logo search
ЭлУчебникиФинансы / ФинансыАрхипова

5.3. Расходы по экономическому назначению в традиционной системе государственных финансов. Перекрестная классификация расходов

Общее понятие и структура расходов и чистого кредитования по экономическому назначению. По экономическому назначению расходы в традиционном понимании, исходя из их роли в общественном воспро­изводстве, подразделяются на текущие и капитальные. К текущим расхо­дам относятся расходы, связанные с обеспечением текущей деятельно­сти. К капитальным расходам (расходам на развитие) относятся затраты на капитальное строительство, капитальный ремонт, модернизацию, тех­ническое перевооружение объектов государственной и муниципальной собственности и другие расходы, связанные с затратами на основной ка­питал и приростом запасов. Экономические характеристики затрат отра­жаются с помощью экономической классификации расходов и чистого кредитования. Целью этой классификации является группировка затрат применительно к характеру их воздействия на функционирование раз­личных рынков товаров и услуг и финансовых рынков.

При построении данной классификации проводится различие между текущими и капитальными затратами, возмездными и безвозмездными платежами, возмездными платежами работающим по найму и безвоз­мездными платежами различным секторам и подсекторам экономики. В этой классификации объединяются общие расходы и чистое кредито­вание. Общие расходы представляют собой платежи государства, не под­лежащие возврату и, следовательно, не порождающие и не погашающие финансовых требований. Они направляются либо на текущие цели (те­кущие расходы), либо на капитальные затраты (капитальные расходы). Расходы могут быть возмездными (например, при покупке товаров) или безвозмездными (например, при выплате пособий). Следует иметь в ви-ДУ. что платежи в счет погашения государственного долга относятся не к Расходам, а к финансированию дефицита.

Во многих странах текущие расходы вместе с текущими доходами вы­деляются в отдельный раздел бюджета или в самостоятельный бюджет

150 • Глава 5. Расходы государственных финансов

1

текущих расходов (текущий бюджет). Превышение текущих доходов, включая текущие официальные трансферты, над текущими расходами образует собственные сбережения. Экономическая классификация рас­ходов и чистого кредитования представлена в табл. 5.2.

Таблица 5.2 Экономическая классификация расходов и чистого кредитования

I

Общие расходы и чистое кредитование (II+III)

II

Общие расходы (1+2)

i

Текущие расходы (1.1 + 1.2 + 1.3)

1.1

Расходы на товары и услуги

1.1.1

Оплата труда

1.1.2

Начисления на заработную плату

1.1.3

Приобретение товаров, предметов снабжения, расходных материалов и услуг

1.2

Выплата процентов

1.2.1

Выплата процентов по займам внутри страны

1.2.2

Выплата процентов по государственному внешнему долгу

1.3

Субсидии и другие текущие трансфертные платежи

1.3.1

Субсидии

1.3.2

Текущие трансфертные платежи

1.3.2.1

Трансферты другим уровням управления

1.3.2.2

Трансферты некоммерческим организациям

1.3.2.3

Трансферты домашним хозяйствам

2

Капитальные расходы

2.1

Приобретение основного капитала

2.2

Приобретение товаров для создания государственных запасов

2.3

Приобретение земли и нематериальных активов

2.4

Капитальные трансферты

III

Чистое кредитование

3.1

Внутреннее

3.2

Внешнее

г

5.3. Расходы по экономическому назначению • 151

Эта схема детализируется в экономических классификациях, исполь­зуемых в отдельных странах.

Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, оказание финансовой помощи другим бюдже­там и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и суб­венций на текущее функционирование. К ним относятся расходы на то­вары и услуги, выплату заработной платы, взносы в фонды социального страхования, выплаты процентов за пользование заемными средствами, субсидии, другие текущие трансфертные платежи. Текущие расходы включают возмездные платежи, за исключением платежей за капиталь­ные активы или товары и услуги, которые предназначены для создания капитальных активов, а также любые безвозмездные платежи, назначе­нием которых не является приобретение их получателем капитальных активов, компенсация потерь, связанных с разрушением или порчей ка­питальных активов, или увеличение финансового капитала получателя таких платежей. Бюджетным кодексом РФ текущие расходы определя­ются как часть расходов бюджета, направляемая на обеспечение текуще­го функционирования органов государственной власти, органов местно­го самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также на другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией.

Текущие расходы подразделяются на следующие категории: расходы на товары и услуги, выплаты процентов, субсидии и текущие трансферт­ные платежи.

Под капитальными расходами понимаются платежи с целью оплаты приобретенных капитальных активов, стратегических и чрезвычайных запасов товаров, земли, нематериальных активов либо капитальные трансферты. Государственные капитальные вложения в условиях рыноч­ной экономики направляются на цели, финансирование которых невоз­можно за счет других источников.

Расходы на приобретение основного капитала характеризуют объем за­трат на новые или существующие товары длительного пользования, пред­назначенные для использования в невоенном производстве, которые при­обретаются на рынке или создаются собственными силами органов госу­дарственного управления. В данную статью включаются также расходы на капитальное строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и мо­дернизацию. К товарам длительного пользования относятся товары, срок службы которых составляет более одного года, а стоимость превышает ус­тановленную минимальную величину. Это могут быть как недвижимые основные фонды (производственные и жилые здания и сооружения), так и Движимое имущество (оборудование, транспортные средства и т. д.).

152 • Глава 5. Расходы государственных финансов

Расходы на созданиегосударственных запасов и резервов — это плате­жи за товары для создания стратегических и чрезвычайных запасов, запа­сов товаров, приобретенных организациями, регулирующими деятель­ность рынка, а также запасов зерна и других товаров, имеющих особо важное значение для страны.

Затраты на приобретение земли и нематериальных активов характе­ризуют объем расходов на приобретение земли, лесов, внутренних вод и месторождений полезных ископаемых, но не строительных объектов, расположенных на них. В случае если стоимость земли нельзя отделить от стоимости расположенного на ней объекта, расходы на приобретение клас сифицируются по стоимости основного компонента. Нематериальные ак1 тивы — это активы, которые не представляют собой финансового требова-1 ния к другим, например права на разработку недр, ведение рыболовно] промысла, долгосрочные договоры, касающиеся аренды земли, и т. п.

Капитальные трансферты предназначены для финансирования рас-] ходов их получателя на приобретение капитальных активов, компенсаг; ции потерь, связанных с разрушением или порчей основного капитала,:: либо увеличение финансового капитала получателя.

В категорию «чистое кредитование* включается предоставлена ссуд и приобретение акций за вычетом сумм выплаченных кредитов, вы-j ручки от продаж акций либо возврата собственного капитала.

Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования' в традиционном понимании. Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования представляет собой сочетание экономической и функциональной классификаций и позволяет определить объемы рас-' ходов на оплату труда, закупки, трансферты, капитальные затраты или| кредитование по каждой конкретной функции, а также долю затрат на| реализацию каждой функции в общем объеме расходов. Перекрестная^ классификация создает, таким образом, возможность выявить средства, с помощью которых государственные органы управления осуществляют? присущие им функции, а также воздействие, оказываемое ими на заня­ тость, государственные закупки товаров и услуг, трансферты другим сек­ торам, капитальные расходы и кредитование. i

Исследование структуры расходов создает основу для проведения сравнительного анализа, позволяющего выявить, каким образом кон-!: кретные функции выполняются в рамках того же самого уровня управле-; ния; как структура расходов, характерная для каждой функции, изменя-; ется со временем; как одни и те же конкретные функции осуществляются разными уровнями органов государственного управления и т. п. Пере­крестная классификация расходов и чистого кредитования представлена в табл. 5.3.

Таблица 5.3