7. Сбалансированность бюджетов. Профицит фб рф и направления его использования. Дефицит бюджета и источники его финансирования.
Сбалансированность бюджетов.
Принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные организации должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Достичь равенства доходов и расходов крайне трудно. Обычно доходы бюджета превышают его расходы и наоборот.
Профицит бюджета - превышение доходов над расходами.
Дефицит бюджета - превышение расходов над доходами.
Что касается бюджетного дефицита, то всегда надо помнить о том, что это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом.
Если ситуация профицита бюджета – обязательно должны быть определены направления его использования!
Если имеется дефицит бюджета – обязательно указывается источник его финансирования.
В рамках федерального бюджет необходимо формирование:
- резервный фонд (бОльгая часть)
- фонд национального благостостояния (в основном, для финансирования пенсионной системы)
Профицит бюджета: причина его возникновения. Резервный фонд и фонд будущих поколений.
Под профицитом понимают состояние бюджета, при кот. Д превышают Р. Профицит - искусственное явление финансовой политики.
Он преследует цели:
изменения финансового имиджа правительства и страны;
ускоренное покрытие внешнего финансового долга;
формирование спец. фин-вых резервов для проведения пол-ки циклич-го сбаланси-ния бюджета.
Профицит возможен только в условиях высоких темпов эк-ого роста.
2 типа профицита : первичный и профицит расширенного правительства. Первичный профицит – превышение Д над Р без учета расходов на обслуживание гос. долга.
Распределение профицита:
Часть профицита направляется на осуществление дополнительных соц. расходов.
Часть профицита используется для покрытия внешнего гос. долга.
Профицит бюджета используется для создания финансового резерва.
Начиная с 2007г в доходах ФБ выделяются ненефтегазовые доходы и нефтегазовые доходы.
Нефтегаз.доходы :
1.налог на добычу полез.ископ.(нефть,газ)
2.вывозные тамож.пошлины на сырую нефть.
3.вывозные тамож.пошлины на прир.газ.
4.вывозные тамож.пошлины на товары из нефти
Нефтегаз.доходы = нефтег.трансферт + рез.фонд + фонд буд.поколений.
В связи с резким повышение цен на нефть и газ на мир.рынке с 2000г нефтегаз.доходы стали составлять ~40% доходов ФБ, с 2000 по 2007г при данной методике расчета сбалансированности бюджета наблюдается профицит ФБ.
Превышение Д над Р направлялось в стабилизац. фонд, который мог использоваться:
1.для накопления средств в случае падения цен на нефть на мир.рынке и покрытия дефицита ФБ. Эта часть фонда была размещена в иностр. цен.бум. и валюту.
2.стаб.ф. мог исп-ся на погашение задолженности по гос. внеш. долгу.
С 2008г стабилизационный фонд преобразуется в резервный фонд и фонд будущих поколений.
Резервный фонд представляет собой часть средств ФБ, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Нормативная величина резервного фонда в абсолютном размере на следующий год составляет 10% прогнозируемого ВВП.
! Формируется для стабилизации экономики в случае ее падения!
Резервный фонд формируется за счет:
1. нефтегазовых доходов при условии, что накопленный объем резервного фонда и превышает его нормативной величины – 10% от ВВП,
2. доходов от управления средствами резервного фонда.ФЗ «О ФБ» на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование резервного фонда на досрочное погашение внешнего долга.
Фонд будущих поколений (фонд национального благосостояния) – формируется за счет:
1. нефтегазовых доходов ФБ в случае, если накопленый объем средств резервного фонда превышает его нормативную величину
2. от доходов от управления средствами фонда будущих поколений
Управление средствами резервного фонда и фонда будущих поколений:
1. управление осущ-ся мин-м фин-в РФ
2. целями управления средствами резервного фонда является:- обеспечение его сохранности,- обеспечение стабильности уровня доходов от его размещения
3. средствами РФ м.размещаться:- в иностранную валюту,- в следующих видах финансовых активов, номинированных в иностранной валюте: долговые обязательства иностранных гос-в, долговые обяз-ва междунар.финанс. органов в виде ценных бумаг,- депозиты в иностранных банках и кредитных организаций
4. Требования к финансовым активам и предельные их доли в общем объеме размещенных средств резервного фонда определится правительством РФ.
Бюджетный дефицит, причины его возникновения и источники финансирования.
Бюджетный дефицит-это превышение Р бюджета над его Д.
