5.1. Общее понятие о расходах и их классификация в традиционной системе государственных финансов
Расходы федеральных, региональных и муниципальных органов управления в традиционной системе государственных финансов рас сматриваются как платежи, связанные с осуществлением этими органами своих функций. С их помощью реализуются политические, социаль ные и экономические цели. Общий объем платежей органов власти опре деляется не только расходами, но и кредитованием. Поэтому расходы и чистое кредитование объединяются в общую категорию «расходов и чис того кредитования». Целесообразность объединения расходов и чистого кредитования в общую категорию «расходов и чистого кредитования» . обусловлена тем, что кредитование ведет к увеличению государственных платежей и вместе с расходами определяет величину дефицита.
Расходы органов управления — это платежи, не подлежащие возврату, т. е. платежи, которые не создают и не погашают финансовых требований независимо от того, являются ли они возмездными или безвозмездными, текущими или капитальными. Расходы складываются в основном из за-1 купок товаров и услуг, оплаты труда государственных и муниципальных служащих, социальных выплат, официальных трансфертов другим органам государственного и муниципального управления и обслуживания (процентных выплат) государственного долга. В расходы включаются также переданные официальные трансферты. Категория расходов не включает платежи в счет погашения государственного долга, которые рассматриваются как финансирование, а также чистое кредитование. При формировании финансов сектора государственного управления расходы отражаются на валовой основе.
Органы власти осуществляют расходы как из бюджетов различных уровней, так и из внебюджетных фондов. Поступающие в бюджеты средства обезличиваются. Это позволяет органам власти свободно маневрировать имеющимися финансовыми ресурсами. Бюджетным кодексом РФ также законодательно закреплен принцип общего (совокупного) покрытия расходов, в соответствии с которым все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджетной системы и поступлениями из источников финансирования его дефицита, а доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета.
Чистое кредитование. Государственное финансирование осуществляется в форме безвозвратных расходов и форме кредитования. Кредито-
5.1. Общее понятие о расходах и их классификация* 141
вание отличается от расходов тем, что при выдаче кредита возникаютобязательства по его возмещению. Различают валовое и чистое кредитование. Чистое кредитование определяется как разность валового предоставления ссуд и приобретения акций и валовой величины погашенных кредитов, выданных ранее, и выручки от продажи акций. При этом покупки, оплачиваемые за счет кредита в форме договорного обязательства с фиксированным сроком погашения, отражаются как расходы и одновременно как операция заимствования. Чистое кредитование охватывает операции органов государственного управления с финансовыми требованиями в целях реализации государственной социальной и экономической политики, содействия реализации проблем научно-технического развития и финансирования дефицита бюджетов.
В кредитование за вычетом погашения включаются операции органов государственного управления с финансовыми требованиями к институциональным единицам других секторов экономики, осуществляемые в целях выполнения государственных задач. Это, в частности, кредиты населению для строительства или покупки жилья, восстановления объектов, разрушенных в результате стихийных бедствий или военных действий. Как правило, такие кредиты выдаются под низкие проценты. К категории кредитования не относятся операции, производимые для управления ликвидностью и получения прибыли. Эти операции, осуществляемые с обязательствами других секторов экономики, рассматриваются как операции финансирования дефицита бюджета.
Расходы государственных финансов отражают отношения между государством и получателями бюджетных средств. Часть этих отношений имеет непосредственно денежное выражение (пенсии, пособия, заработная плата государственных служащих, кредиты и т. п.), в то же время значительная часть услуг, предоставляемых органами власти их получателям, не имеет для них непосредственно денежного выражения (расходы на здравоохранение, поддержание общественного порядка, оборону и др.).
