56. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
Социально‑экономическое обоснование бюджета.
Бюджет как инструмент государственного регулирования.
Государственный бюджет (ГБ) - централизованный фонд финансовых ресурсов. Финансовый государственный план, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, это форма образования расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения государства.
Важнейшие функции ГБ: а) аккумулирование финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения; б) обеспечение содержания государства с его институтами, призванными реализовывать функции государственной власти; в) стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям; г) обеспечение социальной защиты слоёв населения.
Структура ГБ отражает структуру бюджетных доходов и расходов.
Доходы - поступления в государственную казну. Формируются за счёт: налоговых поступлений (различные виды обязательных налогов и сборов с населения, предпринимателей и государственных предприятий) и неналоговые поступлений (поступления от использования государственной собственности и государственного имущества, от государственных займов).
Расходы - финансовые ресурсы, направленные на нужды развития экономики и социальной сферы, на оборону, на погашения государственного долга.
Основные функции бюджетных расходов: а) политические (армия, госбезопасность, внешнеполитическая деятельность); б) социальные (здравоохранение, образование, культура); в) хозяйственные (формирование конкурентной рыночной среды антимоноп. мероприятиями, поддержка малого предпринимательства; структурная перестройка экономики путём поддержки отраслей имеющих важное значение; выполнение обязательств по выплате внутр. и внешн. долга).
Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах: 1. Единства (обеспечивается едиными правовой базой, бюджетной классификацией и формами бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политикой); 2. Полноты (означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном объеме); 3. Реальности (означает правдивость бюджетных показателей); 4. Гласности (требует публикации утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, сводного отчета консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов территорий, а также Бюджетного послания Президента РФ); 5. Самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему (обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования).
Бюджетный процесс - чётко формализованная последовательность действий, связанных с: составлением проекта бюджета; рассмотрением и утверждением бюджета; его исполнением и государственно-финансовым контролем. Участники: Президент, органы финансового контроля, органы законодательной власти, государственные внебюджетные фонды, денежно-кредитные организации. Для составления бюджета: используются данные предыдущего года; закладывается миним. госуд. стандарт. Бюджетная политика определяется Президентом в своём послании. Одновременно с проектом бюджета делаются: прогноз на следующий финансовый год; адресность инвестирования; программа самостоятельных и муниципальных гарантий; оцениваются ожидаемое исполнение бюджета. Процесс формирования: 1‑й этап. Составляются: план‑прогноз, характеристика ФБ, минимальный размер зарплаты, пенсии, зарплата бюджетной сферы. По эти данным Минфин и его органы разрабатывают, рассчитывают проекты бюджетов. 2‑й этап. Распределение предельных объёмов бюдж. финансир. Исполнит. власть формирует все программы до 15 июля текущего года, до 15 августа проект бюджета представляется в закон. органы (ГД). При возникновении разногласий, проект возвращается на доработку, составляется проект разногласий. Порядок утверждения бюджета. ГД рассматривает проект ФЗ «О федеральном бюджете на…год» в 4-х чтениях. Принятый законопроект ГД ФЗ в течение 5 дней со дня его принятия передаётся в СФ, где рассматривается в порядке, предусмотренном КРФ. Рассмотр. ФЗ о бюджете Президентом осуществл. в соответствии с полномочиями КРФ. Закон вступает в силу после подписания Президентом РФ со дня его офиц. опубликования в СМИ.
- 1. Понятие управления. Система знаний науки управления.
- 2. Системный анализ как метод науки управления. Основные аспекты системного анализа организации как объекта управления.
- 3. Организация как социальная система. Законы и принципы организации.
- 4. Виды социальных организаций в обществе (административные, союзные, ассоциативные) и их особенности как объектов управления.
- 5. Структура социальных организаций: элементы, общие характеристики и закономерности.
- 6. Понятие о методе управления, классификация методов управления.
- 7. Природа и содержание функций менеджмента.
- 8. Стратегическое планирование как функция управления.
- 9. Организационные отношения в системе менеджмента.
- Организация- это одна из основных функций управления
- 10. Экспертные методы принятия решений.
- 11. Контроль как функция управления.
- 12. Сущность и типы организационных управленческих структур.
- 13. Методы и принципы построения организационной структуры управления.
- 14. Организационно-распорядительные методы управления.
- 15. Государственное управление как объект научного исследования.
- 16. Система и структура целей государственного управления.
- 17. Классификация органов государственного и муниципального управления.
- 18. Задачи и функции государственного управления.
- 19. Система федеральных органов государственного управления.
- 20. Органы государственного управления субъектов Российской Федерации.
- 21. Общие принципы организации государственного управления.
