logo
Микроэкономика / РИТМ / Экономическая теория / uchebnik8-16к

Кривая Лаффера и концепции налогообложения

Каковы границы налогообложения, каков тот допустимый уровень налоговых ставок, который не сказался бы отрицательно на экономике?

Американский экономист А. Лаффер установил и показал с помощью графика зависимость доходов бюджета от налоговых ставок на прибыль и зарплату. Кривая Лафферадемонстрирует, что существует оптимальный уровень налоговой ставки, при котором налоговые поступления в бюджет максимизируются. В случаях, когда этот уровень выше оптимального, эффективность налогообложения падает. Лаффер писал:Люди основывают свои поступки на стимулах. Когда вы изменяете эти стимулы, они изменяют своё поведение. Люди не работают для того, чтобы платить налоги. Чистый, за вычетом налогов, доход определяет, работает ли человек или сидит на пляже... Фундаментальная идея, лежащая в основе кривой..., заключается в том, что чем выше предельные налоговые ставки, тем более сильный побудительный мотив будет у индивидуумов от уклонения от них.

Рис. 13-3 иллюстрирует кривую Лаффера, где t - средний уровень налоговых ставок, Д - среднегодовой (долгосрочный) показатель объема налоговых поступлений. Точка А показывает налоговый оптимум, при котором налоговые поступления государству достигают максимума (Д2).

Предположим, что налоговые ставки снижены с уровня t1до t2. Хотя ближайшим результатом более либеральной налоговой политики станет временное падение объема налоговых поступлений, но в долгосрочном периоде улучшатся условия инвестирования, вырастет производство, занятость, а вслед за этим - масса доходов, подлежащих нало

гообложению. Начнут расти и доходы государства (Д2> Д1).

Рис. 13-3. Кривая Лаффера

Определить точно величину такой ставки для каждого налога чрезвычайно сложно, но есть признаки, по которым можно судить, превышена ликритическая точканалогообложения:

Налоги выполняют всё более важную роль в макроэкономическом регулировании, о чём свидетельствует увеличение удельного веса налоговых изъятий в общем объеме ВВП в большинстве высокоразвитых стран.

Изменяя налоговую политику, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Различают две основных концепции налоговой политики:

1. Политика, обеспечивающая благоприятный налоговый климат бизнесу. Однако это может привести к ограничению социальных программ, так как налоговые поступления в краткосрочном периоде сокращаются.

2. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите, когда налоговые доходы направляются на реализацию различных социальных программ. Такая политика может привести к раскручиванию инфляционной спирали.

Как подтверждает практика, налоговые регуляторы действуют эффективно лишь в том случае, если они встроены в целостную программу экономического и социального развития страны.