logo search
Микроэкономика / РИТМ / Экономическая теория / uchebnik8-16к

Межбюджетные отношения

Принципы построения бюджетной системы зависят от формы государственного устройства. Так, бюджетная система унитарных государств строится из двух звеньев: государственного бюджета и бюджетов местных органов власти (городов, графств, районов и т. д.). Бюджетная система федеративных государств (например, США и России) включает третье звено - бюджеты административных образований, из которых состоит сама федерация (штатов, земель, провинций, областей, республик и т. д.). Она строится по принципуфискального федерализма- системы трансфертных выплат (субсидий, субвенций), на основе которых федеральная власть делится своими доходами с регионами (штатами, землями, провинциями), а те, в свою очередь, с муниципальными образованиями. В настоящее время Россия и большинство стран СНГ переходят к построению своих бюджетов в соответствии с принципом фискального федерализма. Проведение этого принципа в жизнь предполагает:

Осуществление принципа фискального федерализма предполагает четкое разграничение функций между различными уровнями властных структур. Например, центральное правительство осуществляет расходы, касающиеся нации в целом (расходы на оборону, внешнюю политику), региональные органы власти финансируют социальную защиту, здравоохранение в регионе, а местные органы власти самостоятельно содержат школы, организуют охрану общественного порядка, уборку улиц и т. д.

Между различными уровнями власти часто идет борьба по бюджетно-финансовым вопросам. Каждый участник конфликта стремится забрать себе максимальную долю доходов и минимизировать свое участие в расходах. Чтобы не доводить это противоборство до сепаратист-

ского бунта, следует соблюдать два принципа фискального федерализма:

1) собственные (независимые от воли вышестоящих властей) доходы должны быть пропорциональны объему властных полномочий нижестоящего уровня;

2) если расходы территории объективно велики, то они должны покрываться целевыми субвенциями, которые выделяются из вышестоящих бюджетов.

Для реализации этих принципов необходимо правильно и четко разграничить доходы разных уровней власти. В одних случаях используют метод разграничения налоговых источников. Например, в США налог на имущество целиком идет в местные бюджеты, а таможенные пошлины - только в федеральный бюджет. Чаще, однако, применяют метод долевого участия в доходах. Например, в ФРГ доходы от налога на прибыль делят поровну между федеральным и местным бюджетами.

Для Российской Федерации в настоящее время характерны нестабильность правительственной бюджетной политики и бюджетный сепаратизм регионов. Центральные власти стремятся передать на места значительную часть расходов, не закрепляя при этом за местными властями соответствующие доходные источники. Особенностью России является большая неоднородность социально-экономического развития регионов. Существуют дотационные регионы и регионы-доноры.

Дотационные регионы – это регионы, в которых объём необходимых для бюджетных выплат средств больше, чем собирается налогов, поэтому региону необходимы федеральные трансферты.

Регионы-доноры– это те регионы, в которых налоговые сборы больше, чем объем необходимых бюджетных выплат. Часть налоговых поступлений они должны отдавать в федеральный бюджет.

У регионов-доноров возникает стремление к полной бюджетной самостоятельности (например, Татарстан, Башкортостан), так как они хотят использовать все доходы со своей территории, не делясь с Центром. В дотационных регионах хронический недостаток доходов порождает иждивенческие настроения.

Межбюджетные отношения в Российской Федерации характеризуются высокой долей федерального бюджета и недостатком средств в региональных и местных бюджетах в доходной части консолидированного бюджета. Из-за этого региональные и местные бюджеты не имеют достаточных средств на покрытие своих расходов и сильно зависят от перечисления средств из федерального бюджета.