logo
ГОСЫ_1 / ГОС[1]

47. Государственное регулирование финансового рынка.

Современный финансовый рынок (ФР) - сложная структура со множеством участников - финансовых посредников, оперирующих с разнообразными финансовыми институтами и выполняющих широкий набор функций по обслуживанию и управлению экономическими процессами. ФР многолик и разнообразен, но предмет купли - продажи по сути дела один - деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Хозяйственные субъекты, имеющие избыток средств, предоставляют их субъектам, испытывающими недостаток в средствах.

ФР - это денежный рынок + рынок капиталов.

Функции ФР: 1. Общерыночные: коммерческая (способность давать прибыль), ценообразующая, информационная; 2. Специфические: регулирование миграции капиталов, перераспределение рисков и страхования, повышение ликвидности долга.

Регулирование ФР - упорядочение деятельности всех участников рынка ценных бумаг, разработка и реализация правил, принуждение к исполнению правил.

Принципы регулирования ФР:

1. Единство нормативной базы, режимов и методов регулирования; непротиворечивость, преемственность.

2. Сочетание государственного и негосударственного регулирования.

3. Обеспечение конкуренции через равноправие, демонополизацию, свободу и открытость ценообразования.

4. Учет мирового опыта в интересах национальной экономики.

Методы регулирования ФР:

1. Прямые - нормативные, административные. Проявляется в принятии инструкций, законов, порядка регистрации и лицензирования, санкций в виде штрафов, исключений, отзывов лицензий - относится исключительно к компетенции государства.

2. Косвенные - экономические, т.е. через налоговую систему, денежную политику, деятельность государства в качестве эмитента и инвестора.

3. Институциональное регулирование - направлено на участников рынка. Цели: предотвращение массового банкротства, дестабилизации рынка; ограничение участия в рискованных операциях; воздействие на депозитариев и регистраторов.

4. Функциональное регулирование - направлено на операции с ценными бумагами. Осуществляется с помощью правил и требований к операциям.

Государственное регулирование ФР осуществляют:

1. Федеральное собрание; 2. Президент через указы, через работу администрации президента, может обращаться к правительству, министерствам и участвовать в регулировании; 3. Правительство; 4. Центральный банк (ЦБ).

Государство воздействует на ФР по следующим направлениям:

1. Выступает на ФР в качестве административного органа, издающего законы, которые регулируют: порядок и образование АО; порядок эмиссии и виды разрешенных к эмиссии ценных бумаг; ставки налога на прибыль, получаемую при операциях с ценными бумагами; деятельность биржи и разрешают (запрещают) отдельные виды ценных бумаг.

2. Выступает на ФР в качестве субъекта экономических отношений: в целях мобилизации финансовых ресурсов пускает в обращение государственные ценные бумаги.

3. Воздействует на состояние ФР через кредитно-денежную политику ЦБ. Состояние фондового рынка тесно связано с задачей регулирования денежной массы в обращении. ЦБ может продавать или покупать на открытом рынке государственные облигации. Для краткосрочного регулирования денежной массы он продает или покупает казначейские векселя, то есть краткосрочные бумаги. Таким образом, уменьшаются или увеличиваются резервы банков на соответствующие суммы. Продажа или покупка государственных бумаг обуславливается конкретной экономической ситуацией. Фондовый рынок реагирует на учетную политику ЦБ (увеличение или уменьшение %-ой ставки прямо пропорционально курсу ценной бумаги) , на изменение нормы обязательных резервных средств которые должны хранить банки в ЦБ, на введение ограничений кредита на покупку акций.