logo search
ответы госы 2

65. Деньги: сущность, функции, виды. Денежно-кредитная политика государства

Принято выделять три основных вида денег: товарные, бумажные

и современные кредитные деньги.

Товарные деньги. В качестве денег использовался определенный

товар, который получил общее признание как универсальное средство

платежа. У разных народов в разные эпохи это были: скот, меха, ра-

кушки, соль и т. п. Затем на тысячелетия функции денег монополизи-

ровали благородные металлы – золото и серебро. Выполнению золо-

том и серебром функций денег способствовали такие их физические

свойства, как: однородность, делимость, сохраняемость, относитель-

ная редкость, портативность. Полная демонетизация золота (изъятие

его из обращения во всех видах расчетов, в том числе международ-

ных) произошла в начале 70-х годов ХХ века. С тех пор золото пере-

143

стало выполнять функции денег и превратилось в обыкновенный то-

вар, цена которого определяется на соответствующих золотых рынках.

Бумажные деньги (казначейские билеты) – это надлежащим обра-

зом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег. Бу-

мажные деньги выпускались государством для покрытия государст-

венных расходов; своей вещественной стоимости они практически не

имели и наделялись принудительной силой хождения, т.е. были обяза-

тельны для приема во всех платежах и расчетах. Казначейские билеты

характеризовались неустойчивостью и были склонны к обесценению.

Современные кредитные деньги – это деньги, возникшие на ос-

нове развития кредитных операций в экономике. Сегодня большая

часть денег – это безналичные деньги, которые существуют только в

виде записей в бухгалтерских книгах банков или на магнитных носи-

телях (расчетные, текущие, сберегательные и т.п. счета юридических

и физических лиц). Деньги, хранящиеся в банках, фактически предос-

тавляются их собственниками в кредит банкам и потому представля-

ют собой долговые обязательства коммерческих банков.

Современные наличные деньги – банкноты и разменная монета –

это долговые обязательства государственных центральных банков.

Компьютеризация банковского дела привела к возникновению

электронных денег и пластиковых карточек.

Электронные деньги – это деньги на счетах компьютерной памя-

ти банков, распоряжаются которыми с помощью специального элек-

тронного устройства, позволяющего осуществлять кредитные и пла-

тежные операции посредством передачи электронного сигнала без

участия бумажных носителей.

Пластиковые карточки – это денежный документ, удостоверяю-

щий наличие у ее держателя счета, замещающий наличные деньги и

чеки и позволяющий держателю карточки осуществлять безналичные

расчеты, а также получать наличные деньги.

Современным деньгам присущи следующие качества:

− приемлемость (всеобщее признание);

− удобство пользования (портативность, различимость, узнавае-

мость);

− делимость;

− способность к хранению;

− надежность против подделки;

− однородность (одинаковая покупательная способность незави-

симо от вида денег – банкноты, безналичные деньги или разменная

монета).

144

Совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве в

наличной и безналичной формах и выполняющих функции средства

обращения и накопления, образует денежную массу.

Отдельные виды денежных средств, обращающиеся в стране, в со-

ответствии с присущим им уровнем ликвидности объединяются в де-

нежные агрегаты (М). Агрегат с более высокой степенью ликвидно-

сти входит составной частью в агрегат с более низким уровнем лик-

видности. В результате образуется система агрегатов, каждый из кото-

рых характеризует определенный состав и структуру денежной массы

(табл. 6.1).

Наиболее часто употребляются следующие агрегаты:

М0 – наличные деньги в обращении (банкноты и разменная монета);

М1 включает М0 и деньги на беспроцентных банковских счетах до

востребования (текущие, расчетные юридических и физических лиц);

М2 состоит из М1, сберегательных счетов (процентные счета до

востребования) и небольших срочных вкладов;

М3 образуется из М2 и крупных срочных вкладов.

Денежные агрегаты позволяют определить количество денег, на-

ходящихся в обращении. Но от чего оно зависит? Сколько денег

должно быть в экономике?

