54. Виды бухгалтерских балансов и их особенности, порядок оценки основных статей
Виды бухгалтерских балансов.
В отечественной учетной литературе сложился несколько упро-
щенный взгляд на форму построения и оценку статей баланса; при
этом, как правило, рассматривается бухгалтерский баланс функцио-
нирующей организации. Между тем в практической деятельности
различают следующие основные виды бухгалтерских балансов по
функциональному назначению:
• вступительный;
• операционный, в котором выделяют два подвида - промежу-
точный (месячный, квартальный) и годовой;
• соединительный;
• разделительный;
• санируемый;
• ликвидационный;
• сводный;
• сводно-консолидируемый;
• отдельный.
Все эти виды балансов могут различаться как номенклатурой ста-
тей, так и методами оценки.
Составлением вступительного (организационного) баланса от-
крывается, по существу, ведение бухгалтерского учета в каждой ор-
ганизации. Следует проводить различие между балансами заново
создаваемых организаций и организаций, являющихся правопреем-
никами ранее действовавших. В первом случае бухгалтерский баланс
будет крайне простым, так как показываемая в нем имущественная
40
масса окажется состоящей в основном из двух - четырех статей: де-
нежных вкладов, организационных расходов, уставного капитала и
расчетов с учредителями. При этом организационные расходы в на-
шей практике часто отражаются свернуто по статье "Нематериальные
активы" (при условии, что в учредительных документах эти расходы
определены как вклад одного из участников в уставный капитал). Во
втором случае количество балансовых статей может быть больше,
чем в балансе вновь созданной организации. Другое отличие заклю-
чается в методах оценки статей, используемых при составлении ба-
ланса организации-правопреемника.
Промежуточный (месячный, квартальный) и годовой - (операци-
онные) бухгалтерские балансы по форме могут не отличаться один от
другого (как правило, используется одна и та же форма бланка). В то
же время в технике формирования промежуточного (месячного, квар-
тального) и годового бухгалтерских балансов существуют значитель-
ные различия, о которых часто забывают. Промежуточных баланс со-
ставляется обычно на основе книжных данных.
Формированию годового бухгалтерского баланса обязательно
предшествуют следующие семь основных этапов:
1. В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О бухгалтер-
ском учете" в конце года обязательно должна проводиться инвента-
ризация всех статей баланса, после чего остатки по счетам Главной
книги корректируются в полном соответствии с результатами инвен-
таризации, которые находят обязательное отражение в Главной книге
декабря месяца;
2. Осуществляется проверка расчетов со всеми покупателями, по-
ставщиками и другими субъектами рынка, с которыми организация
имеет расчеты. Такая проверка может вызвать появление сторниро-
вочных записей и дополнительных статей в Главной книге декабря
месяца;
3. Проводится переоценка (уточнение оценки) имущественных
статей баланса: движимого и недвижимого имущества, материалов,
товаров, ценных бумаг, долгов (обязательств) и т.п.; заключительны-
ми записями декабря образуются оценочные резервы, например, ре-
зервы по сомнительным долгам, с учетом проведенной инвентариза-
ции, резервы по снижению стоимости материальных ценностей и
другие резервы, предусмотренные в учетной политике организации
или действующим законодательством;
4. Уточняются распределения доходов и расходов, прибылей и
убытков между смежными отчетными периодами (двумя календар-
ными годами);
41
5. Выявляется окончательный финансовый результат работы ор-
ганизации путем суммирования всех частных результатов; закрыва-
ются счета финансовых результатов;
6. Составляется итоговая оборотная ведомость по счетам Главной
книги, охватывающая все исправительные, корректирующие и до-
полнительные записи, вызванные описанными выше процедурами и
дающая материал (остатки по счетам) для составления годового (за-
ключительного) баланса;
7. В соответствии с ПБУ 7/98 "События поле отчетной даты" и
ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности" вносятся
уточнения в Главную книгу (декабря месяца) или эти уточнения от-
ражаются в пояснительной записке к годовому отчету.
Таким образом, годовой бухгалтерский баланс выступает во-
первых как заключительный для отчетного года и одновременно как
вступительный для нового хозяйственного года. Заключительный и
вступительный балансы формально должны быть тождественны, так
как только при этом условии обеспечивается выполнение одного из
важнейших требований к бухгалтерской отчетности - преемственно-
сти балансов.
