logo
ГОСЫ_1 / ГОС[1]

56. Бюджетный процесс в Российской Федерации.

Социально‑экономическое обоснование бюджета.

Бюджет как инструмент государственного регулирования.

Государственный бюджет (ГБ) - централизованный фонд финансовых ресурсов. Финансовый государственный план, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, это форма образования расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения государства.

Важнейшие функции ГБ: а) аккумулирование финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения; б) обеспечение содержания государства с его институтами, призванными реализовывать функции государственной власти; в) стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям; г) обеспечение социальной защиты слоёв населения.

Структура ГБ отражает структуру бюджетных доходов и расходов.

Доходы - поступления в государственную казну. Формируются за счёт: налоговых поступлений (различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий) и неналоговые поступлений (поступления от использования государственной собственности и государственного имущества, от государственных займов).

Расходы - финансовые ресурсы, направленные на нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на погашения государственного долга.

Основные функции бюджетных расходов: а) политические (армия, госбезопасность, внешнеполитическая деятельность); б) социальные (здравоохранение, образование, культура); в) хозяйственные (формирование конкурентной рыночной среды антимоноп. мероприятиями, поддержка малого предпринимательства; структурная перестройка экономики путём поддержки отраслей имеющих важное значение; выполнение обязательств по выплате внутр. и внешн. долга).

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах: 1. Единства (обеспечивается едиными правовой базой, бюджетной классификацией и формами бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой); 2. Полноты (означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном объеме); 3. Реальности (означает правдивость бюджетных показателей); 4. Гласности (требует публикации утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, сводного отчета консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов территорий, а также Бюджетного послания Президента РФ); 5. Самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему (обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования).

Бюджетный процесс - чётко формализованная последовательность действий, связанных с: составлением проекта бюджета; рассмотрением и утверждением бюджета; его исполнением и государственно-финансовым контролем. Участники: Президент, органы финансового контроля, органы законодательной власти, государственные внебюджетные фонды, денежно-кредитные организации. Для составления бюджета: используются данные предыдущего года; закладывается миним. госуд. стандарт. Бюджетная политика определяется Президентом в своём послании. Одновременно с проектом бюджета делаются: прогноз на следующий финансовый год; адресность инвестирования; программа самостоятельных и муниципальных гарантий; оцениваются ожидаемое исполнение бюджета. Процесс формирования: 1‑й этап. Составляются: план‑прогноз, характеристика ФБ, минимальный размер зарплаты, пенсии, зарплата бюджетной сферы. По эти данным Минфин и его органы разрабатывают, рассчитывают проекты бюджетов. 2‑й этап. Распределение предельных объёмов бюдж. финансир. Исполнит. власть формирует все программы до 15 июля текущего года, до 15 августа проект бюджета представляется в закон. органы (ГД). При возникновении разногласий, проект возвращается на доработку, составляется проект разногласий. Порядок утверждения бюджета. ГД рассматривает проект ФЗ «О федеральном бюджете на…год» в 4-х чтениях. Принятый законопроект ГД ФЗ в течение 5 дней со дня его принятия передаётся в СФ, где рассматривается в порядке, предусмотренном КРФ. Рассмотр. ФЗ о бюджете Президентом осуществл. в соответствии с полномочиями КРФ. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ со дня его офиц. опубликования в СМИ.