logo
Микроэкономика / РИТМ / Экономическая теория / uchebnik8-16к

Развивающиеся страны

(третий мир)

Экономика развивающихся стран, несмотря на пестроту состава этой группы, обладает целым рядом существенных общих черт, связанных с принципиальной общностью их исторических судеб. Для этих стран капиталистический способ производства и связанный с ним социально-экономический и технический прогресс являются чуждыми процессами, не обусловленными их собственной культурой и социальной традицией. Их элементы навязаны им извне, возникали и развивались не через свободное развитие национального рынка, а в результате насильственного включения этих стран в мировые экономические отношения. Поэтому даже в тех странах, где существует национальный частный капитал, он сравнительно слабо развит, носит очаговый характер, охватывая лишь некоторые отрасли экономики, развивается неровно и непропорционально, мало воздействуя на остальные секторы экономики. К тому же он занимает двойственную позицию по отношению к иностранному капиталу, часто склоняясь к предательству национальных интересов.

Для всех развивающихся стран характерна многоукладность экономики – наличие капиталистических и докапиталистических общественно-экономических форм, причем связи между укладами очень слабы или отсутствуют. В отличие от капиталистического, и, с оговорками, мелкотоварного укладов, докапиталистические уклады не создают стимулы для экономического роста, предпосылки для экономического и технического прогресса.

Одна из главных экономических проблем развивающихся стран - острый дефицит финансовых ресурсов для инвестиций, крайне замедленный, вялотекущийпроцесс накопления, поэтому принципиальное значение для них имеет расширение экспортного сектора и привлечение иностранного капитала, образующего особый сектор хозяйства.

Еще одна определяющая черта развивающихся стран - высокая роль государственного сектора. Государство обеспечивает связи между различными укладами, стимулирует товарное производство, сдерживает и контролирует в какой-то мере деятельность иностранных корпораций (одновременно стараясь привлекать иностранные инвестиции), а главное, обладая наибольшими мобилизационными возможностями, способно сосредоточивать ресурсы для решения острейших общенациональных экономических проблем, в первую очередь, структурной перестройки. Будучи искусственно, насильно вовлеченными в капиталистический мир, эти страны подвергаются непрерывному массирован-

ному, многоканальному натиску стандартов западногообраза жизни,западнойсистемы ценностей и т.п. Но традиционные структуры общественного сознания в этих странах, за редким исключением, несовместимы сзападнымии оказывают отчаянное, яростное сопротивление.

В итоге, в третьем мирепочти не приживаются такие подлинные завоевания западной цивилизации, как высокий уровень трудовой и профессиональной этики, правовой культуры, гарантии личных свобод и прочие. Но необычайно благоприятную почву находят преступность, наркомания, проституция, порнобизнес, образуя быстрорастущий и опасный не только длятретьего мирасектор хозяйства.

Есть в третьем миренебольшая группа – первоначально в нее входили только четыре страны (Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг, с 1997 г. ставший особым районом КНР с суммарным населением менее 75 млн. чел.), - которые сумели полностью адаптироваться к крайне жестким условиям современной НТР и добиться выдающихся и устойчивых темпов роста. Эти страны -четыре дракона- называют новыми индустриальными странами (НИС). Их опыт доказывает, что развивающиеся страны в принципе могут переломить неблагоприятные для них тенденции и занять достойное место в мировом хозяйстве. К числу НИС в последние годы начинают причислять ещё ряд стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Таиланд, Малайзия) и Латинской Америки (Мексика, Бразилия, Венесуэла и др.), которым также удалось относительно успешно осуществить модернизацию хозяйства.

Особо выделяется группа развивающихся стран, являющихся крупными нефтеэкспортерами. Еще недавно большинство их были в числе беднейших и наиболее отсталых, но в последние 30 лет некоторые из них (Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты) стали сравнимы по среднедушевому уровню доходов и потребления с самыми богатыми из развитых стран.

