации дефицита и профицита федерального бюджета.
- 14. Бюджеты субъектов рф и их значение в социально-экономическом развитии регионов.
- 15. Проблемы формирования доходов бюджета субъектов федерации.
- 16 Местные бюджеты и их роль в реализации социальной политики.
- 17 Бюджетное планирование и его совершенствование в современных условиях.
- 18 Проблемы межбюджетных отношений, их решение и развитие. Виды финансовой помощи.
- 19 Основы организации бюджетного процесса.
- 20. Роль государственного финансового контроля в ходе формирования и исполнения бюджетов в рф.
- 21 Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета и регулирования бюджетной системы.
- 22 Формирование и использование средств Пенсионного фонда, фонда государственного социального страхования и фонда обязательного медицинского страхования.
- 23 Государств и муниципальный долг и особенности его регулирования в настоящее время.
- 24 Налоговая система рф и направления ее совершенствования.
- 25 Порядок начисления и уплаты косвенных (прямых) налогов. Перспективы их совершенствования.
- 26 Налогообложение предприятий и пути его совершенствования.
- 27 Сущность денег и их роль в системе экономических отношений.
- 28 Обращение денег и его влияние на воспроизводственный процесс.
- 29 Денежная система и ее элементы. Денежная система рф.
- 30 Механизмы обеспечения устойчивости денежной системы рф.
- 32 Денежный оборот и его структура.
- 33 Современные формы организации безналичных расчетов в рф.
- 34 Инфляция: ее сущности и формы проявления.
- 35 Регулирование инфляции и основные направления антиинфляционной политики в рф.
- 36 Характеристика валютных отношений в России.
- 37 Валютная система: элементы и эволюция.
- 38 Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.
- 39 Сущность, функции и законы кредита.
- 40. Формы и виды кредита. Кредит в международных экономических отношениях.
- 41 Ссудный процент и основы формирования его уровня.
- 42 Формирование банковской системы и ее инфраструктур в современных условиях.
- 43 Центральные банки и основы их деятельности. Цели и функции Банка России.
- 44 Денежно-кредитная политика Центрального банка и ее особенности в современных условиях.
- 45 Роль Центрального банка России в регулировании деятельности коммерческих банков.
- 46 Обеспечение сбалансированности банковской политики в области формирования ресурсов.
- 47. Способы оценки портфеля активов российских банков и направления его оптимизации.
- 48 Кредитование физических лиц коммерческими банками: состояние и перспективы развития.
- 49 Кредитование предприятий и направления его совершенствования.
- 50 Кредитоспособность заёмщика и методы её определения.
- 51 Виды обеспеченности банковских кредитов.
- 52 Операции коммерческого банка с ценными бумагами.
- 53 Валютные операции коммерческого банка.
- 54 Ликвидность и платёжеспособность коммерческого банка.
- 55.Новые банковские продукты: виды, технология создания, способы внедрения.
- 56 Совершенствование системы управления рисками российских банков.
- 57. Проблемы оценки и обеспечения надежности банка.
- 58. Особенности функционирования валютного рынка в рф на современном этапе.
- 59. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических сделок. Государственное регулирование международных кредитных отношений.
- 60. Организация финансов предприятия.
- 61. Проблемы формирования оборотных средств предприятий.
- 62. Нормирование оборотных средств на предприятии и направление его совершенствования.
- 63. Основные фонды предприятия и эффективность их использования.
- 64. Принципы, особенности и инструменты амортизационной политики предприятия.
- 65. Выручка от реализации продукции и резервы ее увеличения.
- 66. Структура затрат и их влияние на финансовые результаты предприятия.
- 67 Планирование и распределение прибыли предприятия и направления его совершенствования.
- 68 Точка безубыточности. Резервы повышения рентабельности предприятия.
- 69 Факторный анализ показателей рентабельности.
- 70 Оценка финансовой устойчивости предприятия в условиях инфляции.
- 71 Пути совершенствования финансового планирования на предприятиях.
- 72 Особенности формирования и использования финансов предприятий (организаций) социальной сферы.
- 73 Экономическое содержание инвестиционной деятельности.
- 74 Оценка инвестиционного рынка Российской Федерации.
- 75. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации.
- 76 Инвестиционные программы и их роль в социально-экономическом развитии региона.
- 77 Основные направления государственной инвестиционной политики рф на современном этапе развития.
- 78 Управление инвестиционными рисками.
- 79 Роль инновационного финансирования в современной Инвестиционной деятельности.
- 80 Современные тенденции развития рынка страховых услуги их влияние на экономику страны.
- 81. Оценка эффективности государственного регулирования рынка страхования.
- 82.Пути достижения финансовой устойчивости страховых компаний.
- 83 Обеспечение конкурентоспособности отечественных страховых компаний при открытии рынка для иностранных страховщиков.
- 84 Страховые резервы и пути повышения надежности их использования страховыми компаниями.
- 85 Структура цены на товары народного потребления.
- 86 Ценообразование в условиях рыночной экономики. Равновесная цена.
- 87 Функции цены.
- 88 Особенности ценообразования в области естественной монополии.
- 89 Государственное регулирование цен в топливно–энергетическом комплексе.
- 90 Финансовый рынок и его структура, место финансового рынка в общей экономической структуре государства.
- 91 Инвестиционные компании и фонды, их роль и значение на рынке ценных бумаг.
- 92. Порядок выпуска ценных бумаг торговыми и промышленными компаниями, варианты акционирования.
- 93. Основные виды и характеристика ценных бумаг, допущенных к обращению на российском фондовом рынке.
- 95. Инвесторы, их общая характеристика и классификация в зависимости от цели и инвестирования.
- 96. Виды и характеристика профессионалов фондового рынка.
- 97. Основные биржевые индексы, их характеристика, роль и значение в экономике.
- 98 Инвестиционный портфель: типы портфелей ценных бумаг и классификация в зависимости от источника дохода.
- 99 Элементы инвестиционного проекта, его фазы и этапы цикла.
- 101. Источники финансирования инвестиционной деятельности предприятия.
- 102 Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов государства и отдельных хозяйствующих субъектов, норма прибыли.