logo
ГОСЫ_1 / ГОС[1]

62. Местные бюджеты и их роль в территориальном экономическом управлении.

Исходя из признания международным правом принципов финансовой самостоятельности МС, КРФ определила право органов МС самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет (МБ), и устанавливать местные налоги и сборы.

К МБ относятся бюджеты МО.

Местные финансы подразумевают собой территориальные финансы, где совокупность денежных средств используется на экономическое и социальное развитие территорий.

Территориальным органам предоставлены права:

1. Самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов;

2. В пределах имеющихся у них средств увеличивать сверх централизованно устанавливаемых норм расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, правоохранительных органов.

3. Устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения.

4. Образовывать резервные фонды.

Конституционные положения получили развитие в ФЗ «Об общих принципах организации МС в РФ» и «О финансовых основах МС в РФ».

Для определения общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на соответствующей территории, территориальными органами власти составляется территориальный сводный финансовый баланс.

Территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов власти в бюджетный процесс не допускается.

За территориальными органами власти закреплено право на минимальный размер местных бюджетов в часть текущих расходов, который определяется исходя из сохранения обеспеченности расходов по местному бюджету в предыдущем году с учетом увеличения расходов, вызванных решениями вышестоящих органов власти.

Доходы территориальных бюджетов формируется за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные (закрепленные) доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты. Основу собственных доходов составляют местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

Регулирующие доходы - вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Они представляют собой: процентные отчисления от федеральных и региональных налогов, дотации, субвенции, средства полученные из федерального и региональных фондов финансовой поддержки территорий. Эти средства передаются на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения. Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.

Расходы территориальных бюджетов включают в себя:

- финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов;

- расходы на социально-культурные мероприятия (в первую очередь, учреждения народного образования и здравоохранения);

- финансирование народного хозяйства, связанное с расширением жилищно-коммунального строительства, повышением стоимости основных фондов коммунального хозяйства и уровня его технического оснащения;

- ассигнования на охрану окружающей среды.