2. Основы составлении, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней
В настоящее время государственная бюджетная система Российской Федерации состоит из трёх звеньев:
федеральный бюджет
республиканские, краевые и областные, городские (Москва и Санкт-Петербург), бюджеты автономных округов и областей
местные бюджеты (городские, районные, поселковые, сельские).
Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты со своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Бюджетное планирование
Составление проектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств, необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органов местного самоуправления по предоставлению населению полного перечня услуг. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленными нормативами.
Составление проектов бюджета – исключительная прерогатива Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
На сегодняшний день в России действует следующий порядок составления проекта бюджета:
Президент РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетную политику государства на очередной финансовый год.
Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство финансов РФ организуют разработку прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
Центральный банк РФ предоставляет Правительству РФ информацию о кассовом исполнении Федерального бюджета за истекший финансовый год, прогноз платежного баланса РФ, а также основные направления денежно-кредитной политики на предстоящий финансовый год.
После принятия (одобрения) правительством РФ представленных основных направлений бюджетной политики Министерство финансов РФ должно обеспечить все органы исполнительной власти, включая и органы субъектов Федерации, методическими материалами по составлению заявок на финансирование в очередном финансовом году из федерального бюджета, в том числе федеральных целевых программ и мероприятий по развитию регионов
До конца мая года, предшествующего очередному финансовому году, все предварительные прогнозы представляются в Министерство финансов РФ. С этого момента начинается непосредственная работа по определению доходных и расходных показателей проекта федерального бюджета, в процессе которой все органы исполнительной власти могут представлять уточненные показатели прогнозов и проектировок бюджетных ассигнований.
Окончательный проект федерального закона о федеральном бюджете Правительство РФ представляет в Федеральное Собрание РФ (одновременно в Государственную Думу и в Совет Федерации) в первой половине сентября.
Таким образом, составление проектов бюджетов – это стадия бюджетного процесса, на которой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящий финансовый год, но и закладываются реальные основы для создания рациональной системы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмов эффективного управления бюджетным процессом.
Порядок рассмотрения и утверждения бюджета предусматривает, что Правительство РФ представляет Государственной Думе Федерального Собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год с различными предварительными итогами, прогнозами, проектами, программами и оценками, связанными с финансово-экономическим развитием РФ.
Проект закона о бюджете вносится на рассмотрение Государственной Думы не позднее 26 августа текущего года, до 1 октября Правительство РФ и Банк России представляют в Государственную Думу дополнительные материалы, указанные в ст.193 БК РФ.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о бюджете на предстоящий год в трех чтениях (ст. 196).
Установленная БК РФ продолжительность рассмотрения проекта следующая:
Первое чтение – 30 дней со дня внесения законопроекта в Государственную Думу
Второе чтение – 25 дней со дня принятия его в первом чтении
Третье чтение – 15 дней со дня принятия его во втором чтении
Принятый Государственной Думой федеральный закон передается на рассмотрение Совета Федерации. Далее одобренный закон передается Президенту РФ для подписания и обнародования.
В случае непринятия Государственной Думой проекта закона о федеральном бюджете до 15 декабря текущего года или невступления его в силу по другим причинам до 1 января очередного года Государственная Дума может принять федеральный закон о финансировании расходов из федерального бюджета в 1 квартале очередного финансового года.
Таков принятый действующим законом сценарий рассмотрения и принятия федерального бюджета. На практике же этот этап бюджетного процесса характеризуется многочисленными дебатами, парламентскими слушаниями, громогласными протестами, но все это в итоге заканчивается принятием правительственного варианта бюджета с незначительными поправками.
Исполнение бюджетов начинается после их утверждения в установленном порядке.
Установленный в законодательном порядке сценарий исполнения федерального бюджета предполагает, что федеральный бюджет должен исполняться в рамках, утвержденных соответствующим законом, все вносимые изменения должны быть гласными, эффективность отдачи бюджетных средств – максимальной, а отчетность – подробной, точной, достоверной и своевременной.
Одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития РФ должен формироваться перспективный финансовый план, содержащий данные о прогнозных возможностях федерального бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных федеральных расходов.
Перспективный финансовый план законодательно не утверждается, он разрабатывается на три года. Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является федеральный бюджет текущего года.
В дальнейшем абсолютно необходимо совершенствовать методы составления бюджета и укреплять институциональную базу в целях создания работающей системы бюджетных отношений между органами власти как различных ее ветвей, так и уровней.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении ввп.
- 2. Основы составлении, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней
- 3. Основы казначейского исполнения бюджетов всех уровней
- 4. Финансовый контроль: формы, виды и методы
- 5. Особенности финансирования деятельности государственных внебюджетных фондов. Характеристика действующих в рф.
- 6. Бюджетная классификация рф: ее состав и характеристика
- 7. Сбалансированность бюджетов. Профицит фб рф и направления его использования. Дефицит бюджета и источники его финансирования.
