4.5. Неналоговые доходы
Совокупные неналоговые доходы бюджета значительно меньше общих налоговых поступлений. Они составляют немногим более 15% общих доходов бюджетов, атекущие неналоговые поступления — менее 5%.
Неналоговые доходы определяются как категория доходов бюджета, не связанных с налогами. В доходы федерального бюджета зачисляется часть доходов предприятий, в которых государство является одним из собственников или единственным собственником. Преимущественно это дивиденды по акциям, принадлежащим государству. Однако не все доходы государственных предприятий находятся в непосредственном рас-,,| поряжении государственных финансовых органов. Коль скоро предприятие функционирует по законам рынка, его финансы должны быть обособлены от финансов государства. Государственные предприятия самостоятельно должны выплачивать заработную плату, возмещать иные издержки и, как правило, инвестировать часть прибыли в собственное развитие. Таким образом, происходит разграничение доходов государственного бюджета (в виде дивидендов по государственным акциям) и государственного сектора в целом.
К категории неналоговых доходов в соответствии с бюджетной классификацией, принятой в РФ (см. раздел 5.1), относятся: неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом; официальные трансферты.
Неналоговые поступления включают: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, доходы от продаж, поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов, и добровольные, безвозмездные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников.
К доходам от собственности и предпринимательской деятельности относятся все государственные доходы, поступление которых связано с государственным владением собственностью, предприятиями, финансовыми активами или нематериальными активами, а также кассовая (фактическая) прибыль ведомственных предприятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пределы сектора государственного управления. Доходы данной категории могут иметь форму дивиден-
4.5. Неналоговые доходы* 137
дов, процентов, лицензионных платежей, отчислений от предпринимательского дохода или кассовой прибыли ведомственных предприятий,арендной платы за землю, перечисляемой в бюджет прибыли Центрального банка. К этой категории не относятся доходы за счет прибыли на капитал, поступающие либо от реализации капитальных активов, либо от продажи или выпуска акций, либо погашения предоставленного кредита.
Плата за недра и платежи за использование акваторий и участков морского дна взимаются в форме денежных платежей, части добытого минерального сырья или иной произведенной продукции, выполнения работ или предоставления услуг, зачета сумм предстоящих платежей в бюджет в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного производства.
Административные сборы и платежи охватывают сборы и платежи, полученные в обмен на товары непроизводственного назначения и предоставление услуг некоммерческого характера, а также выручку от продаж, осуществляемых ведомственными предприятиями, издержки производства которых не могут быть определены отдельно. Эта категория включает как оплату товаров и услуг, характер которых не связан с государственным регулирование, так и обязательные платежи за услуги, связанные с таким регулированием (например, выдача водительских прав, паспортов, судебные сборы). В данную категорию входят поступления от продажи товаров, которые являются побочными по отношению к обычной производственной или социальной деятельности государственных ведомств и организаций (лесоматериалы из лесных заповедников, семена с экспериментальных ферм, открытки и художественные репродукции, продаваемые в музеях, и т. д.). К этой категории относятся платежи за-услуги, которые предоставляются органами государственного управления (например, плата за лечение, обучение, за вход в музеи, парки, места отдыха). К ней также относится арендная плата за здания и сооружения, кроме земельной ренты.
Поступления от штрафов и санкций включают поступления от уплаты штрафов и применения конфискационных мер, которые не имеют отношения к нарушению налогового режима. В данную категорию включаются все пени и штрафы, которые невозможно идентифицировать отдельно и отнести к нарушениям налогового законодательства либо связать с какими-либо причинами.
Доходы от операций с капиталом включают поступления от продажи государством основного капитала, доходы от реализации государственных запасов, земли и нематериальных активов, а также поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников для финансирования капитальных затрат. В российской практике доходы от операций с капиталом объединяются с общим объемом налоговых поступлений и выделяются отдельно в их составе.
138 • Глава 4. Доходы государственного бюджета
Доходы от реализации государственных запасовформируются в результате продажи органами государственного управления запасов стратегических материалов, чрезвычайных и стабилизационных запасов товаров, осуществляемой государственными организациями, регулирующими рынок (т. е. некорпоративными единицами, не занимающимися реализацией товаров и услуг в значительных масштабах), а также продажи запасов зерна и других товаров, которые имеют особо важное значение для государства. В особых случаях сюда могут включаться доходы от реализации большого количества товарных излишков других видов.
Доходы от продажи земли и нематериальных активов. К объектам продажи относятся земля, леса, внутренние водоемы и месторождения, за исключением расположенных на них сооружений или строительных объектов. Если стоимость земли невозможно отделить от стоимости реализованного сооружения, общая стоимость сделки должна показываться на основе преобладающего компонента. К нематериальным активам относятся права на разработку месторождений полезных ископаемых и занятие рыбной ловлей, другие концессии и арендные договоры, касающиеся земли, патентов, авторских прав и товарных знаков.
Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников. Под ними понимаются поступления добровольных, безвозмездных, невозвратных платежей на капитальные нужды, полученных государственными органами из негосударственных источников. В отличие от безвозмездных текущих трансфертов капитальные трансферты из негосударственных источников в основном осуществляются за счет накопленного богатства прежних лет. Их целью является финансирование процесса капиталообразования, расходов, предстоящих в долгосрочной перспективе, или приобретения материальных ценностей. Сюда относят- ! ся капитальные трансферты на строительство или покупку больниц, школ, музеев, театров, культурных центров или других государственных сооружений и оборудования. Также включаются капитальные трансфер-ТЫ в денежной форме, полученные от частных лиц, частных некоммерческих учреждений, негосударственных организаций, корпоративных и ча- [ стных кв азикорпоративных предприятий и других источников, за исключением средств, полученных от других органов государственного управления и международных организаций.
Полученные официальные трансферты. В данную категорию входят все невозвратные, безвозмездные платежи, полученные от других органов государственного управления или международных организаций. Это репарации, дарения, средства, предназначенные для осуществления особых проектов или программ, поддержки основного бюджета или другой цели.
К трансфертам от других уровней управления относятся невозвратные безвозмездные платежи, поступающие от одних уровней управления
4.5. Неналоговые доходы • 139
другим уровням. В российской практике они имеют форму финансовойподдержки субъектов Федерации в виде дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.
РЕЗЮМЕ
Сочетание законодательно установленных налоговых и неналоговых платежей в процессе формирования доходной части государственного бюджета обеспечивает возможность гибкого регулирования структуры бюджетных поступлений в зависимости от изменений конъюнктуры национального рынка. При этом сам механизм регулирования бюджетных поступлений включает установление новых источников поступлений или отказ от ныне действующих, увеличение или сокращение ставок налогов, изменение порядка их начисления, а также действующей базы доходов. Использование этих структурных модификаций дает возможность государству ежегодно решать основную задачу формирования доходной части федерального бюджета, которая заключается в том, чтобы обеспечить финансовые потребности государства и при этом не лишать налогоплательщиков стимулов к продолжению и развитию своей деятельности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Каковы основные источники доходов бюджета?
Назовите основные определения налогов, налоговой системы, налоговой политики.
В каких случаях не совпадают понятия «субъект», «налог» и «носитель налога»?
Какие виды налоговых ставок вы знаете и как они определяются?
Какие основные классификации налогов вы знаете?
Назовите основные бюджетообразующие виды налогов.
Какие принципы распределения налоговых доходов вам известны? По какому принципу распределяются налоговые доходы между бюджетными уровнями в РФ?
Какие функции налогообложения вы знаете? Перечислите их, дайте определе ние каждой функции.
9- Что такое оптимальная налоговая нагрузка? Каковы ее качественные и количественные характеристики? Ю. Назовите основные направления налоговой реформы в РФ в 2001-2005 гг.
Как начисляется налог на доходы физических лиц?
Перечислите основные виды косвенных налогов в налоговом законодательстве РФ.
В чем заключаются особенности взимания ЕСН по сравнению с другими налогами?
Что из себя представляют неналоговые доходы государственного бюджета в со ответствии с бюджетной классификацией РФ?
Что является основой регулирования структуры и объемов доходной части госу дарственного бюджета?
- Раздел I
- Глава 1
- 1,1. Общее понятие о финансах и финансовой системе
- 1.2. Функции финансов
- Финансовый баланс
- 1.3. Роль финансов в экономике и финансовая политика
- Глава 2
- 2.1. Сущность и методы управления финансами
- 2.2. Финансовый контроль
- 2.3. Финансовая политика
- Раздел II государственные и муниципальные финансы
- Глава 3
- 3.1. Общее понятие о государственных финансах и их роль в социально-экономическом развитии страны
- 3.2. Институциональный охват (границы сферы государственных финансов)
- 3.3. Уровни управления и структура государственных финансов
- 3.4. Потоки и запасы в системе государственных финансов
- 3.5. Принципы систематизации финансовых операций и основные категории государственных финансов в традиционном понимании
- Основные показатели государственных финансов
- Баланс активов и пассивов
- 3.7. Бюджетное планирование
- Глава 4
- 4.1. Общее понятие о доходах
- 4.2. Налоговые доходы
- 4.3. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества
- 4.4. Реформирование налоговой системы Российской Федерации
- 4.5. Неналоговые доходы
- Глава 5
- 5.1. Общее понятие о расходах и их классификация в традиционной системе государственных финансов
- 5.2. Основные категории расходов по функциональному назначению в традиционной системе государственных финансов
- 5.3. Расходы по экономическому назначению в традиционной системе государственных финансов. Перекрестная классификация расходов
- Перекрестная классификация расходов и чистого кредитования
- 5.4. Роль государственных расходовв социально-экономическом развитии страны
- 5.4. Роль государственных расходов* 157
- 5.4. Роль государственных расходов • 159
- Контрольные вопросы
- Глава 6
- 6.1. Понятие «дефицит бюджета» и причины его образования
- 6.2. Финансирование дефицита бюджета