Причинами дефицита бюджета могут быть:
возникновение чрезвычайных непредвиденных расходов, вызванные крупным стихийным бедствием;
осуществление чрезмерного вмешательства гос-ва в эк-кие и соц. процессы;
финансирование неэффективного фин. механизма, при кот. результаты фин. контроля невысоки, наблюдается нецелевое использование средств, нерациональное использование средств и прямые хищения гос. ресурсов.
2 типа дефицитного бюджета:
структурный (дефицит, кот. сознательно формируется правительством в результате изменения структуры и объема расходов);
циклический (возникает в условиях нахождения страны в стадии кризиса или депрессии).
В современной науке отношение к дефициту бюджета неоднозначно. С одной стороны дефицит бюджета считается нормой и дефицитно-бюджетное финансирование нормальным видом фин. политики. С др. стороны дефицит бюджета м. выйти из-под контроля в воздействия множества факторов на дефицит бюджета.
Считается, что дефицит бюджета в 3% от ВВП относительно безопасен. Свыше 3% оказывает негативное влияние на состояние финансов и народное хоз-во в целом.
Растущий дефицит порождает инфляцию ожидания. Увеличение дефицита бюджета сказывается на масштабах перераспределения НД из сфер материального производства в непроизводственную. Увеличение размера дефицита ведет к стимулированию спекуляции на фин. рынке, т.к.появляется дополнительное количество спекулятивных инструментов государственных обязательств.
Дефицит бюджета .Для его покрытия государство может использовать следующие способы:
- увеличение денежной массы в обращении (эмиссия)
- выпуск государственных займов
- увеличение налогового бремени
- заранее сформированные резервные фонды
- получение внешних займов
Денежная эмиссия не оказывает отрицательного влияния на объем частных инвестиций, поскольку приводит к снижению ставки банковского процента. Однако этот способ вызывает усиление инфляционных тенденций в экономике.
Выпуск государственных займов представляет собой неинфляционный способ покрытия бюджетного дефицита, что является его несомненным достоинством. В то же время ему присущи два серьёзных недостатка:
1.Выпуск государственных ценных бумаг вызывает повышение ставки процента, что приводит к снижению инвестиционной активности частного бизнеса.
2.Покупая государственные ценные бумаги, частные лица затрачивают не только свои сбережения, но и часть дохода, которая могла бы пойти на потребление, что приводит к сокращению совокупного спроса.
Увеличение налогов однозначно отрицательно влияет как на потребительский, так и на инвестиционный спрос. Положительный эффект может дать только повышение на сверхвысокие доходы.
Что же касается внешних займов, то этот путь ведет к увеличению внешнего долга страны.
Ряд стран использует в качестве источников финансирования дефицита бюджета – создание благоприятных условий для резервных фондов.
Проблема бюджетного дефицита тесно связана с проблемой государственного долга. Он представляет собой временную мобилизацию государством дополнительных средств для покрытия своих расходов, как правило, посредством выпуска займов. Величина государственного долга равна общей сумме задолженности государства по непогашенным займам и невыплаченным процентам по ним.
Различают два вида государственного долга:
1.Внешний долг – это долг данной страны иностранным государствам, международным организациям и иностранным частным лицам. Рост внешнего долга может привести к утрате экономической, а в перспективе и политической независимости государства.
2. Внутренний долг – увеличение данного вида долга не создает особых проблем, так как по существу этот долг страны самой себе. Противники увеличения внутреннего долга полагают, что он ложится тяжелым бременем на экономику, о чем говорят постоянно растущие расходы государственного бюджета по обслуживанию этого долга.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 1. Сущность и функции финансов. Роль финансов в распределении и перераспределении ввп.
- 2. Основы составлении, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней
- 3. Основы казначейского исполнения бюджетов всех уровней
- 4. Финансовый контроль: формы, виды и методы
- 5. Особенности финансирования деятельности государственных внебюджетных фондов. Характеристика действующих в рф.
- 6. Бюджетная классификация рф: ее состав и характеристика
- 7. Сбалансированность бюджетов. Профицит фб рф и направления его использования. Дефицит бюджета и источники его финансирования.
- 8. Бюджетный процесс: этапы и полномочия участников бюджетного процесса. Пути повышения эффективности бюджетных расходов. (необходимо дополнить!)
- 9. Гос. И муниц-ый долг. Управление гос-ным и муниц. Долгом. Государственные гарантии. (ст. 97, 99 бк)
- 10. Госбюджет государства и его роль в социально-эконом. Развитии страны. Федеральный бюджет рф в 2008-2010 гг.
