logo search
gosy_umenshennye

99.Управление государственным и муниципальным долгом

Государственный долг — это долговые обязатель­ства государства перед юридическими и физичес­кими лицами, иностранными государствами, между­народными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государст­венных займов, договоров и соглашений о предо­ставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантии (пору­чительств) по обязательствам третьих лиц, другие обя­зательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц.

Управление государственным долгом — это со­вокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга или механизм формирования и ре­ализации одного из направлений финансовой полити­ки государства, связанного с его деятельностью на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве заемщика или гаранта.

К мероприятиям, способствующим погашению долга государства, относятся:

  1. выплаты кредиторам;

  2. погашение внешних и внутренних займов;

  3. предоставление гарантии;

  4. изменение условии выпущенных займов;

  5. определение условий выпуска и размещения но­вых государственных долговых обязательств;

  6. другие мероприятия.

Выполнение мероприятий зависит от принятия обоснованных решений в процессе управления госу­дарственным долгом, что базируется на анализе объема и структуры долга, объективной оценке его текущего состояния. При этом используются абсо­лютные и относительные показатели.

Абсолютные показатели отражают объем госу­дарственной внутренней и внешней задолженностей в денежном выражении, величину расходов, связан­ных с ее погашением и обслуживанием.

Основные относительные показатели, сущест­венно влияющие на принятие административных ре­шений и выбор методов управления государственным долгом, включают:

  1. процентное соотношение суммы долга и ВВП;

  2. долю расходов на погашение и обслуживание го­сударственного долга в общей сумме расходов бюджета.

Управление государственным долгом представляет собой непрерывный процесс, включающий три этапа: первый и второй этапы — привлечение финансовых ресурсов путем размещения ценных бумаг; третий этап — погашение и обслуживание долговых обя­зательств.

На первом этапе определяются предельные раз­меры государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год, выбираются инструмен­ты привлечения ресурсов и повышения эффективно­сти их использования. На втором этапе привлека­ются ресурсы на внешних или внутренних финансовых рынках путем выпуска и размещения государствен­ных ценных бумаг, получения кредита или предостав­ления государственной гарантии, а затем эти сред­ства направляются на финансирование текущих бюджетных расходов или инвестиционных проектов. Третий этап заключается в поисках источников фи­нансовых ресурсов для погашения и обслуживания государственного долга, снижении общих издержек, своевременном выполнении долговых обязательств. Государственные долговые обязательства погашают­ся за счет бюджетных доходов, золотовалютных ре­зервов страны, денежных средств, полученных от про­дажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Методы управления государственным долгом мож­но подразделить на административные и финансовые.

Административные Методы основаны на быст­ром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценки экономической эффектив­ности и результатов действий по управлению госу­дарственным долгом.

Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на достижение максимального эффекта от привлекаемых займов при минимальных издерж­ках, связанных с их погашением и обслуживанием.