logo
Микроэкономика / РИТМ / Экономическая теория / uchebnik8-16к

1.Модель

СОВОКУПНЫЙ СПРОС – СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

М

Совокупный спрос

одельсовокупный спрос - совокупное предложениепоказывает взаимосвязь (как всякая модель при прочих равных условиях) между уровнем цен и реальным внутренним продуктом (валовым или чистым), который продается и покупается.

Совокупный спрос(AD, aggregate demand) – это экономический агрегат, который показывает все возможные реальные объемы внутреннего производства (Qy), которые готовы и могут приобрести все покупатели (домохозяйства, фирмы, государство и внешний мир) при любом из возможных уровней цен (). Совокупный спрос складывается из нескольких составляющих: потребительские расходы, валовые внутренние инвестиции, государственные закупки товаров и услуг и чистый экспорт.

Совокупный спрос характеризуется обратной зависимостью между уровнем цен и объемом покупаемого реального ВВП и может быть представлен графически в виде кривой АD с отрицательным наклоном (рис.12-1).

Отрицательный наклон AD объясняется эффектом богатства, эффектом процентной ставки и импортных закупок. Рост уровня цен уменьшает реальную стоимость тех финансовых активов домохозяйств, что имеют фиксированную номинальную стоимость (наличных денег, бессрочных вкладов, облигаций, векселей и т.п.) и побуждает компенсировать потери, меньше расходуя на покупки товаров и услуг. Это называют  эффектом богатства.Эффект процентной ставкисвязан с повышением ставки ссудного процента при росте уровня цен (инфляции) при неизменном денежном предложении, что сокращает использование кредитных средств для валовых внутренних инвестиций и потребительских расходов, использующих кредитные средства.Эффект импортных закупок состоит в том, что подорожание национальных товаров снижает объем спроса на них внутри страны и со стороны внешнего мира и одновременно увеличивает спрос на импортные товары.

Совокупный спрос может увеличиваться или уменьшаться под воздействием неценовых детерминант. Рост совокупного спроса выглядит на графике как сдвиг кривой АD вправо от AD0к AD1. Это означает, что теперь все потребители в макроэкономике готовы купить больший объем реального внутреннего продукта при том же уровне цен или тот же объем внутреннего продукта при более высоком уровне цен. Соответственно уменьшение совокупного спроса выглядит на графике как смещение кривой АD влево от AD0к AD2(рис.12-2). Каждому слагаемому совокупного спроса соответствует ряд неценовых факторов, влияющих на него:

а) потребительские расходы: уровень благосостояния потребителей, ожидания потребителей по поводу динамики цен и доходов, изменение размеров потребительской задолженности, индивидуальные налоги;

б) инвестиционные расходы: изменение процентной ставки, перспективы получения прибыли, налоги, развитие технологии, степень использования производственных мощностей;

в) государственные закупки: изменение величины и структуры расходов государства;

г) чистый экспорт: динамика и величина национального дохода в других странах, курс национальной валюты.

Основная сложность в определении и прогнозировании совокупного спроса связана с чрезвычайным разнообразием интересов и намерений потребителей, находящихся под одновременным воздействием множества факторов разной силы и природы, действующих нередко в противоположных направлениях. Например, увеличение налогов на личные доходы домохозяйств и доходы фирм вызовет сокращение потребительских расходов и валовых частных инвестиций, что приведет к уменьшению совокупного спроса и толкнет кривую АD влево. В то же время средства, полученные от дополнительных налогов, могут частично вернуться к населению в виде социальных трансфертов и платежей за ресурсы, частично будут потрачены государством на закупку национальных товаров и услуг, увеличивая тем самым совокупный спрос, кривая АD на графике в этом случае сдвинется вправо. Окончательный результат в отношении изменения совокупного спроса является достаточно неопределенным.

С

Совокупное

предложение

овокупное предложение(AS, aggregatesupply) – это макроэкономический агрегат, показывающий все возможные объемы реального внутреннего производства (QY), которые все производители в экономике могут и готовы произвести при любом из возможных уровне цен.

Модель совокупного предложения графически может быть представлена кривой, выражающей прямую зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства в экономике (рис.12-3). В современной экономической теории выделяется три отрезка кривой AS. На горизонтальном отрезкеab(кейнсианском, по имени открывшего это явление английского экономиста Дж. М. Кейнса) изменение в объеме реального внутреннего производства осуществляется при неизменном уровне цен. На промежуточном (восходящем) отрезкеbcувеличение реального ВВП сопровождается ростом уровня цен. На вертикальном (классическом, по названию экономической школы) отрезкеcdповышается только уровень цен, а реальный ВВП остается неизменным. Реальный объем производства, соответствующий вертикальному отрезку, характеризует полную занятость ресурсов .

Совокупное предложение, так же как и совокупный спрос, испытывает на себе влияние неценовых факторов, что графически иллюстрируется сдвигом кривой AS. К таким факторам относятся: а) уровень цен на производственные ресурсы; б) степень монополизации экономики; в) производительность ресурсов; г) правовые нормы.

Увеличение совокупного предложения характеризуется сдвигом кривой ASвправо отAS0 кAS1, сокращение совокупного предложения – сдвигом кривойASвлево отAS0кAS2(рис.12-4).