Ответ на этот вопрос дает уравнение обмена И. Фишера, согласно

которому количество денег в обращении должно быть таким, чтобы

соблюдался баланс между ними и стоимостью производимых в стране

товаров и услуг с учетом их цен:

М ⋅ V = Р ⋅ Q,

где М – количество денег (или денежная масса) в обращении;

V – скорость обращения денег (среднегодовое количество раз, ко-

торое денежная единица расходуется на приобретение товаров и

услуг);

Р – уровень цен (индекс средневзвешенных цен товаров и услуг);

Q – реальный объем национального производства.

145

Простые преобразования позволяют получить формулу, опреде-

ляющую количество денег, необходимых для обращения:

М = Р ⋅ Q : V.

Из этой формулы ясно, что чем больше созданный в стране на-

циональный продукт, тем больше денег должно находиться в обраще-

нии. С увеличением физического количества товаров приходится на-

ращивать и денежную массу.

Поскольку скорость обращения денег и реальный объем произ-

водства определяются неденежными факторами, то они могут рас-

сматриваться как постоянные величины. Тогда, очевидно, что уровень

цен и количество денег в обращении находятся в прямой зависимо-

сти: рост цен вызывает необходимость увеличения денежной массы

и, наоборот, увеличение денежной массы приводит к росту цен. Одна-

ко роста цен не будет, если одновременно с ростом денежной массы

будет происходить расширение объема выпуска товаров и услуг в той

же или большей степени.

Количество денег в обращении непосредственно влияет на их

стоимость.

Современные деньги в отличие от товарных, не имеют собствен-

ной стоимости. Наличные бумажные деньги – это просто листок бу-

маги, банковские вклады – это записи в бухгалтерских книгах банков

или на магнитных носителях, что касается металлических денег, то их

нарицательная стоимость всегда должна быть больше действительной

(стоимости металла). Так что же такое стоимость современных денег?

Почему они имеют стоимость?

Стоимость денег – это их покупательная способность, т.е. то ко-

личество товаров и услуг, которое можно купить на денежную едини-

цу. Этот показатель выражает фактическую стоимость (реальную

стоимость) в отличие от напечатанной нарицательной (номинальной)

стоимости денег. Стоимость денег находится в обратной зависимо-

сти от массы денег в обращении. Чем больше денег находится в об-

ращении, тем меньше их стоимость, и наоборот.

Кредитная природа современных денег делает необходимым рас-

смотреть и проанализировать сущность кредита, роль и функции бан-

ковской системы в рыночной экономике.

Денежно-кредитная (монетарная)

политика государства

В современных условиях в качестве инструмента государственно-

го регулирования экономики все больше используются деньги. В ве-

дущих странах мира в конце ХХ века денежно-кредитная политика,

проводимая в соответствии с монетаристской концепцией, становится

важнейшим методов воздействия государства на экономику. Для дос-

тижения производства в условиях полной занятости и относительно

стабильных цен государство воздействует на денежный рынок, массу

денег в обращении.

Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает воз-

можность проведения целенаправленной денежно-кредитной (моне-

тарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение

денег, может воздействовать на объем национального производства,

цены и занятость.

Монетарная политика – это действия правительства, влияющие

на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение.

Ключевым звеном монетарной политики является деятельность цен-

трального банка – организатора и контролера денежного обращения.

Основные принципы современной монетарной политики государ-

ства базируется на кейнсианско-неоклассическом синтезе, аккумули-

рующем в себе элементы кейнсианской теории денег и монетаризма –

экономической школы, развившей основные положения классической

количественной теории денег и рассматривающей деньги как важ-

нейший фактор экономического развития.