Соединительный баланс составляется при слиянии двух и более
хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступитель-
ный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединитель-
ным балансом. Он составляется на основании заключительных (ли-
квидационных) балансов сливающихся организаций путем сумми-
рования показателей.
Разделительный баланс составляется при разделении одного хо-
зяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или при выделении
из единого баланса хозяйства некоторой доли капитала для образова-
ния новой организации, ему также, как правило, в практике, предше-
ствует составление ликвидационного баланса.
Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организа-
ция приближается к банкротству. В этих условиях перед субъектом
возникает дилемма: либо ликвидироваться путем объявления о бан-
кротстве, либо договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Но
кредиторы, даже если склоняются к соглашению, хотят предвари-
тельно узнать, как велик понесенный убыток и есть ли надежда на его
покрытие в будущем. Санируемый баланс составляется, как правило,
с привлечением аудитора еще до окончания отчетного периода с це-
лью показать реальное состояние дел в организации. В отличие от
операционного баланса, который составляется по книжным данным,
формирование санируемого баланса обязательно предполагает прове-
42
дение полной инвентаризации. Если в операционном балансе отдель-
ные статьи могут рассматриваться как реальные, то в санируемом ба-
лансе эти же статьи могут не приниматься в расчет либо подвергаться
значительной уценке, если будет установлено, что их значения не со-
ответствуют действительности (например, наличие неликвидных ма-
териальных запасов или отдельных видов дебиторской задолженно-
сти, нереальной к взысканию).
Ликвидационный баланс отличается от других как оценкой своих
статей актива (производимой по реализационной стоимости, в боль-
шинстве случаев более низкой, чем первоначальная балансовая стои-
мость), так и их структурой. Некоторые статьи, обычные для опера-
ционного баланса, в ликвидационном могут отсутствовать, например
бюджетно-распределительные статьи - "Доходы будущих периодов",
"Расходы будущих периодов". С другой стороны, в ликвидационном
балансе могут появиться и такие статьи, которых раньше не было,
например стоимость деловой репутации фирмы (гудвилл) и т.п. При
этом в ликвидационном балансе обязательным условием его состав-
ления является полная инвентаризация всех объектов учета.
Сводный баланс формируется путем соединения отдельных за-
ключительных балансов. При этом отчетные показатели по макету
суммируются и сводятся в особой колонке в виде общего итога акти-
ва и общего итога пассива. Такой баланс составляют различные ми-
нистерства и ведомства.
Сводно-консолидируемый баланс - новое явление в отечественной
учетной практике. Он представляет собой объединение балансов ор-
ганизаций, юридически самостоятельных, но зависимых в экономи-
ческом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс
головной организации, ее дочерних и зависимых обществ. Особен-
ность сводно-консолидируемого баланса состоит том, что из него ис-
ключаются все внутренние обороты, а затем делается расчет по каж-
дой статье баланса в зависимости от доли организаций-участников в
капитале группы. В качестве долей могут выступать обыкновенные
акции, выпущенные группой.
Отдельный баланс – это баланс подразделения (филиала), его
форма определяется учетной политикой организации.
В зависимости от полноты оценки отдельных статей, балансы мо-
гут быть разделены на балансы-нетто и балансы-брутто.
Если сальдо всех счетов Главной книги, за исключением резуль-
татных, включаются в баланс, то и сальдо регулирующих счетов со-
ответственно показываются в балансе. Сальдо дополнительных сче-
тов увеличивает сальдо тех счетов, которые они дополняют; при этом
43
сальдо контрарных счетов показываются со знаком минус, как и до-
полнительные счета (показанные со знаком плюс) вслед за счетом,
оценку которого они дополняют (увеличивая или уменьшая). В этом
случае сальдо контрарного счета уменьшает итог баланса, и такой ба-
ланс называется балансом-нетто.
Если сальдо контрарного счета показывается со знаком плюс, то
итог баланса увеличивается, и такой баланс называется балансом-
брутто. Такие балансы в российской практике составлялись до 1996 г.
