logo
ГОСЫ_1 / ГОС[1]

63. Межбюджетные отношения в Российской Федерации.

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса.

Организация межбюджетных отношений органов МС и органов ГВ субъектов РФ осуществляется на основе ФЗ и законов субъектов РФ.

Межбюджетные отношения основываются на принципах:

- взаимной ответственности;

- применение единой для МО методологии, учитывающей их индивидуальные особенности;

- максимально возможного сокращения встречных финансовых потоков;

- повышения заинтересованности органов МС в увеличении собственных доходов МБ;

- распределение и закрепление расходов бюджетов на определённом уровне бюдж. системы РФ;

- разграничения на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетов РФ;

- равенства бюджетных прав субъектов и МО;

- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов и МО;

- гласности межбюджетных отношений.

Средства бюджетного регулирования МБ:

- нормативные отчисления от регулирующих доходов;

- дотации и субвенции МБ;

- средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки МО;

- средства, поступающие по взаимным расчётам из ФБ и бюджетов субъектов РФ.

Нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также доли (в%) средств, выделяемых из фонда финансовой поддержки МО, устанавливаются путём применения единой методологии.

Предоставление субвенций устанавливается нормативными правовыми актами органов ГВ.

Увеличение собственных доходов МБ в текущем финансовом году, явившееся результатом финансово-хозяйственной деятельности, не может служить основанием для снижения на следующий год.

При оказании финансовой помощи МО органы ГВ вправе осуществить проверку обоснованности предоставления финансовой помощи, проверить достаточность мер по увеличению доходов МБ, соблюдению ЗРФ по расходованию средств МБ, включая их целевое использование.

Органы ГВ РФ вправе осуществлять контроль за расходованием средств, выделенных ими МО на выполнение федеральных целевых и региональных программ, а также в форме субвенций.

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

- не предоставлять финансовую помощь субъектам Федерации, имеющим превышение собственных доходов над расходами;

- оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы не лишать их стимула к развитию собственных доходных источников;

- упорядочить схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий;

- создать эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально‑экономического развития регионов.