logo search
Микроэкономика / РИТМ / Экономическая теория / uchebnik8-16к

Прибыль и рентабельность. Показатели прибыльности

Прибыль - это конечный финансовый результат предпринимательской деятельности, использования всех факторов производства. На величину прибыли воздействует множество факторов: цены на реализуемую продукцию и потребляемые ресурсы, размер заработной платы, нормы амортизационных отчислений, налогообложение и т.д.

Стремление к максимизации прибыли является главной движущей силой рыночной экономики. Погоня за прибылью побуждает производителей искать пути снижения издержек производства, осуществлять нововведения. В то же время прибыль является одним из основных источников роста и развития предприятия.

Прибыль составляет основу механизма распределения ресурсов между отраслями в условиях рыночной экономики. Наличие прибыли служит для предпринимателей сигналом к расширению производства, убытки - сигналом к его свертыванию.

Основными условиями роста прибыли фирм, организаций в современном рыночном хозяйстве выступают:

1. Повышение качества продукции и ориентация на потребителя. С точки зрения эффективности производства более важно концентрировать внимание на улучшении качества продукции, нежели бороться только за простое снижение издержек производства.

Увеличение оборотов продаж связано с постоянным увеличением клиентов-потребителей (упрочение позиций на существующих рынках, завоевание новых рынков).

2. Положение фирмы на рынке, сохранение и развитие конкурентных преимуществ. Например, компания Тойота постоянно стремится удержать своё лидерство среди других компаний по такому показателю автомобилей, как надежность.

3. Темпы освоения научно-исследовательских и опытно - конструкторских разработок (НИОКР). Внедрение результатов НИОКР позволяет снизить издержки, повысить качество продукции, способствует появлению новых наукоемких продуктов и, в конечном счете, усилению позиций в конкурентной борьбе.

4. Уровень организации производства и управления.

5. Создание условий для наиболее полной реализации и постоянного развития человеческого фактора, человеческий капитала, повышения заинтересованности работников в делах фирмы.

Для оценки прибыльности (рентабельности) предприятий в современном рыночном хозяйстве применяются следующие показатели:

1. Рентабельность продаж (gross profit margin) - отношение валовой прибыли к объему продаж. Этот показатель указывает, какую прибыль приносит каждый рубль реализованной продукции.

2. Чистая рентабельность продаж (profit net margin) - отношение чистой прибыли к объему продаж. Этот показатель уже очищен от налогов и показывает конечную рентабельность продаж.

3. Рентабельность активов ROA (return on assets) - отношение чистой прибыли к совокупным активам (собственным и заемным средствам). Другое его название - рентабельность инвестиций (return on investment - ROI). Это один из фундаментальных показателей прибыльности предприятия, характеризующий эффективность работы менеджеров.

4. Рентабельность собственного (акционерного) капитала ROE (return on equity) рассчитывается делением чистой прибыли на собственный капитал. Он показывает, какая доля прибыли приходится на единицу капитала собственника.

5. Показатель Р/Е (price to earning ratio) рассчитывается как отношение цены (курса) акции к доходу на акцию. Если на рынке становится известно, что перспективы компании относительно доходов и роста улучшаются, то обычно Р/Е возрастает, и наоборот, когда положение компании ухудшается, тогда Р/Е, как правило, падает.