19 Основы организации бюджетного процесса.
— совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой. Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включает время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.Бюджетный процесс в России регламентируется: - Бюджетным кодексом РФ; - Соответствующим законом субъекта РФ; Соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления. Стадии бюджетного процесса: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов; исполнение бюджетов; составление отчета об исполнении бюджета.Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета. В определенные сроки составляются: прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной политики РФ; рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период и другие документы
. После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной Думой он должен направляться в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной Думы, другим субъектам нрава законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение. Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета на соответствующий год рассматривается на пленарном заседании Государственной Думы для голосования в целом. Принятый Государственной Думой Федеральный закон "О федеральном бюджете на соответствующий год" в соответствии со статьями 105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и Президентом РФ. Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом (Минфином России, министерств финансов республик в составе РФ, финансовыми управлениями (отделами) краев, областей и т. д.). Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расход ной частям После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляются представительным органом власти. Отчет об исполнении федерального бюдэюета должен быть составлен в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений об:утверждении отчета об исполнении федерального бюджета; отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.. Деятельность государственных органов от начала составления бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около 3,5 лет. Этот период называется бюджетным циклом. Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и последовательность вступления в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ним бюджетным полномочиям. В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят: - финансовые органы; - органы денежно-кредитного регулирования. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России; органы государственного (муниципального) финансового контроля, а именно: а) счетная палата Российской Федерации; б) контрольные и финансовые органы исполнительной власти; в) контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов РФ;
- 1 Сущность, функции и значение финансов в условиях рыночнойэкономики.
- 2 Развитие и совершенствование структуры финансовой системы рф.
- 3 Финансовая политика рф, ее значение и задачи в современных условиях.
- 4 Управление финансами в рф и направления его совершенствования.
- 5. Государственный финансовый контроль: организация и пути повышения действенности
- 6 Проблемы финансового оздоровления экономики рф.
- 7 Роль финансов в развитии международных экономических отношений.
- 8.Сущность и функции государственного бюджета.
- 9. Бюджетная система рф и принципы её построения.
- 11. Доходы федерального бюджета и резервы их увеличения.
- 12. Расходы федерального бюджета и направления повышения эффективности использования средств.
- 13 Проблемы оптимизации дефицита и профицита федерального бюджета.
- 14. Бюджеты субъектов рф и их значение в социально-экономическом развитии регионов.
- 15. Проблемы формирования доходов бюджета субъектов федерации.
- 16 Местные бюджеты и их роль в реализации социальной политики.
- 17 Бюджетное планирование и его совершенствование в современных условиях.
- 18 Проблемы межбюджетных отношений, их решение и развитие. Виды финансовой помощи.
- 19 Основы организации бюджетного процесса.
- 20. Роль государственного финансового контроля в ходе формирования и исполнения бюджетов в рф.
- 21 Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета и регулирования бюджетной системы.
- 22 Формирование и использование средств Пенсионного фонда, фонда государственного социального страхования и фонда обязательного медицинского страхования.
- 23 Государств и муниципальный долг и особенности его регулирования в настоящее время.
- 24 Налоговая система рф и направления ее совершенствования.
- 25 Порядок начисления и уплаты косвенных (прямых) налогов. Перспективы их совершенствования.
- 26 Налогообложение предприятий и пути его совершенствования.
- 27 Сущность денег и их роль в системе экономических отношений.
- 28 Обращение денег и его влияние на воспроизводственный процесс.
- 29 Денежная система и ее элементы. Денежная система рф.
- 30 Механизмы обеспечения устойчивости денежной системы рф.
- 32 Денежный оборот и его структура.
- 33 Современные формы организации безналичных расчетов в рф.
- 34 Инфляция: ее сущности и формы проявления.
- 35 Регулирование инфляции и основные направления антиинфляционной политики в рф.
- 36 Характеристика валютных отношений в России.
- 37 Валютная система: элементы и эволюция.
- 38 Платежный и расчетный баланс страны в системе валютного регулирования.
- 39 Сущность, функции и законы кредита.
- 40. Формы и виды кредита. Кредит в международных экономических отношениях.
- 41 Ссудный процент и основы формирования его уровня.
- 42 Формирование банковской системы и ее инфраструктур в современных условиях.