Бывшие

социалистические страны

Несколько особняком стоят страны, в недавнем прошлом объединяемые понятиемсоциалистические, в которых еще несколько лет назад господствовала административно-командная экономическая система. Некоторые из этих стран, наименее развитые, по большинству важнейших признаков вполне могут быть отнесены ктретьему миру: Вьетнам, Лаос, Монголия, КНДР, Куба, среднеазиатские и закавказские республики бывшего СССР и др. Положение остальных (страны Восточной Европы, Российская Федерация и КНР) определить гораздо сложнее. С одной стороны, в них создана мощная и высокодиверсифицированная промышленность, включающая самые современные наукоемкие отрасли. Огосударствленная экономика позволяла направлять национальные ресурсы на осуществление крупномасштабных сложных и дорогих программ: атомной, космической, энергетической и т. п. (в КНР и особенно в бывшем СССР). В ряде секторов экономики накоплены высококвалифицированные научные, инженерные и рабочие кадры, способные решать задачи которые ставит современная НТР. Административно-командная экономика не могла эффективно использовать ресурсы, поэтому подавляющая часть производимых в этих странах товаров и услуг была неконкурентоспособна на мировом рынке по цене, качеству и техническому уровню.

Задачи, которые бывшие социалистические страны поставили перед своей экономикой, не могут быть решены без крупномасштабной финансовой, консультационно-обучающей и технологической помощи высокоразвитых стран, а такая помощь, естественно, будет оказываться последними в соответствии с собственными интересами помогающихи приведет (уже приводит) к сильнейшей односторонней экономической и частично даже к политической зависимости.

2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Международная

торговля

Рассмотрим главные формы международного экономического сотрудничества и соперничества стран мирового сообщества.

Углубление МНРТ в полной мере проявляется в международной торговле. Обороты внешней торговли в послевоенные десятилетия росли гораздо быстрее, чем мировое производство. В большинстве высокоразвитых стран с внешней торговлей непосредственно связано более 1/2 всей экономической деятельности. Зависимость отдельных отраслей от внешних связей еще более сильна.

В товарной структуре международной торговли неуклонно сокращается доля сырьевых товаров, продукции отраслей и производств обрабатывающей промышленности. Почти половина стоимости мирового экспорта приходится на более сложные товары: машины, оборудование и химикаты, экспортирующиеся в основном из развитых стран. В экспорте этих стран в среднем более 2/3 приходится на готовые, в том числе 1/3 - на продукцию машиностроения. В импорте гото-

вые промышленные изделия, в том числе машины и оборудование также занимают ведущее место. Причем в условиях НТР особенно быстро возрастает доля связей по поставкам промежуточных видов продукции.

В торговле формируются системы международной производственной кооперации, для которых характерны жесткость и долговременность связей с иностранными смежниками, четкая обусловленность количества, качества и сроков поставок.

Рост объема торговли высокоразвитых стран друг с другом и усиление их взаимозависимости происходят в драматических условиях острейшей конкуренции между ними. Поэтому внешняя торговля - одна из приоритетных сфер государственного вмешательства. Многие страны проводят торговую политику протекционизма- защиты национальных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке. При этом все развитые страны традиционно провозглашают принципфритрэдерства (free trade)-свободной торговли. В распоряжении государства - широкий арсенал инструментов воздействия: таможенные тарифы (специальные налоги на ввозимые в страну товары), квоты и запреты на импорт, субсидирование экспорта, политическое давление на страну - конкурента с целью добиться от нееразборкичасти таможенных барьеров илидобровольныхограничений экспорта. Но в условиях интенсификации МНРТ применение тарифных и нетарифных ограничений импорта далеко не всегда эффективно защищает национальные интересы: зависимость экономики от международного обмена товарами и услугами часто перевешивает простое и понятное желание устранить конкурента, например, административным запретом торговать. Ведениеторговых войнможно уподобить арьергардным боям отступающей армии: протекционизм компенсирует нехватку конкурентоспособности. Потенциал для настоящего контрнаступления может быть накоплен только внутри национальной экономики на пути ее структурной реконструкции.

