3. Финансовое прогнозирование на основе сбалансированной системы показателей
Финансовое прогнозирование – процесс разработки финансовых прогнозов, которые являются основой финансового планирования и источником дополнительной информации при принятии управленческих решений.
Цель финансового прогнозирования – научное обоснование гипотезы о вероятном будущем финансовом состоянии компании в целом или в определенном структурном подразделении.
Задачи:
Прогноз доходов и расходов – определенные результаты операционной деятельности
Задача прогнозного баланса – расчет структуры источников финансирования и определение потребности в дополнительном финансировании
Прогноз движения денежных средств: анализ текущих денежных потоков, оценка будущих; способность компании выплачивать дивиденды и погашать обязательства; определение необходимых и дополнительных финансовых ресурсов.
Бюджетирование на основе сбалансированной системы показателей
Одной из современных и применяемых на практике концепций стратегического управления организацией, позволяющей интегрировать финансовые и нефинансовые показатели результативности хозяйственной деятельности, является Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard - BSC). Концепция ССП предполагает выделение в организации четырех стратегически важных аспектов деятельности (сфер бизнеса): финансы, клиенты, внутренние процессы, развитие и обучение (рис. 11.4.1).
Как правило, стратегический процесс в любой организации реализуется сверху вниз. Вначале на основе видения высшего менеджмента определяется общая, в том числе финансовая стратегия организации. Далее формируются цели каждой сферы, их достижение будет свидетельствовать о продвижении по пути реализации общей стратегии организации. Между сферами должна быть определена четкая причинно-следственная связь, для каждой установлены финансовые и нефинансовые ключевые показатели деятельности или ключевые показатели результатов работы (Key Performance Indicators - KPI). Все они должны быть взаимосвязаны между собой, в этом и заключается их сбалансированность.
Для внедрения концепции ССП необходимо, во-первых, построить «стратегическую карту», которая определяет для каждого подразделения и сотрудника организации их роль в реализации стратегии. Стратегические карты могут быть созданы на любом уровне управления, и каждый уровень должен иметь возможность видеть свое место на общей стратегической карте организации. Во-вторых, для каждой из четырех сфер разрабатываются KPI.
Реализуется концепция ССП через систему финансового прогнозирования, долгосрочного финансового планирования и бюджетирования (табл. 11.4.1).
Таблица 11.4.1 Организация бюджетирования на основе ССП
Сферы бизнеса | KPI | Виды бюджетов |
Финансы | - совокупные активы; - совокупные активы на сотрудника; - доходы к совокупным активам (S/A);- доходы на сотрудника; - доходы от новых продуктов; - прибыль к совокупным активам (ROI, ROA);- прибыль на сотрудника;- ROIC;- EVA и др. | Операционные и сводные бюджеты (БДР, БДДС и БЛ). |
Клиенты | - количество клиентов; - доля рынка; - средний оборот на клиента; - среднее время, затрач на взаимоотношения с клиентом; - индекс лояльности клиентов; - индекс удовлетворенности клиентов и др. | Бюджеты коммерческих и управленческих (общехозяйственных) расходов. |
Внутренние процессы | - своевременная доставка; - рост производительности труда; - административные расходы; - оборачиваемость складских запасов; - время подготовки производства; - стоимость административных ошибок; - прямые контакты с клиентами и др. | Инвестиционные бюджеты. Бюджет управленческих (общехозяйственных) расходов. |
Развитие и обучение | - текучесть кадров; - время на обучение; - среднее время отсутствия; - ежегодные затраты на обучение на человека; - индекс удовлетворенности сотрудников и др. | Бюджет управленческих (общехозяйственных) расходов. |
Билет 17
1. Модели оптимизации денежных активов (как использовать в управлении платежеспособности) = вопросу 1 билет 4
- Политика управления дебиторской задолженностью
- -Учет векселей, выданных покупателем
- Организация системы бюдж-я
- Собственные:
- Денежные потоки – виды, подходы к управлению (cash flow, fcf, ffo, ebitda)
- 3) Операционный сf до изменений в оборотном капитале (по текущей деятельности)
- Ценовая политика – оценка рыночных условий и выбор модели ценовой политики
- 5. Выделение основных направлений процесса управления ценами:
- Использование инструментов операционного анализа для управления прибылью
- Оптимизация объема и структуры оборотных активов
- Цена капитала (средневзвешенная, предельная, фактическая, eva)
- 1) Стоимость привилегированных акций
- 2) Стоимость обыкновенных акций
- Факторы, влияющие на ценовую политику
- 5. Выделение основных направлений процесса управления ценами:
- Денежные активы – оптимизация остатков денежных активов
- Моделирование по методу Монте-Карло
- 3.Совокупный риск организации
- Краткосрочные заемные источники финансирования оборотных активов
- Эффект финансового рычага
- Политика управления внеоборотными операционными активами
- 1. Анализ воа в предшествующем периоде.
