logo
ВСЕ ШПОРЫ ФИНПОЛ

3. Финансовое прогнозирование на основе сбалансированной системы показателей

Финансовое прогнозирование – процесс разработки финансовых прогнозов, которые являются основой финансового планирования и источником дополнительной информации при принятии управленческих решений.

Цель финансового прогнозирования – научное обоснование гипотезы о вероятном будущем финансовом состоянии компании в целом или в определенном структурном подразделении.

Задачи:

  1. Прогноз доходов и расходов – определенные результаты операционной деятельности

  2. Задача прогнозного баланса – расчет структуры источников финансирования и определение потребности в дополнительном финансировании

  3. Прогноз движения денежных средств: анализ текущих денежных потоков, оценка будущих; способность компании выплачивать дивиденды и погашать обязательства; определение необходимых и дополнительных финансовых ресурсов.

Бюджетирование на основе сбалансированной системы показателей

Одной из современных и применяемых на практике концепций стратегического управления организацией, позволяющей интегрировать финансовые и нефинансовые показатели результативности хозяйственной деятельности, является Сбалансированная система показателей (Balanced Scorecard - BSC). Концепция ССП предполагает выделение в организации четырех стратегически важных аспектов деятельности (сфер бизнеса): финансы, клиенты, внутренние процессы, развитие и обучение (рис. 11.4.1).

Как правило, стратегический процесс в любой организации реализуется сверху вниз. Вначале на основе видения высшего менеджмента определяется общая, в том числе финансовая стратегия организации. Далее формируются цели каждой сферы, их достижение будет свидетельствовать о продвижении по пути реализации общей стратегии организации. Между сферами должна быть определена четкая причинно-следственная связь, для каждой установлены финансовые и нефинансовые ключевые показатели деятельности или ключевые показатели результатов работы (Key Performance Indicators - KPI). Все они должны быть взаимосвязаны между собой, в этом и заключается их сбалансированность.

Для внедрения концепции ССП необходимо, во-первых, построить «стратегическую карту», которая определяет для каждого подразделения и сотрудника организации их роль в реализации стратегии. Стратегические карты могут быть созданы на любом уровне управления, и каждый уровень должен иметь возможность видеть свое место на общей стратегической карте организации. Во-вторых, для каждой из четырех сфер разрабатываются KPI.

Реализуется концепция ССП через систему финансового прогнозирования, долгосрочного финансового планирования и бюджетирования (табл. 11.4.1).

Таблица 11.4.1 Организация бюджетирования на основе ССП

Сферы бизнеса

KPI

Виды бюджетов

Финансы

- совокупные активы; - совокупные активы на сотрудника; - доходы к совокупным активам (S/A);- доходы на сотрудника; - доходы от новых продуктов; - прибыль к совокупным активам (ROI, ROA);- прибыль на сотрудника;- ROIC;- EVA и др.

Операционные и сводные бюджеты (БДР, БДДС и БЛ).

Клиенты

- количество клиентов; - доля рынка;

- средний оборот на клиента; - среднее время, затрач на взаимоотношения с клиентом; - индекс лояльности клиентов; - индекс удовлетворенности клиентов и др.

Бюджеты коммерческих и управленческих (общехозяйственных) расходов.

Внутренние процессы

- своевременная доставка; - рост производительности труда; - административные расходы; - оборачиваемость складских запасов; - время подготовки производства; - стоимость административных ошибок; - прямые контакты с клиентами и др.

Инвестиционные бюджеты.

Бюджет управленческих (общехозяйственных) расходов.

Развитие и

обучение

- текучесть кадров; - время на обучение; - среднее время отсутствия; - ежегодные затраты на обучение на человека; - индекс удовлетворенности сотрудников и др.

Бюджет управленческих (общехозяйственных) расходов.

Билет 17

1. Модели оптимизации денежных активов (как использовать в управлении платежеспособности) = вопросу 1 билет 4