logo
gosy_umenshennye

113. Формы и методы налогового контроля

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками требований законодательства о налогах и сборах.

Форма налогового контроля может быть предварительной, текущей и после­дующей.

Предварительный контроль связан с ра­ботой по разъяснению налогового законода­тельства, сбору, обработке и анализу широ­кой информации о налогоплательщиках на стадии планирования налоговых проверок для принятия оптимальных решений.

Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной ра­боты и представляет собой проверку, про­водимую в отчетном периоде для оценки правильности отражения различных опера­ций и достоверности данных бухгалтерско­го учета и отчетности, представляемых в налоговые органы плательщиком

Последующий контроль реализуется пу­тем проведения налоговых проверок по окон­чании определенного отчетного периода.

Налоговый контроль может осуществ­ляться с использованием различных мето­дов, таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.

Наблюдение предполагает общее озна­комление с состоянием избранного объек­та налогового контроля.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится в налоговой инспекции или на месте для выявления фактов нарушений на­логовой дисциплины и устранения их по­следствий.

Обследование проводится с целью фик­сации сторон деятельности хозяйствующе­го субъекта с последующим использовани­ем материалов для уточнения показателей, связанных с его финан­совым положением, взаимо­отношениями с субъектами налогового кон­троля по поводу уплаты налогов

Анализ осуществляется на базе теку­щей и годовой отчетностей, отличается си­стемным подходом, а также использовани­ем таких аналитических приемов, как сред­ние и относительные величины (для опре­деления размера объекта налога при отсут­ствии документации у налогоплательщика).

Ревизия проводится на месте и осно­вывается на проверке первичных докумен­тов, учетных регистров, бухгалтерской и ста­тистической отчетности, фактического на­личия денежных средств.