logo search
БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

9.2. Исключительное право на фирменное наименование

С 1 января 2008 г. Федеральным законом [63] была введена в действие часть четвертая ГК РФ, определяющая в том числе и права на фирменные наименования юридических лиц. В ноябре 2008 г. в ст. 1473 части четвертой ГК РФ [11] были внесены изменения Федеральным законом [65]. Рассмотрим это подробнее.

Согласно ст. 1475 части четвертой ГК РФ [11] на территории РФ действует исключительное право на фирменное наименование, которое включено в ЕГРЮЛ. Такое право возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования. Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

В соответствии со ст. 1225 ГК РФ фирменным наименованиям юридических лиц предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью). Исключительным правом защищаются также сокращенные фирменные наименования юридических лиц, их наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках, если такие наименования включены в ЕГРЮЛ при государственной регистрации. При этом следует учитывать, что владеть фирменным наименованием можно, а распоряжаться им нельзя, так как согласно п. 2 ст. 1474 ГК РФ не допускается распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования). Согласно данным "нововведениям" (части четвертой ГК РФ) можно выделить три существенных "нельзя" в фирменных наименованиях коммерческих организаций. Рассмотрим, что не может содержаться в наименованиях коммерческих организаций.