- 11. Бюджетное устройство: принципы бюджетной системы рф
- 13. Финансовая система страны, характеристика ее звеньев
- Федеральный бюджет;
- 14. Классификация доходов и расходов бюджетов всех уолвней бюджетной системы
- 15. Принципы межбюджетных отношений в рф. Формы межбюджетных трансфертов, основные условия их предоставления.
- Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов рф.
- Федеральный фонд компенсаций.
- Федеральный фонд софинансирования расходов.
- 16. Виды, цели и задачи государственных специальных бюджетных фондов
- Резервный фонд
- Фонд национального благосостояния
- 17. Бюджетная система государства: ее структура и характеристика
- 18 Финансирование основных и оборотных средств организации.
- 19 Управления финансами организации.
- 20 Особенности инвестиционной деятельности организаций.
- 21 Финансовые взаимоотношения организаций с бюджетом
- 22 Финансовый контроль на организации. Виды, функции и задачи.
- 23 Особенности финансов организаций различных организационно- правовых норм.
- 24 Прибыль организации и источники ее формирования
- 25 Критерии и методы оценки финансовой устойчивости организации.
- 26 Формы и методы финансового оздоровления организаций.
- 27 Оценка финансового состояния организаций.
- 28 Особенности формирования и использования финансовых ресурсов организации.
- 29 Платежная система рф
- 30 Функции и принципы деятельности коммерческого банка. Теория финансового посредничества.
- 31. Банковское кредитование: основные тенденции и роль в экономике
- 32 Инфляция, ее причины и особенности в России.
- 33. Формирование ресурсов коммерческих банков
- 34. Международный валютный фонд: принципы работы и роль в мировой валютной системе.
- 35. Валютный рынок и валютные операции.
- 36 Доходы, расходы и прибыль кредитных организаций.
- Доходы банка
- Расходы банка
- 37 Валютный курс как экономическая категория. Факторы влияющие на валютный риск.
- 38 Банковское регулирование и надзор в рф.
- 39. Валютное регулирование и валютный контроль в рф
- 40 Принципы осуществления безналичных расчетов:
- 41 Денежная система в рф Структура денежной массы и денежной базы.
- 42 Активные операции коммерческого банков. Оценка качества активов.
- 43 Денежное обращение. Законы денежного обращения.
- Вопрос 44 Современная мировая валютная система
- 45 Баланс коммерческого банка и принципы его построения.
- 46. Платежный баланс страны. Формирование и структура платежного баланса рф.
- 47 Собственный капитал банка его структура и функции. Достаточность капитала банка.
- 48 Ликвидность коммерческого банка.
- 49. Сущность, функции и принципы кредита. Виды кредита.
- 50 Методы обеспечения стабильности банковской системы рф
- 51. Операции коммерческих банков на рцб.
- 52 Банковская система рф
- 53 Страхование вкладов граждан, ее роль в банковской системе.
- 54. Денежно-кредитная политика банка цб рф. Сущность цели и механизм реализации.
- 55. Сущность , функции, виды денег.
- 56 Банковские риски, методы управления рисками.
- 57 Цб рф: цели функции операции.
- 58. Сущность, функции налогов и принципы налогообложения.
- 59. Налоговое бремя и экономический рост. Пути снижения налогового бремени.
- 60. Налоговая система в рф, основные проблемы ее совершенствования.
- Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации
- 61. Классификация налогов, их роль в формировании доходов бюджетной системы рф. Классификация налогов - это группировка их по ряду наиболее существенных признаков.
- 62. Основы корпоративного налогового менеджмента.
- 63. Страхование, сущность, место и роль в финансовой системе государства.
- 64. Обязательное страхование в России
- 65. Имущественное страхование: понятие, виды, принципы.
- 66. Личное страхование и его роль в стабилизации социальной сферы.
- 67. Особенности финансов страховых организаций
- 68. Состояние и перспективы развития страхового рынка России.
- 69. Государственное регулирование страховой деятельности рф.
- 70. Условия обеспечения финансовой устойчивости страховой организации. Сострахование и перестрахование как способы обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций.
- 71. Страхование в системе управления рисками
- 72. Сущность портфельной политики, принципы управления портфелями активов.
- 73. Профессиональная деятельность на рынках ценных бумаг. Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
- 74. Классические и производные финансовые инструменты.
- 75. Финансовые рынки России и их роль в развитии экономики. Тенденции развития финансовых рынков.