Для того чтобы расходами органов власти можно было управлять, они должны быть сгруппированы в экономически однородные группы на основе классификаций. В этих целях используются ведомственная, Функциональная, экономическая и перекрестная классификации. Ведомственная классификация расходов отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального, региональных и местных бюджетов (министерствам, ведомствам, агентствам, службам и т. п.). Она связана со структурой органов государственного управления в соответствующем бюджетном году. На региональном и местном Уровнях распределение средств отражается применительно к организации системы органов управления в каждом конкретном регионе и муниципальном образовании. Таким образом, в бюджете фиксируются сред-
142 • Глава 5. Расходы государственных финансов
ства по каждому учреждению, получающему бюджетные ассигнованияи существующему на момент утверждения бюджета. Перечень прямых получателей бюджетных средств является первым уровнем ведомственной классификации. Вторым уровнем является классификация (группировка) целевых статей расходов, отражающая финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств, третьим уровнем является выделение видов расходов, детализирующих направление финансирования по целевым статьям.
Плюсом ведомственной классификации является ее адресность, наличие соответствующих счетов, минусом — постоянное изменение структуры управления. Эти изменения делают невозможным какие-либо динамические или территориальные сопоставления и прогнозирование целевых расходов применительно к выполняемым органами управления функциям. Кроме того, ведомственная классификация не дает представления об экономической характеристике расходов. Ответы на эти вопросы дают две другие классификации:
функциональная классификация расходов;
экономическая классификация расходов.
Содержащееся в ведомственной классификации распределение средств по конкретным функциональным направлениям деятельности и видов расходов по экономическим элементам обеспечивает исходные данные для построения функциональной и экономической классификаций. Эти классификации основываются на следующих моментах: назначение или функция, с выполнением которой связаны расходы (функциональная классификация); экономическая характеристика операций, посредством которых эти расходы осуществляются (экономическая классификация). Сочетание экономической и функциональной классификаций представляет собой перекрестную классификацию, в которую • входят основные категории из обеих вышеуказанных классификаций.
Общие подходы к формированию ведомственной, функциональной, экономической и перекрестной классификаций расходов, как к инструментам, обеспечивающим объединение расходов в экономически однородные группы, позволяющие организовать управление ими в соответствии с целями государственной финансовой политики, одинаковы как в традиционной, так и в реформированной системе государственных финансов. Различия вытекают из разных подходов к определению момента регистрации операций и стремления в реформированной классификации увязать движение государственных доходов и расходов с изменениями активов.
В этой главе рассматриваются расходы в их традиционном понимании и в перестроенной системе государственных финансов.
5^2. Основные категории расходов по функциональному назначению -143
- Раздел I
- Глава 1
- 1,1. Общее понятие о финансах и финансовой системе
- 1.2. Функции финансов
- Финансовый баланс
- 1.3. Роль финансов в экономике и финансовая политика
- Глава 2
- 2.1. Сущность и методы управления финансами
- 2.2. Финансовый контроль
- 2.3. Финансовая политика
- Раздел II государственные и муниципальные финансы
- Глава 3
- 3.1. Общее понятие о государственных финансах и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 3.2. Институциональный охват (границы сферы государственных финансов)
- 3.3. Уровни управления и структура государственных финансов
- 3.4. Потоки и запасы в системе государственных финансов
- 3.5. Принципы систематизации финансовых операций и основные категории государственных финансов в традиционном понимании
- Основные показатели государственных финансов
- Баланс активов и пассивов
- 3.7. Бюджетное планирование
- Глава 4
- 4.1. Общее понятие о доходах
- 4.2. Налоговые доходы
- 4.3. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества
- 4.4. Реформирование налоговой системы Российской Федерации
- 4.5. Неналоговые доходы
- Глава 5
- 5.1. Общее понятие о расходах и их классификация в традиционной системе государственных финансов
- 5.2. Основные категории расходов по функциональному назначению в традиционной системе государственных финансов
- 5.3. Расходы по экономическому назначению в традиционной системе государственных финансов. Перекрестная классификация расходов
- Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования
- 5.4. Роль государственных расходовв социально-экономическом развитии страны
- 5.4. Роль государственных расходов* 157
- 5.4. Роль государственных расходов • 159
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- 6.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования
