logo
финансы ответы

8. Бюджетный процесс: этапы и полномочия участников бюджетного процесса. Пути повышения эффективности бюджетных расходов. (необходимо дополнить!)

Сущность бюджетного процесса

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального и региональных (местных) бюджетов. Его содержание определяется государственным и бюджетным устройством страны.

В ст.6 БК РФ «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» дано следующее его определение: « Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением».

Согласно гл.18 ст.151 БК РФ в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

Составление проектов бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об их исполнении, а также составление консолидированных бюджетов относится к компетенции Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и соответствующих органов местного самоуправления. Рассмотрение и утверждение бюджетов, а также утверждение отчетов об их исполнении – это прерогатива органов государственной законодательной власти и представительных органов местного самоуправления.

Все элементы бюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямым отображением не только экономической жизни общества, но и политической культуры.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджет любого уровня принимается как законодательный акт, срок действия которого определяется финансовым (бюджетным) годом. Счетный период включает в себя финансовый год и дополнительный (льготный) период после его завершения, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках бюджета.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

  1. Составление проекта бюджета

  2. Рассмотрение и утверждение бюджета

  3. Исполнение бюджета

  4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

При этом продолжительность бюджетного процесса по первой и второй стадиям – более года; по третьей – 1 год; по четвертой – более полугода.

Определение периодичности, сроков представления и форм бюджетной отчетности возлагается на Министерство финансов РФ.

Бюджетными полномочиями в Российской, Федерации обладают: финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, государственного и муниципального финансового контроля. Участниками бюджетного процесса являются:• Президент Российской Федерации;• органы законодательной и представительной власти;• органы исполнительной власти: финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы;• органы денежно-кредитного регулирования;• органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; другие органы, на которые законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые полномочия.

Законодательные и представительные органы государственной власти, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ.

Банк России обслуживает счета бюджетов. Он осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.

Кредитные организации привлекаются для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе.

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными и представительными органами РФ, законодательными и представительными органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, актов органов местного самоуправления.

Органами государственного или муниципального финансового контроля являются:• Счетная палата РФ;• контрольные и финансовые институты исполнительной власти; контрольные учреждения законодательных и представительных органов субъектов РФ;• представительные органы местного самоуправления

.В субъектах РФ создаются финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством субъекта РФ. Муниципальные образования создают финансовые органы в соответствии с уставом муниципального образования.Рассмотрим полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Главный распорядитель средств федерального бюджета — орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенным ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.Главный распорядитель средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта РФ, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.Главный распорядитель бюджетных средств в необходимых случаях получает полномочия Правительства РФ представлять сторону государства в договорах о предоставлении бюджетных средств на возвратной основе, государственных или муниципальных гарантий, бюджетных инвестиций. получателями бюджетных средств.