logo
ОТВЕТЫ_НА_ГОС

121.Изменение роли городов в процессе исторического и экономического развития страны

Развитие общественного разделения труда привело к образова­нию двух основных типов поселений: городского и сельского. Соответственно различают городское население (жители городов и поселков городского типа) и сельское (жители населенных пунктов, занятых менее чем на 85% в производстве). Количест­венное преобладание сельского населения над городским наблю­дается в пяти странах ближнего зарубежья: Молдавия(46%), Туркмения (45%), Узбекистан(39%), Киргизия (36%), Таджики­стан (28%). Эти страны относят к категории сельского типа. Ос­тальные страны ближнего зарубежья имеют более 50% город­ского населения.

Рост городских процессов в развивающихся странах в силу их специфики оказывает большое сдерживающее влияние на качественные стороны развития мировой урбанизации, резко усиливает её пространственную дифференциацию. Ведь в этой группе стран подавляющая часть горожан – вчерашние сельские жители, которые часто способствуют «деревенизации» города, привнося в него нормы поведения и системы ценностей, свойственные сельской местности. Глубокие структурные сдвиги не следуют автоматически за сменой среды, например, при переезде из деревни в город, тем более когда речь идёт о переселении большой массы населения в короткий срок.

Одна из наиболее важных особенностей урбанизации – усиление концентрации населения в крупных городах, городских агломерациях. Сосредоточение населения в больших городах было характерно для второй половины XIX века (Северная Америка, зарубежная Европа, Латинская Америка) и еще более - для первой половины XX века. (Россия – СССР, Африка, Азия, Австралия).

Необходимое условие субурбанизации – развитие транспорта для обеспечения перевозок между местам жительства и местом работы, так как переселяющиеся в большинстве продолжают работать в центральном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в развитых странах после развития в них пригородного железнодорожного и трамвайного сообщения. Но интенсивная субурбанизация началась с массовой автомобилизацией населения, поскольку только личный автомобиль обеспечивает высокую степень свободы относительного размещения мест жительства и мест работы.