382 • Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
ляемую специализированной организацией, имеющей соответствующуюлицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется на рассмотрение Правительства РФ.
Федеральный фонд ведет учет и отчетность в установленном порядке.
Ликвидация и реорганизация фонда осуществляются в случае принятия соответствующего федерального закона и проводятся в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования, как и федеральный, созданы для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования; являются юридическими лицами; осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Территориальные фонды подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти.
Основными задачами территориального фонда (согласно соответствующему положению) являются:
обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О меди цинском страховании граждан в Российской Федерации»;
обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхо вания;
обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхова ния граждан;
достижение социальной справедливости и равенства всех граж- ^ дан в системе обязательного медицинского страхования;
обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного! медицинского страхования.
В соответствии с вышеперечисленными задачами выделяются еле- \ дующие функции территориального фонда:
осуществление финансирования обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками), заключивши ми договоры обязательного медицинского страхования по дифференци рованным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением терри ториального фонда;
выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направ- i ляемых на проведение обязательного медицинского страхования;
предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
накопление финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
разработка правил обязательного медицинского страхования гра ждан на соответствующей территории;
10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции • 383
контроль за рациональным использованием финансовых средств,направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;
осуществление взаимодействия с Федеральным фондом обяза тельного медицинского страхования и другими территориальными фон дами обязательного медицинского страхования;
предоставление Федеральному фонду обязательного медицин ского страхования информации о финансовых ресурсах системы обяза тельного медицинского страхования и другой информации в пределах своей компетенции;
проведение разъяснительной работы по вопросам, относящимся к компетенции территориального фонда;
10) осуществление других мероприятий по организации обязатель ного медицинского страхования граждан.
Финансовые средства территориального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Источники образования финансовых средств территориального фонда обязательного медицинского страхования:
часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности на обязательное медицинское страхование, а также средства, предусматри ваемые органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
доходы, получаемые от использования временно свободных фи нансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств территориального фонда;
финансовые средства, взыскиваемые со страхователей, медицин ских учреждений и других юридических и физических лиц в результате предъявления им регрессных требований;
добровольные взносы физических и юридических лиц;
5) иные поступления, не запрещенные законодательством РФ. Временно свободные финансовые средства территориального фонда
в целях их защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Доходы от использования временно свободных финансовых средств И нормированного страхового запаса финансовых средств территориального фонда могут быть использованы на следующие цели:
пополнение фондов территориального фонда;
выравнивание условий деятельности медицинских учреждений, ОсУществляющих программу обязательного медицинского страхования;
384» Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений;
организацию мероприятий по снижению рисков заболеваний сре ди граждан.
Руководство деятельностью территориального фонда осуществляется правлением и его постоянно действующим исполнительным органом — исполнительной дирекцией, возглавляемой исполнительным директором.
Для выполнения своих задач территориальный фонд может создавать в городах и районах филиалы, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с положением, утверждаемым исполнительным директором территориального фонда.
Функции правления территориального фонда обязательного медицинского страхования:
определение перспективных задач фонда;
утверждение положения о ресурсах территориального фонда;
участие в согласовании с соответствующим органом исполни тельной власти кандидатуры на должность исполнительного директора;
согласование с органами исполнительной власти, профессио нальными медицинскими ассоциациями территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан;
установление порядка отчислений финансовых средств в терри ториальный фонд его филиалами;
утверждение годовых отчетов о результатах деятельности терри ториального фонда, определение направления использования прибыли территориального фонда, нормированного страхового запаса его финан совых средств и порядка покрытия убытков;
представление на утверждение в органы государственной власти нормативных актов по совершенствованию системы обязательного меди цинского страхования;
формирование ревизионной комиссии.
Кандидатура исполнительного директора территориального фонда,' а также положение об исполнительной дирекции, правила обязательного медицинского страхования граждан соответствующей территории и порядок определения дифференцированных подушевых нормативов на обязательное медицинское страхование отдельных групп населения утверждаются соответствующим органом исполнительной власти.
Исполнительный директор формирует исполнительную дирекцию территориального фонда, структура и состав которой утверждаются соответствующим органом исполнительной власти.