- 1. Общественно-политические принципы:
- 2. Организационно структурные принципы:
- 22. Принципы федеративного устройства и местного самоуправления в Российской Федерации.
- 23. Политический механизм государственного управления.
- 24. Общее и особенное органов государственной власти и органов государственного управления.
- 25. Система и виды полномочий в аппарате управления.
- 26. Государственная служба как институт: цели, функции, задачи.
- 27. Принципы организации и функционирования государственной службы в Российской Федерации.
- 1. Конституционные:
- 2. Организационно-функциональные:
- 28. Основные направления реформы государственной службы в Российской Федерации.
- 29. Основные положения Европейской Хартии местного самоуправления и проблемы перестройки системы местного самоуправления в России на современном этапе.
- 30. Основные теории местного самоуправления.
- 31. Основные модели систем местного самоуправления развитых демократий: сравнительный анализ.
- 32. Основные этапы реформы системы местного самоуправления в Российской Федерации.
- 33. Необходимость, сущность, цели, задачи государственного регулирования экономики.
- 34. Зарубежные концепции государственного регулирования экономики.
- 35. Российская экономическая реформа: цели, механизмы, результаты.
- 36. Инвестиционная политика государства: цели, задачи, практика.
- 37. Система форм и методов государственного регулирования экономики.
- 38. Задачи и методы антикризисного управления.
- 39. Система финансового контроля.
- 40. Цели, организация и методы антимонопольного регулирования.
- 41. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 1. Регулирование экспорта:
- 42. Регулирование в сфере малого предпринимательства.
- 43. Социальная политика государства: цели, модели, практика.
- 44. Государственный сектор в Российской Федерации и методы управления им.
- 45. Регулирование деятельности естественных монополий.
- 46. Государственная региональная политика в Российской Федерации.
- 47. Государственное регулирование финансового рынка.
- 48. Инфляция в Российской Федерации и ее причины. Антиинфляционная политика.
- 49. Планирование и его функции в рыночной экономике.
- 50. Целевые программы в управлении экономикой.
- 1. По характеру исследования:
- 51. Современные тенденции в организации мировой экономики.
- 52. Государственное регулирование рынка недвижимости.
- 53. Центральный банк Российской Федерации, его статус и функции.
- 54. Финансовая политика государства, ее цели и принципы.
- 2. Бюджетная политика.
- 55. Государственный кредит и его значение для народного хозяйства.
- 56. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
- 57. Цели и принципы налоговой политики государства.
- 58. Кредитная система Российской Федерации. Регулирование кредитного рынка.
- 59. Регулирование государственного долга.
- 60. Регулирование деятельности коммерческих банков (кб).
- 61. Страховой рынок в Российской Федерации и его регулирование.
- 62. Местные бюджеты и их роль в территориальном экономическом управлении.
- 63. Межбюджетные отношения в Российской Федерации.
- 64. Финансы предприятия, их состав, источники образования.
- 65. Организации бухгалтерского учета в Российской Федерации.
- 66. Принципы и организация аудиторской деятельности в Российской Федерации.
- 67. Понятие и конституционные основы гражданства в Российской Федерации.
- 68. Федеративное устройство Российской Федерации:
- 69. Президент Российской Федерации: порядок выборов и компетенция.
- 70. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура и компетенция.
- 71. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
- 72. Понятие и виды органов исполнительной власти.
- 1. В соответствии с федеративным государственным устройством рф различают:
- 2. В зависимости от объёма и характера компетенции можно выделить:
- 3. Организационно‑правовая форма является признаком, по которому органы исполнительной власти подразделяются на:
- 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:
- 73. Обжалование неправомерных действий органов государственной власти
- 74. Коллективные договоры и соглашения и их роль
- 75. Трудовой договор (контракт) и его роль
- 76. Увольнение при ликвидации и сокращении штатов: основание, порядок, гарантии.
- 77. Дисциплинарная ответственность работников.
- 78. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха.
- 79. Коллективные трудовые споры: понятие, порядок разрешения.
- 80. Социальная защита в Российской Федерации: понятие, формы.
- 81. Пособие по временной нетрудоспособности:
- 82. Социальная защита лиц, потерявших работу.
- 83. Государственный служащий: понятие и классификация.
- 84. Государственная должность государственной службы Российской Федерации.
- 85. Понятие муниципального права.
- 86. Особенности выдвижения и избрания депутатов
- 87. Функции и полномочия структурных подразделений органа местного самоуправления.
- 88. Глава муниципального образования: полномочия, принципы деятельности.
- 89. Муниципальная служба: понятие и основные задачи, принципы.
- 90. Правовые основы бюджетно-финансовой деятельности местного самоуправления.
- 91. Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета.