logo
финансы ответы

6. Бюджетная классификация рф: ее состав и характеристика

Бюджетная классификация – группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемая для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех

уровней бюджетной системы РФ. (в ред.Федерального закона от 22.12.2005 № 176-ФЗ)

Согласно ст.19 БК РФ, в нашей стране используются следующие виды единых бюджетных классификаций:

дефицитов бюджетов РФ

Данный вариант бюджетной классификации не единственный, используемый в мировой практике, она меняется в зависимости от изменения тех или иных экономических условий и ситуаций. Важен тот факт, что по единой бюджетной классификации формируются бюджеты всех звеньев, это обеспечивает их сопоставимость при оценке и контроле за их исполнением и соответствием своему назначению. Структура бюджетной классификации определяется федеральным законом. Законодательные органы власти субъектов Федерации утверждают бюджетную классификацию для каждого субъекта, основанную на единой структуре бюджетной классификации. Бюджетная классификация является основополагающим методологическим документом, регламентирующим формы составления, представления и исполнения бюджетов РФ.

Важная особенность бюджетной классификации – два дополнительных блока:

  1. Источники финансирования дефицита бюджета:

- заемные средства, используемые для финансирования расходов бюджета, которые включают в себя займы у Банка России, у государственных внебюджетных фондов, выпуск и размещение государственных обязательств

- изменение остатков средств на счетах бюджета и изменение золотовалютных резервов Правительства РФ

- различные виды займов у иностранных правительств.

2. Государственный долг:

- внутренние долговые обязательства государства

- внешние долговые обязательства государства.

Правильная, научно построенная бюджетная классификация позволяет определить цели расходования бюджетных средств, установить задачи и курс финансовой политики правительства. В то же время бюджетная классификация должна четко разграничивать источники бюджетных ресурсов различных уровней и степень участия тех или иных хозяйственных звеньев и граждан в их формировании.

Фискальная политика – формирование госбюджета через систему налогообложения, с одной стороны, и осуществление определенной экономической политики посредством распределения финансовых средств – с другой.

Дискреционная фискальная политика – это политика правительства, направленная на регулирование налоговой системы и государственных расходов с целью воздействия на промышленное производство, инфляцию, занятость и т.д.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфическое общественное значение: доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Доходы бюджетов.

Доходы бюджетов - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Структура доходов бюджета:

  1. Неналоговые доходы

  2. налоговые доходы

  3. Доходы целевых бюджетных фондов

  4. Безвозмездные перечисления

  5. Остаток средств на конец предшествующего периода

В соответствии с бюджетной классификацией все доходы бюджетов делятся на следующие виды:

1. Налоговые доходы включают в себя:

Пропорции распределения налогов и порядок бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трёх лет. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.

2. Неналоговые доходы. К ним, в соответствии со ст.41 п.4 БК РФ, относятся:

Расходы бюджетов

Бюджетные расходы – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формирование расходов бюджетов всей уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. (Раздел 3, гл.10, ст.65 БК РФ)

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на 2 группы:

  1. Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

  2. Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

Различаются бюджетные расходы по следующим направлениям:

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств.

Реестр расходных обязательств – перечень нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти договоров и соглашений, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

Помимо расходов, относящихся к бюджетам различных уровней, существуют расходы, в которых участвуют как федеральный, так и региональные и местные бюджеты.

Распределение и закрепление расходов между бюджетами разных уровней производится по согласованию соответственно органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, и утверждается соответствующими законами о бюджетах, либо по согласованию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, расположенного на территории данного субъекта РФ.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения РФ и субъектов РФ определяется Правительством РФ.

Бюджетная классификация разделяет бюджетные расходы по следующим признакам:

  1. Функциональная (предметная) классификация - расходы распределяются по отраслям деятельности и звеньям управления. Функциональная классификация характеризует основную цель финансируемого мероприятия, относящегося к числу приоритетных, постоянно существующих национальных потребностей. Кроме того, отраслевая группировка расходов бюджета дает возможность выявлять пропорции распределения бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре.

  2. Ведомственная классификация – распределение расходов по министерствам (ведомствам). В бюджетах же более низких уровней расходы внутри ведомства разносятся по управлениям. Ведомственная классификация позволяет осуществлять адресное выделение финансовых ресурсов, отражающее распределение средств по их конкретным распорядителям (исполнителям). При этом денежные средства расписываются по министерствам и ведомствам в общей сумме с привязкой к отдельным функциональным разделам с нужной степенью детализации. Это позволяет органам законодательной и исполнительной власти принимать обоснованные решения о приоритетности определенных видов деятельности, размерах финансирования, а также обеспечивать контроль за их осуществлением.

  3. Экономическая классификация – дифференцирует расходы по хозяйственным признакам или производственным элементам.

Использование субъектами РФ аналогичных классификаций позволяет обеспечить единую систему учета всех совокупных бюджетных расходов государства, сгруппированных по функциональной, экономической или ведомственной направленности.