logo
ВСЕ ШПОРЫ ФИНПОЛ

Методы определения базовой цены

Управление ценами - Установление, мониторинг, анализ, регулирование цен на продукцию (товары, работы, услуги) в зависимости от рыночной конъюнктуры. Политика ценообразования - Формирование цены конкретного вида продукции (товаров, работ, услуг) Ценовая политика - Деятельность организации по целенаправленному использованию цены для достижения целей и задач ЦП-УЦ+ПЦ

Базовая цена – цена без скидок, надбавок и налогов, непосредственно формирующих цены реализации.

Методы формирования базовой цены:

А) Метод полной себестоимости:

Нц = С + (Р х С) : 100%, где Нц – новая цена, С – скалькулированная полная себестоимость товара, Р – рентабельность товара к его полной себестоимости, %

Б) Метод маржинальных издержек: ставка переменных затрат (переменные затраты на единицу) + валовая маржа на единицу продукции.

В) Метод прямых затрат:

Пц = Спн + (Спн х Нс) : 100%, где Пц – предельная цена, Спн – сумма прямых затрат и накладных затрат в расчете на изделие, Нс – надбавка на покрытие счета 26 и 44, %

Г) Рентабельность проекта инвестиций (или метод определения минимальной (предельной) цены реализации

Пц = Спп + (Зф х Пз) :Q

100% Где Спп – сумма переменных и постоянных затрат в расчете на изделие, Зф – сумма кредита на финансирование проекта, Пз - % по кредиту, Q – предполагаемый объем производства, руб.

К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.

Ц=С∙(1+Np),  где С— себестоимость продукции; NP — норма рентабельности.

Норма рентабельности определяется исходя из внутренней рентабельности предприятия, среднеотраслевых норм, указаний вышестоящих организаций или регулирующих органов. Метод полных издержек повсеместно использовался в бывшем СССР всеми категориями предприятий, носил ярко выраженный затратный характер, так как задачей руководства предприятия при формировании цены являлось максимальное увеличение плановых затрат. В настоящее время он применяется на рынках с несовершенной конкуренцией. К недостаткам данного метода относится и то, что не учитывается поведение конкурентов, эластичность спроса

Основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат.

Достоинства метода. Учитывается платность финансовых ресурсов, привлекаемых для производства и реализации товара.

Недостатки метода. Трудно учитывать изменения ставок процентов за кредит в условиях инфляционной нестабильности.

Область применения. Может быть использован при любом ассортиментном спектре товаров, традиционных для рынка или новых. Особенно подходит для случая, когда товар новый для предприятия, но на рынке он уже присутствует и цена на него устоялась.

Предприятие старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат. Оценке может подвергаться ценовая готовность предполагаемого покупателя. В варианте тендерного метода покупатели анонимно участвуют в конкурсе предложения цены и объема; выигрывает тот, чье предложение обеспечивает продавцу максимальную прибыль.

Достоинства метода. Концентрирует внимание на покупателе, на его платежеспособности, заинтересованности в товаре и на свойственном ему доверии к цене.

Недостатки метода. Нужны тонкие и дорогостоящие маркетинговые исследования или приходится идти на риск гипотетических обоснований.

Область применения. Используется при размещении крупных, часто - государственных, заказов.

Билет 22

  1. Формирование системы скидок = вопросу 1 билет 14