Основные положения кейнсианской теории денег:

• "деньги не имеют значения". Деньги в экономике играют вто-

ростепенную роль, они слабо влияют на состояние экономики. Глав-

ное – это товарные рынки и равновесие на товарных рынках;

• рыночная экономика внутренне неустойчива, необходимо госу-

дарственное воздействие на совокупный спрос. Для стимулирования

177

эффективного совокупного спроса государство должно воздействовать

на норму ссудного процента, от которого зависит инвестиционный

спрос, а следовательно объем производства и уровень занятости;

• основной целью проводимой государством денежно-кредитной

политики должно быть воздействие на уровень процентной ставки;

• хотя государство и может использовать дискреционную денеж-

но-кредитную политику, предпочтение должно отдаваться фискальной

политике.

Изменение в 50–60-х гг. ХХ в. экономической ситуации в боль-

шинстве развитых стран (хроническая инфляция, рост безработицы,

валютные проблемы) привели к тому, что взгляды кейнсианцев, в ча-

стности на место и роль денег в экономике, на возможность их ис-

пользования для регулирования рыночной экономики, подверглись

критике. Все большее распространение стал получать монетаризм,

акцентирующий внимание на массе денег, находящейся в обращении,

как на факторе, определяющем цены, доходы, занятость.

Монетаристы (Милтон Фридмен и его последователи), опираясь

на классическую количественную теорию денег, разработали совре-

менную количественную теорию денег. В отличие от классиков, со-

временные монетаристы исходят из того, что тезис о прямой зависи-

мости между количеством денег в обращении и ценой товаров спра-

ведлив только в отношении долгосрочных периодов. В краткосрочном

же периоде изменение массы денег влияет, прежде всего, не на цены

товаров, а на объем производства.

Далее, неравномерность, цикличность экономического развития,

обусловливающая различия в темпах роста объема производства, оп-

ределяется предшествующим изменением денежной массы. Денежная

масса, как и ВНП, изменяется циклически. Однако динамика денеж-

ной массы и динамика ВНП не совпадают. Масса денег, находящихся

в обращении, достигает своего пика и начинает сокращаться до дос-

тижения этой высшей точки валовым национальным продуктом, и на-

оборот, масса денег достигает своего минимума и начинает увеличи-

ваться до того момента, когда ВНП достигает минимума. Графически

это может быть представлено следующим образом (рис. 6.3):

Наконец, если кейнсианцы полагают, что основным объектом го-

сударственного регулирования должен быть ссудный процент, кото-

рый играет определяющую роль в процессе инвестирования, то моне-

таристы считают, что основным объектом регулирования должно быть

денежное предложение.

Синтез кейнсианских и неоклассических воззрений и породил со-

временные представления о роли денег в экономике и о влиянии мас-

сы денег в обращении на основные экономические параметры. Основ-

ные положения современного монетаризма могут быть сведены к сле-

дующему:

• "деньги имеют значение", они в экономике играют первосте-

пенную роль. Деньги – главный, центральный элемент хозяйственной

системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и

весь ход воспроизводственного процесса;

• ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы – за-

лог благополучного развития экономики;

• поскольку спрос на деньги зависит от небольшого числа фак-

торов и не подвержен сильным колебаниям, основным фактором,

влияющим на состояние экономики, является денежное предложение.

Именно изменения в денежном предложение сказываются на сово-

купном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;

• все нарушения макроэкономического равновесия являются

следствием неправильно проводимой денежно-кредитной политики;

• денежное предложение экзогенная (задаваемая извне) величина

и не зависит от состояния экономики;

• рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому

вмешательство государства в экономику должно быть ограничено воз-

действием на количество денег в обращении. "Ни одно правительство

не может быть мудрее рынка", "чем слабее экономическая роль госу-

179

дарства, тем выше благосостояние людей" – вот разделяемые монета-

ристами воззрения;

• фискальная политика малоэффективна и основной упор дол-

жен делаться на монетарную политику;

• в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой

рост цен, не оказывая влияния на объём ВНП, в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объёма реального ВНП.

• рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому "денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП".

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США ("рейганомика") и Англии ("тэтчеризм") в 80-х–начале 90-х гг. ХХ в. и позволившей улучшить экономическое положение этих стран. В частности в США, уровень инфляции сократился 13,5% в 1980 г. до 4,1% в 1988 г., а безработица упала с 9,7% в 1982 г. до 5,5% в 1988 г.