- 6.3. Классификации источников финансирования дефицита бюджетов
- 6.4. Влияние способов и источников финансирования дефицита бюджета на экономику
- 6.5. Понятие и классификации государственного долга
- 6.6. Управление государственным долгом
- 6.7. Влияние государственного долга на экономику
- 6.8. Фискальная политика и балансирование бюджета
- Глава 7
- 7.1. Доходы
- 7.2. Расходы
- 7.2.1. Расходы по функциональному назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.2. Расходы по экономическому назначению в реформированной системе государственных финансов
- 7.2.3. Перекрестная классификация в реформированной системе государственных финансов
- 7.3. Баланс активов и пассивов 7.3.1. Общее понятие о балансе активов и пассивов
- 7.3.2. Основные понятия, используемые в балансе активов и пассивов
- 7.3.3. Финансовые требования по секторам контрагентов и финансовым инструментам
- 7.3.4. Операции с активами и пассивами
- 7.4. Другие экономические потоки
- Контрольные вопросы
- 8.1. Общее понятие о межбюджетных отношениях
- 288 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 290 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.2. Федерализм как инструмент разрешения проблем межбюджетных отношений
- 292 • Глава 8. Межбюджетные отношения
- Фонды бюджетного процесса
- 29В • Глава 8. Межбюджетные отношения
- 8.3. Принципы и механизмы взаимодействия федерального, региональных и местных бюджетов. Пути совершенствования межбюджетных отношений
- 9.2. Особенности организации муниципальных финансов в Российской Федерации
- 9.3. Функции местных бюджетов и проблемы местного самоуправления
- 9.4. Формирование доходов органов местного самоуправления
- 9.5. Разграничение расходных полномочий и функциональных расходов между уровнями управления и их финансовое обеспечение
- Глава 10
- 10.1. Сущность и назначение государственных внебюджетных фондов
- 10.2. Пенсионный фонд Российской Федерации, его функции, формирование и использование
- 362* Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.3. Фонд социального страхования, его функции,формирование и использование
- 10.4. Фонды обязательного медицинского страхования, их функции, формирование и использование
- 382 • Глава 10. Государственные социальные внебюджетные фонды
- 10.5. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
- Ставки есн
- Раздел 111
- Глава 11
- Основные организационно-правовые формыкоммерческих организаций
- Индивидуальный
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 399
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 401
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 403
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 405
- Глава 11. Формы функционирования хозяйствующих субъектов в экономике • 407
- Глава 12
- 12.1. Общее понятие о финансах предприятия
- 12.2. Финансовые ресурсы и собственный капитал организации
- 12.3. Доходы и расходы организаций
- 12.4. Прибыль предприятия и оценка его финансового состояния
- 12.5. Управление оборотным капиталом
- 12.6. Экономическое содержание и источники финансирования основного капитала
- 12.7. Оценка финансового состояния предприятия
- Глава 13
- 13.1. Классификация, критерии принадлежности и особенности функционирования предприятий малого бизнеса
- Численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах1
- 13.2. Налогообложение предпринимателей и организаций
- 13.3. Государственная политика в области малого бизнеса
- 13.4. Использование кредитования и услуг страхования субъектами малого предпринимательства
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- Глава 14 страхование
- 14.1. Экономическая сущность страхования и его функции. Основные понятия в страховом деле
- 14.2. Классификация видов страхования. Формы страхования и их особенности. Страховые резервы
- Отрасли страхования
- Формы страхования
- 14.3. Состояние страхового рынка в России
- Глава 15
- 15.1. Характеристика некоммерческих организаций
- Нко, обслуживающие домашние хозяйства в ввп, рассчитанном методом использования доходов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов
- 15.2. Финансы потребительских кооперативов • 499
- 15.3. Финансы общественных некоммерческих организаций,фондов, учреждений, других организаций
- Глава 16
- 16.1. Содержание финансового менеджмента и его место в системе управления предприятием. Цели и задачи финансового менеджмента
- 16.2. Базовые теории и концепции финансового менеджмента
- 16.3. Методологические основы принятия финансовых решений
- 16.4. Финансовые инструменты как средство управления финансовыми ресурсами предприятий
- 16.5. Информационное обеспечение финансового менеджмента
- 16.6. Методология управления финансовыми ресурсами предприятий
- 536 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.7. Управление финансовыми ресурсами предприятий
- 544 • Глава 16. Финансовый менеджмент
- 16.8. Формирование структуры капитала предприятия
- 16.9. Управление активами предприятий
- 16.10. Основы антикризисного управления
- 16.10. Основы антикризисного управления • 555
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17
- 17.1. Роль финансов в развитии международного сотрудничества
- 17.2. Международные валютные отношения —важный сегмент финансовой системы
- 17.3. Особенности функционирования финансовых системэкономически развитых стран
- 17.4. Деятельность международных кредитных организаций
- 17.5. Платежный баланс и его особенности в России
- 17.6. Финансы и глобализация экономики
- Раздел I финансы и финансовая система российской федерации
- Глава 4. Доходы государственного бюджета 105
- Раздел IV международные финансы
- Глава 17. Международные финансы 568