Контроль за деятельностью территориального фонда осуществляе ревизионная комиссия.
10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции • 385
Правление территориального фонда по мере необходимости, но нереже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности территориального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется органам представительной и исполнительной власти.
Отчет о доходах и использовании средств территориального фонда, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соответствующими органами представительной и исполнительной власти и публикуется в средствах массовой информации.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по объемам аккумулируемых в нем средств значительно уступает Пенсионному фонду и Фонду социального страхования (см. табл. 10.7).
Проблемы и перспективы функционирования государственных внебюджетных фондов. Несмотря на огромные масштабы финансовых ресурсов, перераспределяемых посредством социальных внебюджетных фондов, они явно недостаточны для организации социальной защиты и социального обеспечения российского народа на приемлемом — по современным меркам развитых стран — уровне. В качестве общих для всех внебюджетных фондов можно выделить следующие задачи:
обеспечение строго целевого использования аккумулируемых в этих фондах финансовых ресурсов;
организация эффективного контроля за использованием средств фондов, в том числе контроля за процессами их территориального рас пределения;
проведение регулярного комплексного анализа финансовой дея тельности фондов;
повышение открытости бюджетного процесса;
— расширение предоставления информации о деятельности фондов.
Обеспечение целевого использования средств является главным условием эффективного использования финансовых ресурсов и их направления на цели, ради которых эти фонды созданы. С этой задачей связана и необходимость обеспечения контроля за рациональным расходованием средств фондов. В обеспечении контроля за расходованием средств важную роль призвано сыграть казначейское исполнение бюджетов внебюджетных фондов.
Одним из основополагающих принципов бюджетной системы, которые должны реализовываться и в организации деятельности государственных внебюджетных фондов, является гласность и открытость информации о фондах. Это тем более важно, что бюджеты фондов составляют в совокупности значительные объемы. Необходимость открытости информации о деятельности фондов обусловливается также социальной
Таблица 10.7 Поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования
(млн руб.; до 1998 г. — млрд руб.)
со
i1
| 1993 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |
|
Остаток средств на начало года | - | 14 | 9 | 57 | 13 | 12 | 27 | 42 | 25 | 33 |
|
Поступление | 54 | 512 | 846 | 1102 | 1278 | 1984 | 2887 | 3988 | 5089 | 5795 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
страховые взносы, нало- | 54 | 507 | 810 | 1052 | 1116 | 1907 | 2818 | 3966 | 50581 | 57711 |
|
говые платежи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
от вклада на депозит | — | 5 | 13 | 7 | 12 | 9 | 16 | 21 | 29 | 22 |
|
и прочих финансовых |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вложений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
возврат ранее размещен- | — | 0,0 | 23 | 11 | 53 | 0,1 | 12 | — | — | — |
|
ных средств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
штрафы, пени, прочие | — | — | — | 32 | 43 | 68 | 41 | 0,1 | — | — |
|
санкции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прочие поступления | — | — | — | — | 54 | — | 0,2 | 1 | 2 | 2 |
|
Расходование | 28 | 516 | 798 | 1146 | 1279 | 1969 | 2872 | 4005 | 5081 | 5807 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на финансирование це- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
левых программ обяза- | — | 47 | 69 | 108 | 127 | 166 | 420 | 351 | 502 | 600 |
|
тельного медицинского |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
страхования и отдель- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ных мероприятии по |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
здравоохранению |
|
|
|
|
|
|
|
| | | J | 1 |
на субвенции территори- | 14 | 397 | 660 | 947 | 1024 | 1703 | 2352 | 3562 | 4481 ] | 5095 1 |
альным фондам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на финансирование рас- | — | - | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
ходов по науке и научно- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
му обслуживанию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на финансирование рас- | — | — | 4 | 4 | 4 | 6 | 3 | 3 | 3 | 3 |
ходов по образованию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на финансирование ис- | 1 | 11 | 17 | 20 | 25 | 28 | 34 | 39 | 40 | 52 |
полнительной дирекции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фонда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
на финансирование рас- | — | 26 | 21 | 25 | 30 | 40 | 38 | 40 | 39 | 40 |
ходов по созданию и со- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
вершенствованию ин- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
формационной системы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фонда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
платежи в бюджет | 5 | - | - | - | 0,0 | - | - | 0,04 | - | 5 |
финансовые вложения | 5 | 25 | - | - | 2 | - | - | - | - | — |
прочие расходы | 3 | 10 | 24 | 38 | 64 | 22 | 21 | 6 | 12 | 8 |
ё 8.
