6. Бюджетная классификация рф: ее состав и характеристика
Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех
уровней бюджетной системы РФ. (в ред.Федерального закона от 22.12.2005 № 176-ФЗ)
Согласно ст.19 БК РФ, в нашей стране используются следующие виды единых бюджетных классификаций:
Классификация доходов бюджетов РФ
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
Экономическая классификация расходов бюджетов РФ
Классификация источников внутреннего финансирования
дефицитов бюджетов РФ
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета
Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
Классификация видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ
Ведомственная классификация расходов федерального бюджета.
Данный вариант бюджетной классификации не единственный, используемый в мировой практике, она меняется в зависимости от изменения тех или иных экономических условий и ситуаций. Важен тот факт, что по единой бюджетной классификации формируются бюджеты всех звеньев, это обеспечивает их сопоставимость при оценке и контроле за их исполнением и соответствием своему назначению. Структура бюджетной классификации определяется федеральным законом. Законодательные органы власти субъектов Федерации утверждают бюджетную классификацию для каждого субъекта, основанную на единой структуре бюджетной классификации. Бюджетная классификация является основополагающим методологическим документом, регламентирующим формы составления, представления и исполнения бюджетов РФ.
Важная особенность бюджетной классификации – два дополнительных блока:
Источники финансирования дефицита бюджета:
- заемные средства, используемые для финансирования расходов бюджета, которые включают в себя займы у Банка России, у государственных внебюджетных фондов, выпуск и размещение государственных обязательств
- изменение остатков средств на счетах бюджета и изменение золотовалютных резервов Правительства РФ
- различные виды займов у иностранных правительств.
2. Государственный долг:
- внутренние долговые обязательства государства
- внешние долговые обязательства государства.
Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время бюджетная классификация должна четко разграничивать источники бюджетных ресурсов различных уровней и степень участия тех или иных хозяйственных звеньев и граждан в их формировании.
Фискальная политика – формирование госбюджета через систему налогообложения, с одной стороны, и осуществление определенной экономической политики посредством распределения финансовых средств – с другой.
Дискреционная фискальная политика – это политика правительства, направленная на регулирование налоговой системы и государственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и т.д.
Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфическое общественное значение: доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.
Доходы бюджетов.
Доходы бюджетов - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Структура доходов бюджета:
Неналоговые доходы
налоговые доходы
Доходы целевых бюджетных фондов
Безвозмездные перечисления
Остаток средств на конец предшествующего периода
В соответствии с бюджетной классификацией все доходы бюджетов делятся на следующие виды:
1. Налоговые доходы включают в себя:
Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала (налог на прибыль, НДФЛ и прочие налоги на прибыль или доход).
Налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (транспортный налог, целевые сборы с граждан, предприятий, учреждений и организаций на содержание милиции, благоустройство территорий, прочие налоги и сборы, исчисленные от ФОТ)
Налоги на товары и услуги (НДС, акцизы, и т.д.)
Налоги на имущество
Платежи за использование природных ресурсов
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
Прочие налоги, сборы и пошлины.
Пропорции распределения налогов и порядок бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трёх лет. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.
2. Неналоговые доходы. К ним, в соответствии со ст.41 п.4 БК РФ, относятся:
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления
Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия
Доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов
Иные неналоговые доходы. Наиболее важными являются: прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами, доходы от внешнеэкономической деятельности.
Расходы бюджетов
Бюджетные расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Формирование расходов бюджетов всей уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. (Раздел 3, гл.10, ст.65 БК РФ)
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на 2 группы:
Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.
Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.
Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:
Расходы федерального бюджета
Расходы бюджетов субъектов РФ
Расходы местных бюджетов.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.
Реестр расходных обязательств – перечень нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.
Помимо расходов, относящихся к бюджетам различных уровней, существуют расходы, в которых участвуют как федеральный, так и региональные и местные бюджеты.
Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней производится по согласованию соответственно органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, и утверждается соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, расположенного на территории данного субъекта РФ.
Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ.
Бюджетная классификация разделяет бюджетные расходы по следующим признакам:
Функциональная (предметная) классификация - расходы распределяются по отраслям деятельности и звеньям управления. Функциональная классификация характеризует основную цель финансируемого мероприятия, относящегося к числу приоритетных, постоянно существующих национальных потребностей. Кроме того, отраслевая группировка расходов бюджета дает возможность выявлять пропорции распределения бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре.
Ведомственная классификация – распределение расходов по министерствам (ведомствам). В бюджетах же более низких уровней расходы внутри ведомства разносятся по управлениям. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям). При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам законодательной и исполнительной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, а также обеспечивать контроль за их осуществлением.
Экономическая классификация – дифференцирует расходы по хозяйственным признакам или производственным элементам.
Использование субъектами РФ аналогичных классификаций позволяет обеспечить единую систему учета всех совокупных бюджетных расходов государства, сгруппированных по функциональной, экономической или ведомственной направленности.
- 1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении ввп.
- 2. Основы составлении, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней
- 3. Основы казначейского исполнения бюджетов всех уровней
- 4. Финансовый контроль: формы, виды и методы
- 5. Особенности финансирования деятельности государственных внебюджетных фондов. Характеристика действующих в рф.
