logo search
ГОСЫ_1 / ГОС[1]

32. Основные этапы реформы системы местного самоуправления в Российской Федерации.

Декабрь 1993 г. - начало дискуссий о реформе МС.

Апрель 1994 г. - август 1995 г. - эксперименты в области МС.

Август 1995 г. - появление ФЗ «Об общих принципах организации МС».

Развивая принципы ФЗ «Об общих принципах организации МС», региональные органы власти разрабатывают свои законы, не всегда согласующие с ФЗ и Конституцией РФ, что порождает трения между ними и органами МС.

МС также порой создают свои уставы и иные нормативные документы, входящие в противоречие и интересами граждан.

Нормы МС конкретизируются и развиваются в региональном законодательстве.

Типичные нарушения:

- установление региональным законодательством по ограничению самостоятельности МСУ;

- ограничение региональным законодательством прав граждан на осуществление МСУ;

- превышение региональным законодательством пределов правового регулирования в решении вопросов МС;

- передача органам МС отдельных государственных полномочий без передачи необходимых для их осуществления финансов;

- выведение отдельных территорий из‑под действия МС.

ФЗ «Об общих принципах организации МС» непосредственно наделил органы МС рядом государственных полномочий, прежде всего теми, которые и ранее традиционно осуществлялись местными органами.

В числе переданных ФЗ следующие полномочия:

- осуществление контроля за использованием земельных участков на территории МО;

- осуществление контроля за строительством и вводом в эксплуатацию объектов;

- ведение государственного кадастра и мониторинга особо охраняемых природных территорий и земель МО;

- участие в организации прородно-заповедного дела.

Реформирование системы МС продолжается.

Необходимо укреплять позиции органов МС в рамках осуществляемой внутригосударственной децентрализации. Децентрализация могла бы основываться на действующих ныне принципах самостоятельности органов МС:

- невозможности прямой отмены актов органов МС федеральными и региональными органами государственной власти;

- запрете осуществления их полномочий федеральными и региональными органами государственной власти;

- судебной защите прав МС.

Для создания эффективной модели МС необходимо осуществить децентрализацию власти, с тем, чтобы локальные вопросы решались местными органами самостоятельно и под свою ответственность. Это позволит превратить систему управления в наиболее пригодную для обеспечения интересов населения на местах с учетом исторических, этнических и иных традиций. Создаст условия для того, чтобы каждый гражданин стал действительно непосредственным участником происходящих социально-политических процессов.

Совершенствование работы органов МС:

- между структурами МС должна быть обязательная конкуренция;

- предоставление гражданам МО возможности для контроля за деятельностью и результатами работы структур МС;

- структуры МС должно воспринимать граждан МО как заказчиков, клиентов своих услуг;

- все структуры МС должны направлять свои усилия на предотвращение проблем, а не на их решение (прогнозирование проблемных ситуаций);

- структуры МС должны стремиться сами зарабатывать ресурсы, а не только потреблять;

- структуры МС должны стремиться стимулировать все сектора, все структуры, которые находятся на территории МО.