logo search
Теория денег и кредита / Шпора к экзамену по ТДК в СПбГУЭФ (2004-2005 уч

16. Сущность и функции банков.

Ком. банки – предприятия, осуществляющие мобилизацию свободных денежных капиталов и средств и размещающие их на основе принципов возвратности, срочности, платности и извлекающие на основе этого свою прибыль. Характерной чертой всех банков является то, что их основная операция – депозитно-ссудная. Функции ком. банка (выполнение всех функций характеризует кредитный институт как банк):

- посредничества в кредите;

- посредничества платежа;

- мобилизация доходов и сбережений населения и превращение их в капитал;

- создание кредитных денег

Основная функция – посредничества в кредите. Ее содержание – мобилизация свободных денежных капиталов. На ее основе ком. банки обеспечивают перелив капитала между отраслями. Ком. банки существенно снижают издержки связанные с этим движением капитала. Благодаря деятельности банков краткосрочные ресурсы могут использоваться как средне- и долгосрочные.

Посредничество платежа – банки берут на себя осуществление расчетов своих клиентов за счет привлеченных средств. Т.о. уменьшаются издержки предприятий на ведение кассового хозяйства. Банки организуют расчеты между предприятиями безналичным путем. Следовательно, формируется система безналичных расчетов и уменьшаются совокупные издержки обращения общества.

Ком банки собирают мельчайшие суммы доходов и сбережений населения и превращают их в ссудный капитал. За счет этого увеличивается общий объем функционирующего капитала.

Уникальная функция – создание кредитных денег. Банки кредитуют хозяйствующие субъекты путем выдычи своих долговых обязательств. А т.к. банки пользуются уважением и доверием, то эти долговые обязательства начинают обращаются наряду с металлическими деньгами.

С развитием рыночных отношений банки начинают выполнять еще 2 функции:

- учредительская эмиссионная функция. На ее основе банки начинают заниматься долгосрочным кредитование и финансированием хозяйства.

- консультирование своих клиентов (прекрасное знание конъюнктуры, глубочайший анализ экономики и отдельных отраслей, рынков).