Механизм воздействия монетарной политики на объём национального производства и занятость таков:

1) исходя из задач, стоящих перед экономикой, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение, реакцией на эти действия является падение (рост) процентной ставки;

2) изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким образом, центральный банк воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса;

3) изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объёме ВН и занятости.

Сокращение предложения денег приведет к противоположным результатам. Однако, этот вывод справедлив в отношении лишь краткосрочного периода (пока ВНП не достиг потенциального уровня), в более длительном периоде монетарная политика влияет преимущественно на цены.

Основными инструментами в руках центрального банка, с помощью которых он воздействует на денежное предложение, как уже отмечалось, являются операции на открытом рынке и изменение учетной ставки и норматива обязательных резервов.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг (ГЦБ). Предположим, что в экономике наблюдается излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, соответственно, их доходность для покупателя возрастет – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами. Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект. В результате покупки клиентами ценных бумаг сокращается величина резервов банка и уменьшается сумма кредитов, которую может выдавать банк. Таким образом, конечный результат воздействия операций на открытом рынке на денежную массу включает прямой и вторичный эффекты. Это означает, что продажа центральным банком ценных бумаг, например, на 1000 ед. сокращает объем денежной массы на большую величину, т.е. имеет место мультипликативный эффект. Операции на открытом рынке – самый распространенный метод воздействия центрального банка на массу денег в обращении.

Центральный банк может также влиять на денежную массу, изменяя учетную ставку. Если центральный банк повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у них дефицита резервов) кредит в центральном банке обойдется дороже, поэтому они постараются увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то, и другое вызовет снижение объема денежной массы.

Следует отметить, что в странах развитой рыночной экономики механизм учетно-процентной ставки используется нечасто. Как правило, учетная ставка изменяется вслед за движением процентной ставки на денежных рынках. Если учетная ставка установлена на уровне ниже рыночной, то банки будут стремиться получить дешевый кредит в центральном банке, чтобы использовать его в целях получения прибыли. Кроме того, в условиях интернационализации хозяйства снижение учетной ставки ведет к отливу капитала из страны, что негативно влияет на эффективность учетно-процентной политики.

Изменение норматива обязательных резервов (снижение или увеличение) оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора. Если центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение нормы переведет часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширит возможность создания новых денег путем кредитования. Если норма обязательных резервов будет увеличена, то произойдет прямо противоположное: денежная масса сократится. Коммерческие банки в этом случае либо потеряют часть своих избыточных резервов, и тем самым их возможности создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно, и предложение денег.

Изменение нормы резервных требований является самым сильным и "грубым" инструментом в руках центрального банка.

В зависимости от стоящих общеэкономических целей центральный банк может проводить разную кредитно-денежную политику.

Жесткая денежно-кредитная политика (политика "дорогих денег") предполагает поддержание неизменной массы денег в обращении (предложение денег совершенно неэластично, т.е. кривая Sm вертикальна) и возможность колебания процентной ставки (рис. 6.4).

При совершенно неэластичном предложении (Qm const), сокращение спроса на деньги (смещение кривой спроса из положения Dm1 в положение Dm2) приводит к снижению процентной ставки (r2<r1). Увеличение спроса на деньги приведет к росту процентной ставки. (Ситуация, когда денежное предложение совершенно неэластично, рассматривалась в главе 4, когда анализировался денежный рынок).

Гибкая (мягкая) денежно-кредитная политика (политика "дешевых денег") предполагает неизменность процентной ставки при совершенно эластичном предложении денег (рис. 6.5).

Если центральный банк проводит гибкую монетарную политику, то предложение денег будет совершенно эластично и на графике представлено горизонтальной линией. В этом случае при снижении спроса на деньги процентная ставка остается неизменной (rconst), а предложение денег сократится (Qm2 < Qm1 ). Обратная картина будет наблюдаться при увеличении спроса на деньги.