- 6. Бюджетная классификация рф: ее состав и характеристика
- 7. Сбалансированность бюджетов. Профицит фб рф и направления его использования. Дефицит бюджета и источники его финансирования.
- 8. Бюджетный процесс: этапы и полномочия участников бюджетного процесса. Пути повышения эффективности бюджетных расходов. (необходимо дополнить!)
- 9. Гос. И муниц-ый долг. Управление гос-ным и муниц. Долгом. Государственные гарантии. (ст. 97, 99 бк)
- 10. Госбюджет государства и его роль в социально-эконом. Развитии страны. Федеральный бюджет рф в 2008-2010 гг.
- 11. Бюджетное устройство: принципы бюджетной системы рф
- 13. Финансовая система страны, характеристика ее звеньев
- Федеральный бюджет;
- 14. Классификация доходов и расходов бюджетов всех уолвней бюджетной системы
- 15. Принципы межбюджетных отношений в рф. Формы межбюджетных трансфертов, основные условия их предоставления.
- Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов рф.
- Федеральный фонд компенсаций.
- Федеральный фонд софинансирования расходов.
- 16. Виды, цели и задачи государственных специальных бюджетных фондов
- Резервный фонд
- Фонд национального благосостояния
- 17. Бюджетная система государства: ее структура и характеристика
- 18 Финансирование основных и оборотных средств организации.
- 19 Управления финансами организации.
- 20 Особенности инвестиционной деятельности организаций.
- 21 Финансовые взаимоотношения организаций с бюджетом
- 22 Финансовый контроль на организации. Виды, функции и задачи.
- 23 Особенности финансов организаций различных организационно- правовых норм.
- 24 Прибыль организации и источники ее формирования
- 25 Критерии и методы оценки финансовой устойчивости организации.
- 26 Формы и методы финансового оздоровления организаций.
- 27 Оценка финансового состояния организаций.
- 28 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов организации.
- 29 Платежная система рф
- 30 Функции и принципы деятельности коммерческого банка. Теория финансового посредничества.
- 31. Банковское кредитование: основные тенденции и роль в экономике
- 32 Инфляция, ее причины и особенности в России.
- 33. Формирование ресурсов коммерческих банков
- 34. Международный валютный фонд: принципы работы и роль в мировой валютной системе.
- 35. Валютный рынок и валютные операции.
- 36 Доходы, расходы и прибыль кредитных организаций.
- Доходы банка
- Расходы банка
- 37 Валютный курс как экономическая категория. Факторы влияющие на валютный риск.
- 38 Банковское регулирование и надзор в рф.
- 39. Валютное регулирование и валютный контроль в рф
- 40 Принципы осуществления безналичных расчетов:
- 41 Денежная система в рф Структура денежной массы и денежной базы.
- 42 Активные операции коммерческого банков. Оценка качества активов.
- 43 Денежное обращение. Законы денежного обращения.
- Вопрос 44 Современная мировая валютная система
- 45 Баланс коммерческого банка и принципы его построения.
- 46. Платежный баланс страны. Формирование и структура платежного баланса рф.
- 47 Собственный капитал банка его структура и функции. Достаточность капитала банка.
- 48 Ликвидность коммерческого банка.
- 49. Сущность, функции и принципы кредита. Виды кредита.
- 50 Методы обеспечения стабильности банковской системы рф
- 51. Операции коммерческих банков на рцб.
- 52 Банковская система рф
- 53 Страхование вкладов граждан, ее роль в банковской системе.
- 54. Денежно-кредитная политика банка цб рф. Сущность цели и механизм реализации.
- 55. Сущность , функции, виды денег.
- 56 Банковские риски, методы управления рисками.
- 57 Цб рф: цели функции операции.
- 58. Сущность, функции налогов и принципы налогообложения.
- 59. Налоговое бремя и экономический рост. Пути снижения налогового бремени.
- 60. Налоговая система в рф, основные проблемы ее совершенствования.
- Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
- 61. Классификация налогов, их роль в формировании доходов бюджетной системы рф. Классификация налогов - это группировка их по ряду наиболее существенных признаков.
- 62. Основы корпоративного налогового менеджмента.
- 63. Страхование, сущность, место и роль в финансовой системе государства.
- 64. Обязательное страхование в России
- 65. Имущественное страхование: понятие, виды, принципы.
- 66. Личное страхование и его роль в стабилизации социальной сферы.
- 67. Особенности финансов страховых организаций
- 68. Состояние и перспективы развития страхового рынка России.
- 69. Государственное регулирование страховой деятельности рф.
- 70. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховой организации. Сострахование и перестрахование как способы обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций.
- 71. Страхование в системе управления рисками
- 72. Сущность портфельной политики, принципы управления портфелями активов.
- 73. Профессиональная деятельность на рынках ценных бумаг. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
- 74. Классические и производные финансовые инструменты.
- 75. Финансовые рынки России и их роль в развитии экономики. Тенденции развития финансовых рынков.