logo
ВСЕ ШПОРЫ ФИНПОЛ

Политика управления дебиторской задолженностью

ДЗ является составляющей ОбК, которая представляет собой требования к ФЛ и ЮЛ относительно оплаты товаров, продукции, услуг. Большая ее часть в общей структуре активов снижает ликвидность и фин стойкость п/п и повышает риск фин-х потерь.

Политика управления ДЗ - часть общей политики управления ОбК и маркетинговой политики организации, напр на расширение объема реализации пр-ции и заключ-ся в оптимизации общего размера этой зад-ти и обеспечении своевременной ее инкассации.

Этапы формирование политики управления ДЗ организации.

  1. Анализ ДЗ организации в предшествующем периоде. Основная задача - оценка уровня и состава ДЗ организации, а также эфф-ти инвестир-ных в нее фин-вых средств.

  1. Формирование принципов кредитной политики по отнош-ю к покуп-лям продукции.

Кред пол – свод правил, регламентирующих предоставление коммерческого кредита и порядок взыскания ДЗ. Принимается на год. Тип кредитной политики связан с типом политики упр-я ОбА. (агресс, умер, конс – кред риск). Цели: повышение эфф-ти инв-я средств в ДЗ, увеличение объёма продаж.

  1. Определение возможной суммы ОбК, напр-мого в ДЗ по товарн (коммерч) кредиту

Идз = Орк х Кс:ц х (ППКср + ПРср) : 360, где Идз —сумма финансовых средств, инвестируемых в ДЗ; Орк — планируемый объем реализации продукции в кредит; Кс:ц — коэффициент соотношения с\с и цены; ППКср, — средний период предоставления кредита покупателям, в днях; ПРср — средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях. Если фин возможности орг-ции не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме - скорректирован объем реализации в кредит.

  1. Формирование системы кредитных условий - срок предоставления кредита (кредитный период), размер предоставляемого кр (кред лимит), ст-ть предоставления кр (система ценовых скидок), система штрафных санкций за просрочку исполнения обяз-тв покуп-лями.

ПСк = ЦСн х 360 / СПк, где ПСк — годовая норма % ставки за предост-мый кредит; ЦСн — ценовая скидка, предостпокупателю при осуще-и немедл-го расчета за приобретенную продукцию; в %, СПк — срок предоставления кредита (кредитный период), в днях.

  1. Формирование стандартов оценки покупателей и условий предоставления кредита - определение с-мы хар-тик, оценивающих кредитосп-ть отд-х групп покуп-лей.

  2. Формирование процедуры инкассации ДЗ: группировка покупателей по уровню кр-сти, дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кр-сти покупателей.

  3. Обеспечение использования в организации соврем-х форм рефинансирования ДЗ:

1 - Факторинг