- 43 Центральные банки и основы их деятельности. Цели и функции Банка России.
- 44 Денежно-кредитная политика Центрального банка и ее особенности в современных условиях.
- 45 Роль Центрального банка России в регулировании деятельности коммерческих банков.
- 46 Обеспечение сбалансированности банковской политики в области формирования ресурсов.
- 47. Способы оценки портфеля активов российских банков и направления его оптимизации.
- 48 Кредитование физических лиц коммерческими банками: состояние и перспективы развития.
- 49 Кредитование предприятий и направления его совершенствования.
- 50 Кредитоспособность заёмщика и методы её определения.
- 51 Виды обеспеченности банковских кредитов.
- 52 Операции коммерческого банка с ценными бумагами.
- 53 Валютные операции коммерческого банка.
- 54 Ликвидность и платёжеспособность коммерческого банка.
- 55.Новые банковские продукты: виды, технология создания, способы внедрения.
- 56 Совершенствование системы управления рисками российских банков.
- 57. Проблемы оценки и обеспечения надежности банка.
- 58. Особенности функционирования валютного рынка в рф на современном этапе.
- 59. Валютно-финансовые и платежные условия внешнеэкономических сделок. Государственное регулирование международных кредитных отношений.
- 60. Организация финансов предприятия.
- 61. Проблемы формирования оборотных средств предприятий.
- 62. Нормирование оборотных средств на предприятии и направление его совершенствования.
- 63. Основные фонды предприятия и эффективность их использования.
- 64. Принципы, особенности и инструменты амортизационной политики предприятия.
- 65. Выручка от реализации продукции и резервы ее увеличения.
- 66. Структура затрат и их влияние на финансовые результаты предприятия.
- 67 Планирование и распределение прибыли предприятия и направления его совершенствования.
- 68 Точка безубыточности. Резервы повышения рентабельности предприятия.
- 69 Факторный анализ показателей рентабельности.
- 70 Оценка финансовой устойчивости предприятия в условиях инфляции.
- 71 Пути совершенствования финансового планирования на предприятиях.
- 72 Особенности формирования и использования финансов предприятий (организаций) социальной сферы.
- 73 Экономическое содержание инвестиционной деятельности.
- 74 Оценка инвестиционного рынка Российской Федерации.
- 75. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации.
- 76 Инвестиционные программы и их роль в социально-экономическом развитии региона.
- 77 Основные направления государственной инвестиционной политики рф на современном этапе развития.
- 78 Управление инвестиционными рисками.
- 79 Роль инновационного финансирования в современной Инвестиционной деятельности.
- 80 Современные тенденции развития рынка страховых услуги их влияние на экономику страны.
- 81. Оценка эффективности государственного регулирования рынка страхования.
- 82.Пути достижения финансовой устойчивости страховых компаний.
- 83 Обеспечение конкурентоспособности отечественных страховых компаний при открытии рынка для иностранных страховщиков.
- 84 Страховые резервы и пути повышения надежности их использования страховыми компаниями.
- 85 Структура цены на товары народного потребления.
- 86 Ценообразование в условиях рыночной экономики. Равновесная цена.
- 87 Функции цены.
- 88 Особенности ценообразования в области естественной монополии.
- 89 Государственное регулирование цен в топливно–энергетическом комплексе.
- 90 Финансовый рынок и его структура, место финансового рынка в общей экономической структуре государства.
- 91 Инвестиционные компании и фонды, их роль и значение на рынке ценных бумаг.
- 92. Порядок выпуска ценных бумаг торговыми и промышленными компаниями, варианты акционирования.
- 93. Основные виды и характеристика ценных бумаг, допущенных к обращению на российском фондовом рынке.
- 95. Инвесторы, их общая характеристика и классификация в зависимости от цели и инвестирования.
- 96. Виды и характеристика профессионалов фондового рынка.
- 97. Основные биржевые индексы, их характеристика, роль и значение в экономике.
- 98 Инвестиционный портфель: типы портфелей ценных бумаг и классификация в зависимости от источника дохода.
- 99 Элементы инвестиционного проекта, его фазы и этапы цикла.
- 101. Источники финансирования инвестиционной деятельности предприятия.
- 102 Роль прибыли в формировании финансовых ресурсов государства и отдельных хозяйствующих субъектов, норма прибыли.