Центральный банк не может одновременно зафиксировать и массу денег и процентную ставку, поэтому ему приходится, как правило, прибегать к промежуточным вариантам мягкой или жесткой денежно-кредитной политики, допуская большее или меньшее изменение одного из параметров денежного рынка (рис. 6.6).

На рис. 6.6, а представлена относительно жесткая денежно- кредитная политика. Предложение денег относительно неэластично: изменение предложения денег приводит к большему изменению процентной ставки, чем изменение массы денег.

кредитная политика. Предложение денег относительно эластично: ставка процента изменяется в меньшей степени, чем предложение денег.

Выбор той или иной политики зависит от поставленных целей.

Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк проводит политику "дешевых" денег: увеличивает предложение денег, что ведет к их удешевлению и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства.

Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику "дорогих" денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту их стоимости, процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику "дорогих" денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту их стоимости, процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Степень воздействия изменения денежного предложения на объем производства и занятость зависит от эластичности спроса на деньги и эластичности спроса на инвестиции. Чем менее эластичен спрос на деньги и более эластичен спрос на инвестиции, тем больший эффект дает изменение предложения и наоборот (рис. 6.7)

На рис. 6.6, а представлена относительно жесткая денежно-кредитная политика. Предложение денег относительно неэластично: изменение предложения денег приводит к большему изменению процентной ставки, чем изменение массы денег.

На рис. 6.6, б представлена относительно мягкая денежно-кредитная политика. Предложение денег относительно эластично: ставка процента изменяется в меньшей степени, чем предложение денег.

Выбор той или иной политики зависит от поставленных целей.

Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк проводит политику "дешевых" денег: увеличивает предложение денег, что ведет к их удешевлению и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства.

Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику "дорогих" денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту их стоимости, процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику "дорогих" денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту их стоимости, процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Степень воздействия изменения денежного предложения на объем производства и занятость зависит от эластичности спроса на деньги и эластичности спроса на инвестиции. Чем менее эластичен спрос на деньги и более эластичен спрос на инвестиции, тем больший эффект дает изменение предложения и наоборот (рис. 6.7)

а) Увеличение предложения денег с Q1 до Q2 при относительно неэластичном спросе на деньги снижает процентную ставку с i1 до i2, что при эластичном спросе на инвестиции увеличивает их с I1 до I2.

б) Такое же увеличение предложения денег (с Q1 до Q2) при относительно эластичном спросе на деньги снижает процентную ставку с i1 до i2,

что при неэластичном спросе на инвестиции увеличивает их с I1 до I2.

Существует ряд факторов, которые могут снижать результативность и эффективность монетарной политики.

Изменение денежного предложения, согласно эмпирическим данным, сказывается на величине ВНП через 6–12 месяцев, а аналогичный эффект воздействия на уровень цен возымеет своё действие не ранее 2–3 лет. Такой временной лаг создает трудности при определении срока, когда надо начать проводить политику "дорогих" или "дешевых" денег.

Эффект изменения массы денег в обращении может сглаживаться изменением скорости обращения денег. Например, проводится политика "дорогих" денег: центральный банк стремится уменьшить количество денег в обращении, но в это время увеличивается скорость обращения денег – желаемый результат не достигается.

Наконец, возможна неадекватная реакция хозяйственных агентов на действия центрального банка. Поскольку на инвестиционный спрос помимо уровня процентной ставки оказывает влияние множество других факторов, то отнюдь не всегда то или иное изменение уровня процент вызовет соответствующее изменение спроса на инвестиции. Центральный банк, проводя политику "дешевых" денег, увеличивает избыточные резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъявлять соответствующий спрос на эти резервы.

Несмотря на эти отрицательные моменты, снижающие действенность денежно-кредитной политики, её гибкость, возможность "тонкой настройки", быстрота осуществления делают её достаточно эффективным методом государственного регулирования. Вместе с фискальной монетарная политика остается сегодня важнейшим инструментом в арсенале государственного воздействия на рыночную экономику.