47. Государственное регулирование финансового рынка.
Современный финансовый рынок (ФР) - сложная структура со множеством участников - финансовых посредников, оперирующих с разнообразными финансовыми институтами и выполняющих широкий набор функций по обслуживанию и управлению экономическими процессами. ФР многолик и разнообразен, но предмет купли - продажи по сути дела один - деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Хозяйственные субъекты, имеющие избыток средств, предоставляют их субъектам, испытывающими недостаток в средствах.
ФР - это денежный рынок + рынок капиталов.
Функции ФР: 1. Общерыночные: коммерческая (способность давать прибыль), ценообразующая, информационная; 2. Специфические: регулирование миграции капиталов, перераспределение рисков и страхования, повышение ликвидности долга.
Регулирование ФР - упорядочение деятельности всех участников рынка ценных бумаг, разработка и реализация правил, принуждение к исполнению правил.
Принципы регулирования ФР:
1. Единство нормативной базы, режимов и методов регулирования; непротиворечивость, преемственность.
2. Сочетание государственного и негосударственного регулирования.
3. Обеспечение конкуренции через равноправие, демонополизацию, свободу и открытость ценообразования.
4. Учет мирового опыта в интересах национальной экономики.
Методы регулирования ФР:
1. Прямые - нормативные, административные. Проявляется в принятии инструкций, законов, порядка регистрации и лицензирования, санкций в виде штрафов, исключений, отзывов лицензий - относится исключительно к компетенции государства.
2. Косвенные - экономические, т.е. через налоговую систему, денежную политику, деятельность государства в качестве эмитента и инвестора.
3. Институциональное регулирование - направлено на участников рынка. Цели: предотвращение массового банкротства, дестабилизации рынка; ограничение участия в рискованных операциях; воздействие на депозитариев и регистраторов.
4. Функциональное регулирование - направлено на операции с ценными бумагами. Осуществляется с помощью правил и требований к операциям.
Государственное регулирование ФР осуществляют:
1. Федеральное собрание; 2. Президент через указы, через работу администрации президента, может обращаться к правительству, министерствам и участвовать в регулировании; 3. Правительство; 4. Центральный банк (ЦБ).
Государство воздействует на ФР по следующим направлениям:
1. Выступает на ФР в качестве административного органа, издающего законы, которые регулируют: порядок и образование АО; порядок эмиссии и виды разрешенных к эмиссии ценных бумаг; ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами; деятельность биржи и разрешают (запрещают) отдельные виды ценных бумаг.
2. Выступает на ФР в качестве субъекта экономических отношений: в целях мобилизации финансовых ресурсов пускает в обращение государственные ценные бумаги.
3. Воздействует на состояние ФР через кредитно-денежную политику ЦБ. Состояние фондового рынка тесно связано с задачей регулирования денежной массы в обращении. ЦБ может продавать или покупать на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, то есть краткосрочные бумаги. Таким образом, уменьшаются или увеличиваются резервы банков на соответствующие суммы. Продажа или покупка государственных бумаг обуславливается конкретной экономической ситуацией. Фондовый рынок реагирует на учетную политику ЦБ (увеличение или уменьшение %-ой ставки прямо пропорционально курсу ценной бумаги) , на изменение нормы обязательных резервных средств которые должны хранить банки в ЦБ, на введение ограничений кредита на покупку акций.
- 1. Понятие управления. Система знаний науки управления.
- 2. Системный анализ как метод науки управления. Основные аспекты системного анализа организации как объекта управления.
- 3. Организация как социальная система. Законы и принципы организации.
- 4. Виды социальных организаций в обществе (административные, союзные, ассоциативные) и их особенности как объектов управления.
- 5. Структура социальных организаций: элементы, общие характеристики и закономерности.
- 6. Понятие о методе управления, классификация методов управления.
- 7. Природа и содержание функций менеджмента.
- 8. Стратегическое планирование как функция управления.
- 9. Организационные отношения в системе менеджмента.
- Организация- это одна из основных функций управления
- 10. Экспертные методы принятия решений.
- 11. Контроль как функция управления.
- 12. Сущность и типы организационных управленческих структур.
- 13. Методы и принципы построения организационной структуры управления.
- 14. Организационно-распорядительные методы управления.
- 15. Государственное управление как объект научного исследования.
- 16. Система и структура целей государственного управления.
- 17. Классификация органов государственного и муниципального управления.
- 18. Задачи и функции государственного управления.
- 19. Система федеральных органов государственного управления.
- 20. Органы государственного управления субъектов Российской Федерации.
- 21. Общие принципы организации государственного управления.
- 1. Общественно-политические принципы:
- 2. Организационно структурные принципы:
- 22. Принципы федеративного устройства и местного самоуправления в Российской Федерации.