G)
1
Источник: Российский статистический ежегодник. М.: Росстат, 2004. С. 570.
Включая штрафы, пени, прочие санкции.
388 • Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
значимостью выполняемых ими задач. Между тем с самого момента учреждения системы государственных социальных внебюджетных фондов освещение их деятельности в массовых источниках информации носило ограниченный, к тому же далеко неполный характер. Информация о финансовом состоянии фондов не публикуется в широкой печати. Более того, до недавнего времени она не всегда публиковалась даже в регулярно выпускаемых сборниках Госкомстата РФ. И в настоящее время данные о формировании и использовании финансовых ресурсов государственных внебюджетных фондов публикуются со значительной задержкой. Масштабность проходящих через внебюджетные фонды финансовых потоков вызывает необходимость их всестороннего анализа. Анализ финансовой деятельности фондов необходимо проводить по следующим основным направлениям:
анализ выполнения плановых показателей деятельности фондов, утвержденных соответствующими законами о их бюджетах;
анализ целевого использования средств;
анализ административных издержек фондов;
развернутый анализ доходов и расходов, их динамики;
анализ капитала фондов;
анализ бюджетов и финансовых потоков фондов;
— анализ динамики остатков денежных средств на счетах фондов. Анализ выполнения плана доходов должен проводиться в увязке с вы*5
полнениемрасходной части фондов, что важно не только при невыполнении плана поступлений доходов, но и при его перевыполнении. Необходима оценка фактического финансирования расходов как с точки зрения непосредственных обязанностей фондов, так и административных и прочих расходов. При анализе доходов следует обращать внимание на их динамику и обусловившие ее причины. Собственно, увеличение суммы доходов не является показателем эффективной работы фондов: такое повышение может быть обусловлено причинами, не зависящими от деятельности самих фондов; общим экономическим подъемом; опережающим ростом заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с коммерческими организациями и т. д.
В любом случае при анализе поступлений доходов в фонды обязательного медицинского страхования следует: сравнивать темпы роста доходов фондов и темпы роста ВВП, темпы роста номинальной заработной платы в регионах, а также равномерность поступлений в прочие внебюджетные фонды за анализируемый период. При анализе расходов необходимо рассматривать динамику общей суммы расходов, изменения в структуре расходов, а также соответствие изменения расходов изменению доходов.
10.5. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды • 389
Квалифицированно проведенный анализ деятельности государственных социальных внебюджетных фондов, объективно сделанные вы-Боды по его результатам позволят принять необходимые решения по устранению недостатков в деятельности фондов и на этой основе повысить эффективность их функционирования.
- Раздел I
- Глава 1
- 1,1. Общее понятие о финансах и финансовой системе
- 1.2. Функции финансов
- Финансовый баланс
- 1.3. Роль финансов в экономике и финансовая политика
- Глава 2
- 2.1. Сущность и методы управления финансами
- 2.2. Финансовый контроль
- 2.3. Финансовая политика
- Раздел II государственные и муниципальные финансы
- Глава 3
- 3.1. Общее понятие о государственных финансах и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 3.2. Институциональный охват (границы сферы государственных финансов)
- 3.3. Уровни управления и структура государственных финансов
- 3.4. Потоки и запасы в системе государственных финансов
- 3.5. Принципы систематизации финансовых операций и основные категории государственных финансов в традиционном понимании
- Основные показатели государственных финансов
- Баланс активов и пассивов
- 3.7. Бюджетное планирование
- Глава 4
- 4.1. Общее понятие о доходах
- 4.2. Налоговые доходы
- 4.3. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества
- 4.4. Реформирование налоговой системы Российской Федерации
- 4.5. Неналоговые доходы
- Глава 5
- 5.1. Общее понятие о расходах и их классификация в традиционной системе государственных финансов
- 5.2. Основные категории расходов по функциональному назначению в традиционной системе государственных финансов
- 5.3. Расходы по экономическому назначению в традиционной системе государственных финансов. Перекрестная классификация расходов
- Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования
- 5.4. Роль государственных расходовв социально-экономическом развитии страны
- 5.4. Роль государственных расходов* 157
- 5.4. Роль государственных расходов • 159
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- 6.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования
- 6.2. Финансирование дефицита бюджета
- 6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов
- 6.4. Влияние способов и источников финансирования дефицита бюджета на экономику
- 6.5. Понятие и классификации государственного долга
- 6.6. Управление государственным долгом
- 6.7. Влияние государственного долга на экономику
- 6.8. Фискальная политика и балансирование бюджета
- Глава 7
- 7.1. Доходы
- 7.2. Расходы
- 7.2.1. Расходы по функциональному назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.2. Расходы по экономическому назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.3. Перекрестная классификация в реформированной системе государственных финансов
- 7.3. Баланс активов и пассивов 7.3.1. Общее понятие о балансе активов и пассивов
- 7.3.2. Основные понятия, используемые в балансе активов и пассивов
- 7.3.3. Финансовые требования по секторам контрагентов и финансовым инструментам
- 7.3.4. Операции с активами и пассивами
- 7.4. Другие экономические потоки
- Контрольные вопросы
- 8.1. Общее понятие о межбюджетных отношениях
- 288 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 290 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.2. Федерализм как инструмент разрешения проблем межбюджетных отношений
- 292 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- Фонды бюджетного процесса
- 29В • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов. Пути совершенствования межбюджетных отношений
- 9.2. Особенности организации муниципальных финансов в Российской Федерации
- 9.3. Функции местных бюджетов и проблемы местного самоуправления
- 9.4. Формирование доходов органов местного самоуправления
- 9.5. Разграничение расходных полномочий и функциональных расходов между уровнями управления и их финансовое обеспечение
- Глава 10
- 10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- 362* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.3. Фонд социального страхования, его функции,формирование и использование
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- 382 • Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.5. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
- Ставки есн
- Раздел 111
- Глава 11
- Основные организационно-правовые формыкоммерческих организаций
- Индивидуальный
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 399
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 401
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 403
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 405
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 407
- Глава 12
- 12.1. Общее понятие о финансах предприятия
- 12.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
- 12.3. Доходы и расходы организаций
- 12.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния
- 12.5. Управление оборотным капиталом
- 12.6. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала
- 12.7. Оценка финансового состояния предприятия
- Глава 13
- 13.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса
- Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах1
- 13.2. Налогообложение предпринимателей и организаций
- 13.3. Государственная политика в области малого бизнеса
- 13.4. Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- 14.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы
- Отрасли страхования
- Формы страхования
- 14.3. Состояние страхового рынка в России
- Глава 15
- 15.1. Характеристика некоммерческих организаций
- Нко, обслуживающие домашние хозяйства в ввп, рассчитанном методом использования доходов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов • 499
- 15.3. Финансы общественных некоммерческих организаций,фондов, учреждений, других организаций
- Глава 16
- 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента
- 16.2. Базовые теории и концепции финансового менеджмента
- 16.3. Методологические основы принятия финансовых решений
- 16.4. Финансовые инструменты как средство управления финансовыми ресурсами предприятий
- 16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- 16.6. Методология управления финансовыми ресурсами предприятий
- 536 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.7. Управление финансовыми ресурсами предприятий
- 544 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.8. Формирование структуры капитала предприятия
- 16.9. Управление активами предприятий
- 16.10. Основы антикризисного управления
- 16.10. Основы антикризисного управления • 555
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17
- 17.1. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
- 17.2. Международные валютные отношения —важный сегмент финансовой системы
- 17.3. Особенности функционирования финансовых системэкономически развитых стран
- 17.4. Деятельность международных кредитных организаций
- 17.5. Платежный баланс и его особенности в России
- 17.6. Финансы и глобализация экономики
- Раздел I финансы и финансовая система российской федерации
- Глава 4. Доходы государственного бюджета 105
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17. Международные финансы 568