- 6.2. Финансирование дефицита бюджета
- 6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов
- 6.4. Влияние способов и источников финансирования дефицита бюджета на экономику
- 6.5. Понятие и классификации государственного долга
- 6.6. Управление государственным долгом
- 6.7. Влияние государственного долга на экономику
- 6.8. Фискальная политика и балансирование бюджета
- Глава 7
- 7.1. Доходы
- 7.2. Расходы
- 7.2.1. Расходы по функциональному назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.2. Расходы по экономическому назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.3. Перекрестная классификация в реформированной системе государственных финансов
- 7.3. Баланс активов и пассивов 7.3.1. Общее понятие о балансе активов и пассивов
- 7.3.2. Основные понятия, используемые в балансе активов и пассивов
- 7.3.3. Финансовые требования по секторам контрагентов и финансовым инструментам
- 7.3.4. Операции с активами и пассивами
- 7.4. Другие экономические потоки
- Контрольные вопросы
- 8.1. Общее понятие о межбюджетных отношениях
- 288 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 290 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.2. Федерализм как инструмент разрешения проблем межбюджетных отношений
- 292 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- Фонды бюджетного процесса
- 29В • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов. Пути совершенствования межбюджетных отношений
- 9.2. Особенности организации муниципальных финансов в Российской Федерации
- 9.3. Функции местных бюджетов и проблемы местного самоуправления
- 9.4. Формирование доходов органов местного самоуправления
- 9.5. Разграничение расходных полномочий и функциональных расходов между уровнями управления и их финансовое обеспечение
- Глава 10
- 10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- 362* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.3. Фонд социального страхования, его функции,формирование и использование
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- 382 • Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.5. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
- Ставки есн
- Раздел 111
- Глава 11
- Основные организационно-правовые формыкоммерческих организаций
- Индивидуальный
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 399
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 401
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 403
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 405
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 407
- Глава 12
- 12.1. Общее понятие о финансах предприятия
- 12.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
- 12.3. Доходы и расходы организаций
- 12.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния
- 12.5. Управление оборотным капиталом
- 12.6. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала
- 12.7. Оценка финансового состояния предприятия
- Глава 13
- 13.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса
- Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах1
- 13.2. Налогообложение предпринимателей и организаций
- 13.3. Государственная политика в области малого бизнеса
- 13.4. Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- 14.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы
- Отрасли страхования
- Формы страхования
- 14.3. Состояние страхового рынка в России
- Глава 15
- 15.1. Характеристика некоммерческих организаций
- Нко, обслуживающие домашние хозяйства в ввп, рассчитанном методом использования доходов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов • 499
- 15.3. Финансы общественных некоммерческих организаций,фондов, учреждений, других организаций
- Глава 16
- 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента
- 16.2. Базовые теории и концепции финансового менеджмента
- 16.3. Методологические основы принятия финансовых решений
- 16.4. Финансовые инструменты как средство управления финансовыми ресурсами предприятий
- 16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- 16.6. Методология управления финансовыми ресурсами предприятий
- 536 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.7. Управление финансовыми ресурсами предприятий
- 544 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.8. Формирование структуры капитала предприятия
- 16.9. Управление активами предприятий
- 16.10. Основы антикризисного управления
- 16.10. Основы антикризисного управления • 555
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17
- 17.1. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
- 17.2. Международные валютные отношения —важный сегмент финансовой системы
- 17.3. Особенности функционирования финансовых системэкономически развитых стран
- 17.4. Деятельность международных кредитных организаций
- 17.5. Платежный баланс и его особенности в России
- 17.6. Финансы и глобализация экономики
- Раздел I финансы и финансовая система российской федерации
- Глава 4. Доходы государственного бюджета 105
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17. Международные финансы 568