Межбюджетные отношения
Принципы построения бюджетной системы зависят от формы государственного устройства. Так, бюджетная система унитарных государств строится из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов власти (городов, графств, районов и т. д.). Бюджетная система федеративных государств (например, США и России) включает третье звено - бюджеты административных образований, из которых состоит сама федерация (штатов, земель, провинций, областей, республик и т. д.). Она строится по принципуфискального федерализма- системы трансфертных выплат (субсидий, субвенций), на основе которых федеральная власть делится своими доходами с регионами (штатами, землями, провинциями), а те, в свою очередь, с муниципальными образованиями. В настоящее время Россия и большинство стран СНГ переходят к построению своих бюджетов в соответствии с принципом фискального федерализма. Проведение этого принципа в жизнь предполагает:
экономическую самостоятельность бюджетов всех уровней, раздельное формирование их на нормативной основе, утверждение и исполнение;
создание целевых бюджетных фондов для реализации общих республиканских, межрегиональных программ;
наличие системы трансфертных выплат, которые выдаются для погашения расходов, если собственные доходы нижестоящего бюджета слишком низки.
Осуществление принципа фискального федерализма предполагает четкое разграничение функций между различными уровнями властных структур. Например, центральное правительство осуществляет расходы, касающиеся нации в целом (расходы на оборону, внешнюю политику), региональные органы власти финансируют социальную защиту, здравоохранение в регионе, а местные органы власти самостоятельно содержат школы, организуют охрану общественного порядка, уборку улиц и т. д.
Между различными уровнями власти часто идет борьба по бюджетно-финансовым вопросам. Каждый участник конфликта стремится забрать себе максимальную долю доходов и минимизировать свое участие в расходах. Чтобы не доводить это противоборство до сепаратист-
ского бунта, следует соблюдать два принципа фискального федерализма:
1) собственные (независимые от воли вышестоящих властей) доходы должны быть пропорциональны объему властных полномочий нижестоящего уровня;
2) если расходы территории объективно велики, то они должны покрываться целевыми субвенциями, которые выделяются из вышестоящих бюджетов.
Для реализации этих принципов необходимо правильно и четко разграничить доходы разных уровней власти. В одних случаях используют метод разграничения налоговых источников. Например, в США налог на имущество целиком идет в местные бюджеты, а таможенные пошлины - только в федеральный бюджет. Чаще, однако, применяют метод долевого участия в доходах. Например, в ФРГ доходы от налога на прибыль делят поровну между федеральным и местным бюджетами.
Для Российской Федерации в настоящее время характерны нестабильность правительственной бюджетной политики и бюджетный сепаратизм регионов. Центральные власти стремятся передать на места значительную часть расходов, не закрепляя при этом за местными властями соответствующие доходные источники. Особенностью России является большая неоднородность социально-экономического развития регионов. Существуют дотационные регионы и регионы-доноры.
Дотационные регионы – это регионы, в которых объём необходимых для бюджетных выплат средств больше, чем собирается налогов, поэтому региону необходимы федеральные трансферты.
Регионы-доноры– это те регионы, в которых налоговые сборы больше, чем объем необходимых бюджетных выплат. Часть налоговых поступлений они должны отдавать в федеральный бюджет.
У регионов-доноров возникает стремление к полной бюджетной самостоятельности (например, Татарстан, Башкортостан), так как они хотят использовать все доходы со своей территории, не делясь с Центром. В дотационных регионах хронический недостаток доходов порождает иждивенческие настроения.
Межбюджетные отношения в Российской Федерации характеризуются высокой долей федерального бюджета и недостатком средств в региональных и местных бюджетах в доходной части консолидированного бюджета. Из-за этого региональные и местные бюджеты не имеют достаточных средств на покрытие своих расходов и сильно зависят от перечисления средств из федерального бюджета.
- Тема 8. Распределение доходов. Заработная плата. Бюджет семьи
- Основные теории доходов
- Эволюция доходов наемных работников в смешанной экономике
- 2.Теории заработной платы. Формы, системы и уровень заработной платы
- Теории заработной платы
- Основные формы и системы зарплаты
- Уровень зарплаты
- Факторы, определяющие уровень зарплаты
- Кривая Лоренца.