- 23. Политический механизм государственного управления.
- 24. Общее и особенное органов государственной власти и органов государственного управления.
- 25. Система и виды полномочий в аппарате управления.
- 26. Государственная служба как институт: цели, функции, задачи.
- 27. Принципы организации и функционирования государственной службы в Российской Федерации.
- 1. Конституционные:
- 2. Организационно-функциональные:
- 28. Основные направления реформы государственной службы в Российской Федерации.
- 29. Основные положения Европейской Хартии местного самоуправления и проблемы перестройки системы местного самоуправления в России на современном этапе.
- 30. Основные теории местного самоуправления.
- 31. Основные модели систем местного самоуправления развитых демократий: сравнительный анализ.
- 32. Основные этапы реформы системы местного самоуправления в Российской Федерации.
- 33. Необходимость, сущность, цели, задачи государственного регулирования экономики.
- 34. Зарубежные концепции государственного регулирования экономики.
- 35. Российская экономическая реформа: цели, механизмы, результаты.
- 36. Инвестиционная политика государства: цели, задачи, практика.
- 37. Система форм и методов государственного регулирования экономики.
- 38. Задачи и методы антикризисного управления.
- 39. Система финансового контроля.
- 40. Цели, организация и методы антимонопольного регулирования.
- 41. Регулирование внешнеэкономической деятельности.
- 1. Регулирование экспорта:
- 42. Регулирование в сфере малого предпринимательства.
- 43. Социальная политика государства: цели, модели, практика.
- 44. Государственный сектор в Российской Федерации и методы управления им.
- 45. Регулирование деятельности естественных монополий.
- 46. Государственная региональная политика в Российской Федерации.
- 47. Государственное регулирование финансового рынка.
- 48. Инфляция в Российской Федерации и ее причины. Антиинфляционная политика.
- 49. Планирование и его функции в рыночной экономике.
- 50. Целевые программы в управлении экономикой.
- 1. По характеру исследования:
- 51. Современные тенденции в организации мировой экономики.
- 52. Государственное регулирование рынка недвижимости.
- 53. Центральный банк Российской Федерации, его статус и функции.
- 54. Финансовая политика государства, ее цели и принципы.
- 2. Бюджетная политика.
- 55. Государственный кредит и его значение для народного хозяйства.
- 56. Бюджетный процесс в Российской Федерации.
- 57. Цели и принципы налоговой политики государства.
- 58. Кредитная система Российской Федерации. Регулирование кредитного рынка.
- 59. Регулирование государственного долга.
- 60. Регулирование деятельности коммерческих банков (кб).
- 61. Страховой рынок в Российской Федерации и его регулирование.
- 62. Местные бюджеты и их роль в территориальном экономическом управлении.
- 63. Межбюджетные отношения в Российской Федерации.
- 64. Финансы предприятия, их состав, источники образования.
- 65. Организации бухгалтерского учета в Российской Федерации.
- 66. Принципы и организация аудиторской деятельности в Российской Федерации.
- 67. Понятие и конституционные основы гражданства в Российской Федерации.
- 68. Федеративное устройство Российской Федерации:
- 69. Президент Российской Федерации: порядок выборов и компетенция.
- 70. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура и компетенция.
- 71. Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации.
- 72. Понятие и виды органов исполнительной власти.
- 1. В соответствии с федеративным государственным устройством рф различают:
- 2. В зависимости от объёма и характера компетенции можно выделить:
- 3. Организационно‑правовая форма является признаком, по которому органы исполнительной власти подразделяются на:
- 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:
- 73. Обжалование неправомерных действий органов государственной власти
- 74. Коллективные договоры и соглашения и их роль
- 75. Трудовой договор (контракт) и его роль
- 76. Увольнение при ликвидации и сокращении штатов: основание, порядок, гарантии.
- 77. Дисциплинарная ответственность работников.
- 78. Правовое регулирование рабочего времени и времени отдыха.
- 79. Коллективные трудовые споры: понятие, порядок разрешения.
- 80. Социальная защита в Российской Федерации: понятие, формы.
- 81. Пособие по временной нетрудоспособности:
- 82. Социальная защита лиц, потерявших работу.
- 83. Государственный служащий: понятие и классификация.
- 84. Государственная должность государственной службы Российской Федерации.
- 85. Понятие муниципального права.
- 86. Особенности выдвижения и избрания депутатов
- 87. Функции и полномочия структурных подразделений органа местного самоуправления.
- 88. Глава муниципального образования: полномочия, принципы деятельности.
- 89. Муниципальная служба: понятие и основные задачи, принципы.
- 90. Правовые основы бюджетно-финансовой деятельности местного самоуправления.
- 91. Порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета.