76. Увольнение при ликвидации и сокращении штатов: основание, порядок, гарантии.
Основанием увольнения является ликвидация предприятия или сокращение штатов.
Ликвидация юридического лица - способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Под сокращением понимается уменьшение общего количества работников всех категорий в организации либо по определенной категории в целом по организации.
При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.
Порядок определения преимущественного права на оставление на работе:
- администрация должна проверить, нет ли среди лиц, должности которых сокращаются, тех, кого уволить по инициативе администрации запрещено;
- определить работников, имеющих в соответствии с законом преимущественное право на оставление на работе.
При сокращении численности или штата работников организации преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается:
- семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию);
- лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
- работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание;
- инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
- работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников организации, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Согласно статьи 178 ТК при расторжении ТД в связи с ликвидацией организации (пункт 1 статьи 81 ТК) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 статьи 81 ТК) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
- 1. Понятие управления. Система знаний науки управления.
- 2. Системный анализ как метод науки управления. Основные аспекты системного анализа организации как объекта управления.
- 3. Организация как социальная система. Законы и принципы организации.
- 4. Виды социальных организаций в обществе (административные, союзные, ассоциативные) и их особенности как объектов управления.
- 5. Структура социальных организаций: элементы, общие характеристики и закономерности.
- 6. Понятие о методе управления, классификация методов управления.
- 7. Природа и содержание функций менеджмента.
- 8. Стратегическое планирование как функция управления.
- 9. Организационные отношения в системе менеджмента.
- Организация- это одна из основных функций управления
- 10. Экспертные методы принятия решений.
- 11. Контроль как функция управления.
- 12. Сущность и типы организационных управленческих структур.
- 13. Методы и принципы построения организационной структуры управления.
- 14. Организационно-распорядительные методы управления.
- 15. Государственное управление как объект научного исследования.
- 16. Система и структура целей государственного управления.
- 17. Классификация органов государственного и муниципального управления.
- 18. Задачи и функции государственного управления.
- 19. Система федеральных органов государственного управления.
- 20. Органы государственного управления субъектов Российской Федерации.
- 21. Общие принципы организации государственного управления.
- 1. Общественно-политические принципы:
- 2. Организационно структурные принципы:
- 22. Принципы федеративного устройства и местного самоуправления в Российской Федерации.
- 23. Политический механизм государственного управления.
- 24. Общее и особенное органов государственной власти и органов государственного управления.
- 25. Система и виды полномочий в аппарате управления.
- 26. Государственная служба как институт: цели, функции, задачи.
- 27. Принципы организации и функционирования государственной службы в Российской Федерации.
- 1. Конституционные:
- 2. Организационно-функциональные:
- 28. Основные направления реформы государственной службы в Российской Федерации.
- 29. Основные положения Европейской Хартии местного самоуправления и проблемы перестройки системы местного самоуправления в России на современном этапе.
- 30. Основные теории местного самоуправления.
- 31. Основные модели систем местного самоуправления развитых демократий: сравнительный анализ.
- 32. Основные этапы реформы системы местного самоуправления в Российской Федерации.
- 33. Необходимость, сущность, цели, задачи государственного регулирования экономики.
- 34. Зарубежные концепции государственного регулирования экономики.
- 35. Российская экономическая реформа: цели, механизмы, результаты.
- 36. Инвестиционная политика государства: цели, задачи, практика.
- 37. Система форм и методов государственного регулирования экономики.
- 38. Задачи и методы антикризисного управления.
- 39. Система финансового контроля.
- 40. Цели, организация и методы антимонопольного регулирования.
- 41. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 1. Регулирование экспорта:
- 42. Регулирование в сфере малого предпринимательства.
- 43. Социальная политика государства: цели, модели, практика.
- 44. Государственный сектор в Российской Федерации и методы управления им.
- 45. Регулирование деятельности естественных монополий.
- 46. Государственная региональная политика в Российской Федерации.
- 47. Государственное регулирование финансового рынка.
- 48. Инфляция в Российской Федерации и ее причины. Антиинфляционная политика.
- 49. Планирование и его функции в рыночной экономике.
- 50. Целевые программы в управлении экономикой.
- 1. По характеру исследования:
- 51. Современные тенденции в организации мировой экономики.
- 52. Государственное регулирование рынка недвижимости.
- 53. Центральный банк Российской Федерации, его статус и функции.
- 54. Финансовая политика государства, ее цели и принципы.
- 2. Бюджетная политика.
- 55. Государственный кредит и его значение для народного хозяйства.
- 56. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
- 57. Цели и принципы налоговой политики государства.
- 58. Кредитная система Российской Федерации. Регулирование кредитного рынка.
- 59. Регулирование государственного долга.
- 60. Регулирование деятельности коммерческих банков (кб).
- 61. Страховой рынок в Российской Федерации и его регулирование.
- 62. Местные бюджеты и их роль в территориальном экономическом управлении.
- 63. Межбюджетные отношения в Российской Федерации.
- 64. Финансы предприятия, их состав, источники образования.
- 65. Организации бухгалтерского учета в Российской Федерации.
- 66. Принципы и организация аудиторской деятельности в Российской Федерации.
- 67. Понятие и конституционные основы гражданства в Российской Федерации.
- 68. Федеративное устройство Российской Федерации:
- 69. Президент Российской Федерации: порядок выборов и компетенция.
- 70. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура и компетенция.
- 71. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
- 72. Понятие и виды органов исполнительной власти.
- 1. В соответствии с федеративным государственным устройством рф различают:
- 2. В зависимости от объёма и характера компетенции можно выделить:
- 3. Организационно‑правовая форма является признаком, по которому органы исполнительной власти подразделяются на:
- 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:
- 73. Обжалование неправомерных действий органов государственной власти
- 74. Коллективные договоры и соглашения и их роль
- 75. Трудовой договор (контракт) и его роль
- 76. Увольнение при ликвидации и сокращении штатов: основание, порядок, гарантии.
- 77. Дисциплинарная ответственность работников.
- 78. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха.
- 79. Коллективные трудовые споры: понятие, порядок разрешения.
- 80. Социальная защита в Российской Федерации: понятие, формы.
- 81. Пособие по временной нетрудоспособности:
- 82. Социальная защита лиц, потерявших работу.
- 83. Государственный служащий: понятие и классификация.
- 84. Государственная должность государственной службы Российской Федерации.
- 85. Понятие муниципального права.
- 86. Особенности выдвижения и избрания депутатов
- 87. Функции и полномочия структурных подразделений органа местного самоуправления.
- 88. Глава муниципального образования: полномочия, принципы деятельности.
- 89. Муниципальная служба: понятие и основные задачи, принципы.
- 90. Правовые основы бюджетно-финансовой деятельности местного самоуправления.
- 91. Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета.