logo
финансы ответы

4. Финансовый контроль: формы, виды и методы

Фин. контроль — законодательно регламентированная деятельность спец. созданных учреждений контроля и контролеров — аудиторов за соблюдением фин. закон-тва и фин. дисциплины всех эк-ких субъектов, а также за целесообразностью и эффективностью их фин. операций. Гос. фин. контроль — это комплексная си экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующаяся на конституции и др. законах гос-ва.

Гл. цель гос. контроля — максимизация поступления ДС в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Негос-ный фин. контроль включает внутрифирменный (корпоративный) и аудиторский (внешний) контроль. Задача негосударственного контроля — повышение эффек­тивности использования вложенных средств за счет снижения из­держек, включая и налоговые платежи в пользу государства.

Объект- денежные отношения, возникающие между органами власти, хоз.субъектами и физ.лицами по поводу формир., распред. И использования централизованных фондов.

Субъект- Специально уполномоч. Гос. Контрольные органы и службы, осущ. Свою деят-ть в сотв. С нормами права и на основании предоставленных им полномочий.

Органы фин. контроля:

- ведомство главного ревизора — аудитора (счетная палата) с подчинением парламенту или президенту страны. Цель ведомства — контроль за расходованием гос. средств и гос. имущества;

- налоговое ведомство с подчинением президенту, правительству либо минист. финансов, контролирующее поступление налог-х Д в гос. казну;

- контролирующие структуры в составе гос-ых ведомств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

- аудитор. фирмы, осуществляющие на коммерческой основе проверку и подтверждение достоверности отчетной информации и законности фин. операций;

- службы внутреннего контроля (внутренний аудит), задача кот. — снижение издержек, оптимизация финансовых потоков и увеличение прибыли.

Формы контроля классифицируються по критериям:

  1. по видам:

1. Субъекты:

- государственный

- негосударственный

2. Объекты:

- бюджетный

- налоговый

- денежно-кредистный

- таможенный

- валютный

- страховой

- контроль за деятельностью внебюджетных фондов

  1. время проведения — предварительный (до совершения операции), текущий (оперативный, в процессе), последующий (после совершения финанс. Операции);

  2. Место провуедения – камеральный (по предоставленным документам), выездной (на объекте)

  3. По периодичности проведения: Систематический, периодический, единовременный.

  4. По полноте охвата: Комплексный, тематический, встречный

Обязательный контроль фин. деятельности юр. и физ. лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бух-кой отчетности предприятий. Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из фин-го законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратегических целей.

Предварительный фин. контроль проводится до со­вершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения фин. нарушений. Он предусматривает оценку фин. обоснованности планируемых расходов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов ВБФ на основе прогноза макроэкономических показателей развития эк-ки страны. На микроуровне — это процесс разработки фин. планов, кредитных и кассовых заявок, фин. разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о совместной деятельности и т.д.

Текущий (оперативный) фин. контроль производится в момент совершения денеж. сделок, фин. операций, выдачи ссуд. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению фин. дисциплины и своевременному осуществлению денеж. расчетов. Большую роль здесь играют бух-кие службы.

Последующий фин. контроль, производимый путем анализа и ревизии отчетной фин. и бух. докумен-ции, предназначен для оценки результатов фин. деят-ти эк-ких субъектов, эффективности осуществления предложенной фин. стратегии, сравнения фактических фин. издержек с прогнозируемыми и т.д.

Методы проведения контроля: проверки документальные и камеральные; обследования; надзор; анализ финансового состояния; наблюдение (мониторинг); ревизии.

Методы ФК:

1. Обследование – сбор и анализ данных по конкретному вопросу

Цель – определение целесообразности дальнейшей оценки

2. Проверка – единичное контрольное действие (по одной операции).

3. Экономический анализ – детальное изучение бухг. И финанс. Отчетсности.

Цель – общая оценка результатов финанс.-экон. Деятельности

4. Ревизия – система обязат. Контрольный действий по проверке законности, целесообразности, эффективности совершенных финанс-хоз-х операций и действий должностных лиц. ! оформл. Специальным актом, кот. Имеет юрид. Силу.

Цель – выявить потери или недостачи матер. И финансовых ресурсов.

5. Надзор – контрольные действия со стороны органа регулирования и надзора организации, получившей лицензию на деятельность, на соблюдение условий деятельности.

6. Мониторинг – система постоянно совершаемых контрольных действий по наблюдению за тех. Изменениямив финанс. Состоянии хоз. Субъекта деятельности.

Органы и институты Гос. Финанс.контроля:

- Президент РФ

- Министерство Финансов (исполнит.орган), ему подчин.:

- Служба Федерального казначейства

- Федеральная налоговая служба

- Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (контролирует исполнение бюджета)

- федеральная служба страхового надзора

- Федеральная служба по финансовым рынкам

- Счетная палата РФ

- Счетные палаты субъектов РФ

- Контрольно-ревизионные органы муниципальных образований

- банк России

- законодат.и представит.органы власти.