11. Бюджетное устройство: принципы бюджетной системы рф
Бюдж. система РФ и принципы ее организации (бюджетный кодек, глава 5).
Под БС РФ понимают основанные на эк-ких отношениях и гос-ном устройстве совокупность действующих бюджетов. Бюджетное устройство РФ регламентируется Конституцией и бюджетным кодексом и включает звенья :
-фед. бюджет РФ и бюджет государства соц. ВБФ;
-бюджет субъектов РФ, в т.ч. 21 бюджет автономных республик в составе РФ,10 бюджетов автономных округов,55 областных и краевых бюджетов, 25 000 местных бюджетов, а так же бюджеты ТФОМС.
В соответствии с принципами бюджетного устройства фед. гос-ва Д и Р нижестоящих бюджетов не входят в состав вышестоящих бюджетов.
Принципы бюджетного устройства РФ:
1. Принципы ПОСТРОЕНИЯ БС
1.Единство всех звеньев бюдж. си.
2.Принцип разграничения Д и Р м/ду разными уровнями бюдж. си.
3.Принцип самостоятельности бюдж. разных уровней.
4.Принцип равенства бюджетных прав субъектов м\д собой
2. Принцип формирования и исполнения бюджета
1.Принцип отражения всех Д и Р в бюджете всех уровней и внебюджетном фонде.
2.Принцип сбалансировки по Д и Р.
3.Принцип эффективности и экономичности, и использование бюджетных средств.
4.Гласности.
5.Достоверности бюджетных показаний.
6.Адресности и целевого характера бюджетных средств.
7.Принцип общего покрытия всех бюджетных расходов.
Гос. бюджет - это особый фонд, образованный в результате специфических фин. отношений.
С материальной т. зрения, бюджет государства - это главный централизованный фонд ДС.
С соц. т. зрения – это инструмент перераспределения национальных доходов гос-вом.
С фин. т. зрения - это баланс Д и Р правительства.
С правовой т. зрения – это главный фин. план правительства.
Функции государственного бюджета:
1.Перераспределение национального дохода.
2.Государственная регистрация народного хозяйства.
3.Социальная.
4.Контрольная.
Бюджетное устройство:
организационный принцип
Совокупность входящих в нее бюджетов
принцип взаимоотношений м\д бюджетами
Осн. Форма организации взаимоотношений м\д бюджетами – бюджетный федерализм.
-это способ построения фин. Бюдж. Отношений м\д уровнями органов власти.
Структура:
Гос. бюджетная си России включает три звена:
фед. бюджет;
бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (к ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей, автономных округов и городские бюджеты). Это бюджеты субъектов Федерации;
местные бюджеты. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в фед. республиканский бюджет.
Подробнее о принципах:
Принцип полноты бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные, определенные законом, обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат
финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ. Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам
бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего
финансового года.
Различают бюджеты брутто и нетто.
В бюджет брутто включаются все валовые доходы и расходы государства, а в бюджет нетто - только чистые доходы и расходы. Расходы на государственные предприятия включаются в бюджет брутто, а в бюджете нетто отражается только разница между доходами и расходами.
Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием объема средств, определенного бюджетом.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств
целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Принцип гласности означает:
Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту информации о
ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений
Обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри
законодательного (представительного) органа или между исполнительным и законодательным (представительными) органами государственной власти.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. На практике этот принцип реализуется формально: бюджет публикуется и утверждается в укрупненных цифрах, что искажает его действительную сущность.
Принцип достоверности бюджета, т.е. его реальности, предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованы и правильны.
Для современных бюджетов характерны затушевывание направлений расходов и сокрытие реального участия различных слоев общества в формировании доходной части бюджета, т.е. принцип реальности бюджета не соблюдается в настоящее время ни в одной стране (и Россия не исключение), хотя бюджеты большинства стран пропагандируются как реальные.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
12. Централизованные финансы
Госфинансы – это центральное звено соц-эконом. Системы РФ.
Финансовая система представляет собой определенным образом упорядоченную совокупность финансовых отношений. Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:
1) централизованные финансы:
государственный бюджет;
внебюджетные фонды;
государственный кредит;
фонды имущественного и личного страхования;
фондовый рынок;
2) децентрализованные финансы:
финансы коммерческих предприятий и организаций;
финансовых посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов);
некоммерческих организаций;
3) финансы домашних хозяйств.
Публичные (централизованные) финансы - система формирования и использования фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов власти. Централизованные финансы представлены бюджетной системой, а также государственным и муниципальным кредитом. Бюджетная система Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ состоит из бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней (федерального, регионального и муниципального). Управление публичными финансами осуществляется через систему органов власти на всех уровнях государственного устройства. В Российской Федерации - это федеральные органы власти, органы власти субъектов Российской Федерации и муниципальные органы власти.
Сущность финансов как экономической категории находит практическое проявление через функции, которые финансы выполняют в обществе. Функции финансов показывают, каким образом реализуется общественное назначение финансов как инструмента мобилизации и использования централизованных фондов денежных средств. Финансы обеспечивают непрерывный процесс воспроизводства, включающий четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление.
Традиционно рассматривают следующие функции финансов:
распределительную,
стимулирующую,
контрольную.
Действуя одновременно и скоординированно, они обеспечивают проведение государством определенной финансовой политики. Следует понять, что перечисленные функции действуют именно одновременно, а не последовательно, как нередко отмечают некоторые авторы.
Принцип бюджетного федерализма -это способ построения фин. Бюдж. Отношений м\д уровнями органов власти.
Характеризуется законодательным разграничением доходов и расходов, полномочий между уровнем бюджетной системы и наличием системы финансового выравнивания.