С конца 1940-х гг. ведутся международные переговоры об обязательных правилах международной торговли и ее постепенной либерализации в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Членами ВТО на середину 2003 г. были 146 стран и около 20 стран являлись наблюдателями. Главная задача ВТО в соответствии с её Уставом – содействовать беспрепятственной международной торговле. Развитые страны, по инициативе которых создана ВТО, полагают, что именно экономическая свобода в международной торговле способствует экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей.

Деятельность ВТО направлена на реализацию следующих пяти принципов.

1. Отсутствие дискриминации в торговле. Ни одно государство не должно дискриминировать какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. На внутреннем рынке любой страны, в идеале, не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.

2. Снижение торговых (протекционистских) барьеров. Торговыми барьерами называют факторы, снижающие возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся прежде всего, таможенные пошлины и импортные квоты (количественные ограничения на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны и политика определения обменных курсов валют

3. Стабильность и предсказуемость условий торговли. Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые барьеры (тарифные и нетарифные) не будут подняты внезапно и произвольно.

4. Стимулирование соревновательности в международной торговле. Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать несправедливые приемы конкурентной борьбы, такие как экспортные субсидии (фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

5. Льготы в международной торговле для менее развитых государств. Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается справедливым представление слаборазвитым странам особых привилегий.

Хотя ВТО пропагандирует идеи свободной торговли, они пока мало помогают росту участия в мировом хозяйстве стран третьего мира.

На развивающиеся страны (следует вспомнить их долю в населении Земли) приходится лишь около 1/5 внешнеторгового оборота стран капиталистического мира и лишь около 1/20 - на их взаимный товарообмен, причем эти показатели не отражают чрезвычайную дифференциацию развивающихся стран по масштабам, структуре,

темпам роста внешней торговли и даже по своему характеру участия в МНРТ.

Специализация большинства стран третьего мира в МНРТ мало изменилась со времен открытого колониализма и в несравненно большей степени отвечает интересам высокоразвитых наций, чем их собственным. В суммарном экспорте развивающихся стран продовольствие, сырье и топливо составляют около 50 %, но из остающихся на долю обрабатывающей промышленности более 50 % около 33 % приходится всего на 17 стран, в основном НИС, структура экспорта которых довольно разнообразна и включает даже высокотехнологичные товары. Для большинства же развивающихся стран существует тенденция неуклонного сужения круга главных экспортных товаров. При этом специализация отдельных стран исключительно, гипертрофированно узкая: на один ведущий (сырьевой или продовольственный) товар приходится не менее 1/3, иногда - более 1/2 стоимости экспорта. Несмотря на столь сильную специализацию, на мировых рынках своих ведущих товаров развивающиеся страны играют, как правило, подчиненную, иногда совсем ничтожную роль. Таким образом, зависимость их импортного сектора от конъюнктуры мирового рынка почти полная и односторонняя (исключения крайне редки). При этом соотношение цен на сырье (основной товар большинства развивающихся стран) и готовые промышленные изделия (основу экспорта развитых стран) складывается опять-таки в интересах развитых стран и крайне невыгодно для третьего мира - возникают так называемые ножницы цен, подрезающие выгоды от расширения экспорта.

Правда, сохраняется определенная зависимость развитых стран от импорта сырья и топлива из третьего мира, обусловленная ограниченностью и неполнотой их собственных природных ресурсов. Доля развивающихся стран в импорте развитых стран топлива составила более 80 %, руд и металла - около 1/3. Поэтому развивающиеся страны - экспортеры однородных товаров нередко образуют на межправительственном уровне международные союзы типа картелей для проведения согласованной политики в области объемов экспорта и цен, но это не слишком облегчает их положение. Лишь знаменитой Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) удается с 1970-ых г. контролировать цены на сырую нефть.

Главная причина зависимого, подчиненного положения большинства развивающихся стран в МНРТ, увеличивающегося разрыва между ними и развитыми странами в уровне экономического развития и уровне жизни, изолированности слаборазвитых наций от НТР - их общая социальная и экономическая отсталость, неустранимая без полного изменения принципов, лежащих в основе современного мирового экономического порядка. Но надежды на подлинную смену этих принципов практически нет, поскольку они установлены и поддерживаются высокоразвитыми нациями в своих эгоистических интересах.