- 6. Оптимизация структуры источников и выборе форм их финансирования
- Билет 6
- 1. Методы обеспечения платежеспособности
- 2. Формирование дивидендной политики
- Дивидендный доход (дд)
- Коэффициент соотношения рын цены и прибыли на одну обыкновенную акцию (кцп)
- Билет 7
- 1. Цикл оборотных средств
- 2. Моделирование устойчивого роста
- 3. Собственные источники финансирования
- 1. Использование инструментов операц анализа в ассортиментной политике
- 2. Политики финансирования (агресс, умер, консерв) – проблема выбора
- 3. Особенности управления ОбА и оборотными средствами
- 7. Все виды ОбА подвержены риску потерь:
- 8. Выбор форм и источников финансирования оборотных активов.
- 9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оа Билет 9
- 2. Бюджетирование как инструмент финансового планирования
- 3.Внутренние и внешние источники финансирования (проблемы мобилизации) Билет 10
- 1. Рефинансирование дебиторской задолженности
- 2. Цена собственного капитала (модели)
- 1) Стоимость привилегированных акций
- 2) Стоимость обыкновенных акций
- 3. Нематериальные активы (обеспечение конкурентных преимуществ, управление брендом)
- Маржинальный доход: сущность, расчет, использование в определении финансового результата
- Типы дивидендной политики, методы дивидендных выплат
- Финансвоые стратегии (ускор роста, устойч роста, консерв стратегия – сокращение, сжатие)
- Политика управления запасами как фактор роста прибыли
- Понятие структуры капитала (отличие от фин левериджа)
- Внеоборотные активы (виды: операц и неоперац, особенности управления и финансирования)
- 1. Анализ воа в предшествующем периоде.
- 6. Оптимизация структуры источников и выборе форм их финансирования
- Кредитная политика
- Анализ дз организации в предшествующем периоде. Основная задача - оценка уровня и состава дз организации, а также эфф-ти инвестир-ных в нее фин-вых средств.
- Формирование принципов кредитной политики по отнош-ю к покуп-лям продукции.
- Определение возможной суммы ОбК, напр-мого в дз по товарн (коммерч) кредиту
- -Учет векселей, выданных покупателем
- 3 Ключевых бюджетов фирмы, - бюджетную систему:
- 1) Бюджет движения денежных средств (бддс) / Cash Flow
- 2) Бюджет доходов и расходов (бдр) / Profit and Loss
- 3)Баланс, или Балансовый лист (бл) / Balance sheet
- Формирование системы скидок как инструмент стимулирования продаж
- Капитал организации (цена, структура, факторы, подходы к формированию)
- Подходы к финансированию оборотных активов
- Собственные:
- Операционные затраты
- Методы определения цены заемного капитала – на всяк случай можно про wacc добавить
- Основные направления реализации финансовой политики (долгосроч и краткосроч)
- 1. Собственные оборотные средства – сущность и порядок расчета
- 2. Определение wacc (влияние факторов)
- 3. Финансовое прогнозирование на основе сбалансированной системы показателей
- 2. Целевая структура капитала
- Билет 18
- 1. Текущие финансовые потребности в системе упр-ия фин. Обеспечением
- 3. Ценовая политика (отличие от политики ценообр, управления ценами)
- 5. Выделение основных направлений процесса управления ценами:
- Взаимодействие операционного и финансового левериджа
- Оборачиваемость активов, их воздействие на финансовые результаты
- Управление ценой и структурой капитала
- 1) Стоимость привилегированных акций
- 2) Стоимость обыкновенных акций
- Финансовая политика – понятие, цели и т.Д.
- Основные направления развития swot анализа:
- Методы определения базовой цены
- Финансовое прогнозирование – понятие, цели, методы и т.Д.
- Привлеченные источники финансирования (векселя, Крз, эмиссия акций)
- Оборотные активы
- 7. Все виды ОбА подвержены риску потерь:
- 8. Выбор форм и источников финансирования оборотных активов.
- 9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оа
- Коэффициент устойчивого роста
- Ключевые финансовые показатели (их использование в Value best management)
- Источники финансирования организации
- 1)Классификация источников финансирования
- Операционный леверидж
- Формы расчетов с покупателями (безналичные, наличные расчеты, отсрочки платежей – как влияет на дебиторскую задолженность)