Гос. Муниципальные финансы – ден.отношения, возникающие в свзи с формированием финанс.ресурсов органов госвласти и местного самоуправления и их использования для осущ. Возложенных на них функций и решения стоящих перед ними задач.
Состав на федеральном уровне:
-федеральный бюджет
-федеральные внебюджетные фонды (осн. – соц.внебюджетные фонды)
- гос. Кредит
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении ввп.
- 2. Основы составлении, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней
- 3. Основы казначейского исполнения бюджетов всех уровней
- 4. Финансовый контроль: формы, виды и методы
- 5. Особенности финансирования деятельности государственных внебюджетных фондов. Характеристика действующих в рф.
- 6. Бюджетная классификация рф: ее состав и характеристика
- 7. Сбалансированность бюджетов. Профицит фб рф и направления его использования. Дефицит бюджета и источники его финансирования.
- 8. Бюджетный процесс: этапы и полномочия участников бюджетного процесса. Пути повышения эффективности бюджетных расходов. (необходимо дополнить!)
- 9. Гос. И муниц-ый долг. Управление гос-ным и муниц. Долгом. Государственные гарантии. (ст. 97, 99 бк)
- 10. Госбюджет государства и его роль в социально-эконом. Развитии страны. Федеральный бюджет рф в 2008-2010 гг.
- 11. Бюджетное устройство: принципы бюджетной системы рф
- 13. Финансовая система страны, характеристика ее звеньев
- Федеральный бюджет;
- 14. Классификация доходов и расходов бюджетов всех уолвней бюджетной системы
- 15. Принципы межбюджетных отношений в рф. Формы межбюджетных трансфертов, основные условия их предоставления.
- Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов рф.
- Федеральный фонд компенсаций.
- Федеральный фонд софинансирования расходов.
- 16. Виды, цели и задачи государственных специальных бюджетных фондов
- Резервный фонд
- Фонд национального благосостояния
- 17. Бюджетная система государства: ее структура и характеристика
- 18 Финансирование основных и оборотных средств организации.
- 19 Управления финансами организации.
- 20 Особенности инвестиционной деятельности организаций.
- 21 Финансовые взаимоотношения организаций с бюджетом
- 22 Финансовый контроль на организации. Виды, функции и задачи.
- 23 Особенности финансов организаций различных организационно- правовых норм.
- 24 Прибыль организации и источники ее формирования
- 25 Критерии и методы оценки финансовой устойчивости организации.
- 26 Формы и методы финансового оздоровления организаций.
- 27 Оценка финансового состояния организаций.
- 28 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов организации.
- 29 Платежная система рф
- 30 Функции и принципы деятельности коммерческого банка. Теория финансового посредничества.
- 31. Банковское кредитование: основные тенденции и роль в экономике
- 32 Инфляция, ее причины и особенности в России.
- 33. Формирование ресурсов коммерческих банков
- 34. Международный валютный фонд: принципы работы и роль в мировой валютной системе.
- 35. Валютный рынок и валютные операции.
- 36 Доходы, расходы и прибыль кредитных организаций.
- Доходы банка
- Расходы банка
- 37 Валютный курс как экономическая категория. Факторы влияющие на валютный риск.
- 38 Банковское регулирование и надзор в рф.
- 39. Валютное регулирование и валютный контроль в рф
- 40 Принципы осуществления безналичных расчетов:
- 41 Денежная система в рф Структура денежной массы и денежной базы.
- 42 Активные операции коммерческого банков. Оценка качества активов.
- 43 Денежное обращение. Законы денежного обращения.
- Вопрос 44 Современная мировая валютная система
- 45 Баланс коммерческого банка и принципы его построения.
- 46. Платежный баланс страны. Формирование и структура платежного баланса рф.
- 47 Собственный капитал банка его структура и функции. Достаточность капитала банка.
- 48 Ликвидность коммерческого банка.
- 49. Сущность, функции и принципы кредита. Виды кредита.
- 50 Методы обеспечения стабильности банковской системы рф
- 51. Операции коммерческих банков на рцб.
- 52 Банковская система рф
- 53 Страхование вкладов граждан, ее роль в банковской системе.
- 54. Денежно-кредитная политика банка цб рф. Сущность цели и механизм реализации.
- 55. Сущность , функции, виды денег.
- 56 Банковские риски, методы управления рисками.
- 57 Цб рф: цели функции операции.
- 58. Сущность, функции налогов и принципы налогообложения.
- 59. Налоговое бремя и экономический рост. Пути снижения налогового бремени.
- 60. Налоговая система в рф, основные проблемы ее совершенствования.
- Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
- 61. Классификация налогов, их роль в формировании доходов бюджетной системы рф. Классификация налогов - это группировка их по ряду наиболее существенных признаков.
- 62. Основы корпоративного налогового менеджмента.
- 63. Страхование, сущность, место и роль в финансовой системе государства.
- 64. Обязательное страхование в России
- 65. Имущественное страхование: понятие, виды, принципы.
- 66. Личное страхование и его роль в стабилизации социальной сферы.
- 67. Особенности финансов страховых организаций
- 68. Состояние и перспективы развития страхового рынка России.
- 69. Государственное регулирование страховой деятельности рф.
- 70. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховой организации. Сострахование и перестрахование как способы обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций.
- 71. Страхование в системе управления рисками
- 72. Сущность портфельной политики, принципы управления портфелями активов.
- 73. Профессиональная деятельность на рынках ценных бумаг. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
- 74. Классические и производные финансовые инструменты.
- 75. Финансовые рынки России и их роль в развитии экономики. Тенденции развития финансовых рынков.