- Классовая структура населения сша
- Распределение общего объема денежных доходов населения Российской Федерации в 1991 - 2005 гг.
- Государственное регулирование
- Доходов и потребления
- В смешанной экономике
- И в России
- Основные понятия
- Библиографический список
- Тема 9. Процент, прибыль и рента
- Сущность процента. Механизм процента. Выбор вариантов инвестирования
- Механизм процента (процентного дохода)
- Виды процентов
- Процент и эффективность инвестирования
- Номинальная и реальная процентные ставки
- Прибыль и рентабельность. Показатели прибыльности
- 3. Ценные бумаги. Дивиденд. Курс акций
- Виды ценных бумаг
- Курс акции. Дивиденд
- 4. Рента. Цена земли
- Часть III. Основы макроэкономики
- Модель кругооборота ресурсов, продукта и доходов в национальной экономике
- Конечный продукт как добавленная стоимость, созданная в национальной экономике
- Стоимость, добавленная стоимость и повторный счет
- Особенности учета валового общественного продукта в ссср
- Воп ссср в 1988 году, млрд. Руб.
- Учет ввп
- Потоку доходов
- От ввп к личному располагаемому доходу
- От ввп к личному располагаемому доходу (сша, 2004г.)
- Функции и проблемы учета основных показателей снс
- 3. Теневая экономика - экономика за пределами системы национального счетоводства
- Сущность и структура теневой экономической деятельности
- Причины и последствия развития теневой экономики
- Тема 11. Проблемы макроэкономической
- Фазы среднесрочного экономического цикла
- Особенности современных экономических циклов
- Концепция длинных волн
- Хронология больших циклов конъюнктуры (по й. Шумпетеру)
- Безработица и её социально - экономические последствия
- Сущность, формы и уровень безработицы
- Экономические потери и социальные последствия безработицы
- Государственное регулирование рынка труда. Социальное страхование по безработице
- Инфляция: сущность, причины, последствия
- Сущность и причины инфляции
- Показатели инфляции
- Последствия инфляции
- Антиинфляционная политика
- Тема 12. Модели макроэкономического равновесия
- 1.Модель
- Влияние изменения совокупного спроса на макроэкономическое равновесие
- Взаимосвязь модели ad-as и кривой производственных возможностей
- 2. Модель совокупные расходы –
- Закон Сэя. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия
- Государственные финансы и государственный бюджет
- Тема 13. Государственные финансы
- Государственные финансы и государственный бюджет. Принципы бюджетно-финансовой политики
- Структура доходов и расходов государственного бюджета
- Бюджетно-финансовая
- Внешний и внутренний государственный долг
- Межбюджетные отношения
- 2. Налоговая система и налоговая политика государства
- Сущность и функции налогов
- Элементы налоговой системы
- Кривая Лаффера и концепции налогообложения
- Налоговая система России
- Денежная система
- Банковская система. Деятельность
- Современная банковская система
- Взаимоотношения Центрального банка и правительства
- Методы денежно-кредитной политики Центрального банка
- 3. Деятельность коммерческих банков
- Техника кредитования
- Привлечение вкладов
- Другие банковские услуги
- Процентные ставки по кредитам и депозитам в отдельных странах,
- Тема 15. Мировое хозяйство
- Международное разделение труда
- Этапы развития мирового хозяйства
- Экономическое неравенство в современном мире
- Высокоразвитые страны
- Население и внд в отдельных странах
- Развивающиеся страны
- Вывоз капитала
- Мировая валютная система
- Интеграция
- Ступени развития региональной экономической интеграции
- Сравнительные характеристики ес, нафта и атэс
- Перспективы участия
- В международных экономических отношениях
- 2. Факторы, неблагоприятные для российской экономики - перечень, к сожалению, более внушителен:
- Библиографический список
- Тема 16. Экономический рост
- Темпы экономического роста
- Факторы
- 2. Модели экономического роста
- Многофакторные модели экономического роста
- Факторы роста внп
- Двухфакторные модели экономического роста
- 3. Экономическое развитие и его стадии
- Основные типы экономического развития (технологические уклады)