logo
ГОСЫ_1 / ГОС[1]

90. Правовые основы бюджетно-финансовой деятельности местного самоуправления.

Согласно ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 8 августа 1995 года №154-ФЗ, экономическую основу местного самоуправления (МС) составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам МС, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования (МО).

Конституция РФ (ст.8) закрепляет положение о том, что муниципальная собственность признается и подлежит равной правовой защите наряду с другими формами собственности.

В ст.215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается:

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим МО, является муниципальной собственностью.

2. От имени МО права собственника осуществляют органы МС.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого МО.

В ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ» определяется перечень объектов составляющих муниципальную собственность.

В состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов МС, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Финансовые ресурсы МС согласно настоящего ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» составляют бюджеты МО и внебюджетные фонды, а также финансовые ресурсы в соответствии с законодательством РФ. ФЗ требует, чтобы МО была обеспечена экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между МО. Самостоятельность местного бюджета как части бюджетной системы РФ обеспечивается: наличием собственных источников доходов; правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; правом использовать по своему усмотрению доходы местного бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения; правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами ГВ. Доходная часть местного бюджета состоит из закреплённых и регулирующих доходов, а также дотаций, субвенций, заёмных средств. Названный ФЗ закрепляет гарантии обеспечения минимальных местных бюджетов, которые должны формироваться на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, устанавливаемых законами субъектов РФ. В соответствии с этим законом органы МС должны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесённых к ведению МО, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путём закрепления в доходы местных бюджетов отчислений от федеральных налогов и налогов субъектов РФ. Соответствующие органы ГВ обязаны финансировать осуществление отдельных государственных полномочий, которые законом могут быть переданы органу МС. Кроме этого, они обязаны компенсировать органам МС дополнительные расходы, вызванные решениями, принятыми федеральными органами ГВ и органами ГВ субъектов РФ.

Органам МС принадлежит право выпускать муниципальные займы, лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.