logo search
ГОСЫ_1 / ГОС[1]

34. Зарубежные концепции государственного регулирования экономики.

Объективная необходимость государственного вмешательства в эко­номику была высказана представителями первой научной экономи­ческой школы - меркантилистами. Они рекомендовали государству стре­миться привлечь в страну как можно больше золота, больше продавать товаров, чем покупать, и разницу полу­чать деньгами. Предлагали оказывать госу­дарственное покровительство национальным отраслям производства, т.е. то, что сегодня именуется протекционизмом. В процессе развития экономической теории сформировались два основных принципиально различных подхода к проблеме регулирования эко­номики:

Адам Смит «Теория стихийной экономики». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморе­гулированию, в ее основе - личный интерес, связанный со стремле­нием к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила эконо­мического развития. Государство должно придер­живаться политики невмешательства. Поскольку главным координатором, по А.Смиту, выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода. Эта идея была раз­вита в работах последователей А. Смита - Д. Рикардо, Д. Милля, А. Маршалла и получила название «экономического либерализма».

Джон Кейнс «Теория косвенного регулирования». Он научно доказал невозможность саморегулирования экономики, необходимость госу­дарственной политики как средства, способного уравновешивать со­вокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния способствовать ее дальнейшей стабилизации. Формы и методы косвенного ГРЭ: а) создание правовой основы функционирования рыночной эко­номики; б) антимонопольное регулирование централизации и концентра­ции капитала и защита конкурентной среды; в) распределение и перераспределение доходов с целью социаль­ной защиты неимущих слоев населения; г) государственные специальные программы и госзаказы; д) кредитно-денежная и финансово‑фискальная политика.

Первым подтверждением эффективности государственного вмешательства в экономику был осуществленный президентом США Рузвельтом «Новый курс», с помощью которого страна была выведе­на из глубочайшего кризиса 1929‑1933гг. Рузвельт: провел фактичес­кую централизацию банков; осуществил их ревизию, освободился от слабых; запретил вывоз золота; ввел госконтроль над ценами, в первую очередь на сельхозпродукцию; обеспечил кредитование фермеров; упорядочил цены на сельскохозяйственную технику.

Л. Эрхард (2-й канцлер ФРГ) «Концепция социального рыночного хозяйства». По теоретическим установкам эта теория близка Кейнсианской. Цель - приведение противоречивых общественных интересов к общему знаменателю. Социальная ориентация рынка: выбор приоритетов, целенаправленные стимулирование определенных сфер и деятельности. Усиление ГР всех сфер общества и его экономической основы, обеспечивающей развитие производства и решение социальных проблем. Применяется государственное индикативное планирование - предусматривает вместо директивных индикативные показатели «планы‑прогнозы». Государственный индикативный план составляется на 5 лет и ежегодно корректируется. В нем опреде­ляются ориентировочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его распределение, а также предстоящие структурные из­менения. План предусматривает: возможные изменения цен и внеш­неэкономических условий, использование всех потенциальных ресурсов (ученые, экономический инструментарий и т.д).

Мюрдаль «Шведская модель социализма». Государство, вмешиваясь в стихийную экономику, преобразует ее в регулируемую - свободную от противоречий и недостатков. Особенность: предложил сложную систему прямых и косвенных налогов.

Монетаризм. Во второй половине 70-х гг. монетаристы (Милтон Фридмэн) предприняли попытки возрождения идей саморегулирования экономики. Они с различных позиций критикуют государственное вмешательство в экономику. Исходят из того, что занятость населения и стабильность цен гарантируются в случае отказа от ГРЭ и установления рыночной конъюнктуры. Идеи монетаристов в какой-то мере использовались в Англии («тэтчеризм») и в американской «рейганомике». Однако позитивные мо­менты этих курсов в большей мере были связаны с реализацией рекомендаций Кейнса, чем монетаристов, т. к. успех в значительной мере был обеспечен расширением спроса, а не воздействием на предложение.