- 8. Бюджетный процесс: этапы и полномочия участников бюджетного процесса. Пути повышения эффективности бюджетных расходов. (необходимо дополнить!)
- 9. Гос. И муниц-ый долг. Управление гос-ным и муниц. Долгом. Государственные гарантии. (ст. 97, 99 бк)
- 10. Госбюджет государства и его роль в социально-эконом. Развитии страны. Федеральный бюджет рф в 2008-2010 гг.
- 11. Бюджетное устройство: принципы бюджетной системы рф
- 13. Финансовая система страны, характеристика ее звеньев
- Федеральный бюджет;
- 14. Классификация доходов и расходов бюджетов всех уолвней бюджетной системы
- 15. Принципы межбюджетных отношений в рф. Формы межбюджетных трансфертов, основные условия их предоставления.
- Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов рф.
- Федеральный фонд компенсаций.
- Федеральный фонд софинансирования расходов.
- 16. Виды, цели и задачи государственных специальных бюджетных фондов
- Резервный фонд
- Фонд национального благосостояния
- 17. Бюджетная система государства: ее структура и характеристика
- 18 Финансирование основных и оборотных средств организации.
- 19 Управления финансами организации.
- 20 Особенности инвестиционной деятельности организаций.
- 21 Финансовые взаимоотношения организаций с бюджетом
- 22 Финансовый контроль на организации. Виды, функции и задачи.
- 23 Особенности финансов организаций различных организационно- правовых норм.
- 24 Прибыль организации и источники ее формирования
- 25 Критерии и методы оценки финансовой устойчивости организации.
- 26 Формы и методы финансового оздоровления организаций.
- 27 Оценка финансового состояния организаций.
- 28 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов организации.
- 29 Платежная система рф
- 30 Функции и принципы деятельности коммерческого банка. Теория финансового посредничества.
- 31. Банковское кредитование: основные тенденции и роль в экономике
- 32 Инфляция, ее причины и особенности в России.
- 33. Формирование ресурсов коммерческих банков
- 34. Международный валютный фонд: принципы работы и роль в мировой валютной системе.
- 35. Валютный рынок и валютные операции.
- 36 Доходы, расходы и прибыль кредитных организаций.
- Доходы банка
- Расходы банка
- 37 Валютный курс как экономическая категория. Факторы влияющие на валютный риск.
- 38 Банковское регулирование и надзор в рф.
- 39. Валютное регулирование и валютный контроль в рф
- 40 Принципы осуществления безналичных расчетов:
- 41 Денежная система в рф Структура денежной массы и денежной базы.
- 42 Активные операции коммерческого банков. Оценка качества активов.
- 43 Денежное обращение. Законы денежного обращения.
- Вопрос 44 Современная мировая валютная система
- 45 Баланс коммерческого банка и принципы его построения.
- 46. Платежный баланс страны. Формирование и структура платежного баланса рф.
- 47 Собственный капитал банка его структура и функции. Достаточность капитала банка.
- 48 Ликвидность коммерческого банка.
- 49. Сущность, функции и принципы кредита. Виды кредита.
- 50 Методы обеспечения стабильности банковской системы рф
- 51. Операции коммерческих банков на рцб.
- 52 Банковская система рф
- 53 Страхование вкладов граждан, ее роль в банковской системе.
- 54. Денежно-кредитная политика банка цб рф. Сущность цели и механизм реализации.
- 55. Сущность , функции, виды денег.
- 56 Банковские риски, методы управления рисками.
- 57 Цб рф: цели функции операции.
- 58. Сущность, функции налогов и принципы налогообложения.
- 59. Налоговое бремя и экономический рост. Пути снижения налогового бремени.
- 60. Налоговая система в рф, основные проблемы ее совершенствования.
- Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
- 61. Классификация налогов, их роль в формировании доходов бюджетной системы рф. Классификация налогов - это группировка их по ряду наиболее существенных признаков.
- 62. Основы корпоративного налогового менеджмента.
- 63. Страхование, сущность, место и роль в финансовой системе государства.
- 64. Обязательное страхование в России
- 65. Имущественное страхование: понятие, виды, принципы.
- 66. Личное страхование и его роль в стабилизации социальной сферы.
- 67. Особенности финансов страховых организаций
- 68. Состояние и перспективы развития страхового рынка России.
- 69. Государственное регулирование страховой деятельности рф.
- 70. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховой организации. Сострахование и перестрахование как способы обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций.
- 71. Страхование в системе управления рисками
- 72. Сущность портфельной политики, принципы управления портфелями активов.
- 73. Профессиональная деятельность на рынках ценных бумаг. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
- 74. Классические и производные финансовые инструменты.
- 75. Финансовые рынки России и их роль в развитии экономики. Тенденции развития финансовых рынков.