В качестве учетных регистров организации широко используют
оборотно-сальдовые балансы (ведомости), которые еще называют
пробными или проверочными, а также шахматные балансы.
Оборотный баланс по существу представляет собой перечень
всех счетов, приведенных в Главной книге, или более детализирован-
ный, согласно рабочему плану счетов, принятому в составе учетной
политики организации. В него включаются все счета, даже те, кото-
рые не имеют сальдо, поэтому оборотный баланс можно также назы-
вать балансом-брутто. Сальдовый же баланс (операционный, вступи-
тельный и др.), который по существу представляет собой извлечение
из оборотного баланса, по отношению к оборотному балансу можно
назвать балансом-нетто. Схема составления оборотного баланса
представлена в виде следующей таблицы (см. табл. 2.1).
Оборотный баланс в практике часто является недостаточным для
изучения динамики хозяйственных операций, поскольку в нем приво-
дятся только итоги дебетования и кредитования счетов. Однако из не-
го не видны те основания, по которым каждый счет был дебетовым и
кредитовым: не известна взаимосвязь счетов при отражении той или
иной хозяйственной операции. В бухгалтерском учете эта взаимо-
связь определяется корреспонденцией счетов. Поэтому, если в обо-
ротно-сальдовую ведомость (оборотный баланс) занести данные о
корреспонденции счетов по всем оборотам, то оборотный баланс мо-
жет быть трансформирован в шахматный баланс, который будет ха-
рактеризовать всю динамику хозяйственной деятельности. На прак-
тике этот вид баланса используется реже ввиду трудоемкости запол-
нения при наличии большого количества синтетических счетов в ра-
бочем плане счетов организации. Указанные виды балансов могут со-
ставляться не только за год, но и за месяц и даже день в виде особых
ведомостей. Шахматный баланс делится на ряд клеток, получающих-
ся при пересечении горизонтальных и вертикальных линий. Каждая
клетка предназначена для отдельного счета Главной книги. При этом
порядок следования счетов одинаков как в горизонтальном, так и в
вертикальном направлениях (обычно в горизонтальном направлении
44
принято записывать счета-дебиторы). Сумма, записанная в клетке,
всегда будет стоять напротив какого-нибудь счета-дебитора в гори-
зонтальном направлении и против другого счета-кредитора в верти-
кальном направлении, показывая, что по данным хозяйственной опе-
рации один счет был дебетован, а другой - кредитован. Зная основа-
ния корреспонденции счетов, легко определить и сам характер той
или иной хозяйственной операции.
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ФОРМЫ № 1
"БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС"
Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании остат-
ков по счетам Главной книги. Ряд статей составляется с привлечени-
ем данных аналитического учета (ведомостей, журналов или иных
аналогичных по назначению регистров). Счета, отражающие состоя-
ние расчетов, показываются в балансе в развернутом виде: дебетовое
сальдо по субсчетам этих счетов должно быть представлено в активе,
а кредитовое сальдо - в пассиве. Статьи баланса отражаются в двух
разрезах: графа 3 - "На начало отчетного года"; графа 4 - "На конец
отчетного периода". Данные графы 3 (вступительный баланс) должны
соответствовать данным графы 4 баланса за прошлый год.
- 52. Маржинальный доход и методы списания постоянных расходов
- 53. Характеристика оборотных активов организации (II раздел баланса)
- Раздел II. Оборотные активы
- Раздел II. Оборотные активы
- 54. Виды бухгалтерских балансов и их особенности, порядок оценки основных статей
- 55. Содержание и особенности составления формы №2 бухгалтерской отчетности «отчет о прибылях и убытках»
- 56. Содержание и особенности составления формы № 4 бухгалтерской отчетности «отчет о движении денежных средств»
- 57. Оформление пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
- 58. Инвентаризация как условие для составления бухгалтерской отчетности
- 59. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
- 60. Характеристика краткосрочных обязательств организации (V раздел баланса)
- Раздел V. Краткосрочные обязательства
- В области экономической теории, теории бухгалтерского учета, экономики, финансов, статистики, налогообложения
- 61 Финансовая система российской федерации
- 62. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета и статей баланса
- 63. Ндс: сущность, ставки, учет
- 64. Налоговая система российской федерации
- 64. Налоговая система российской федерации
- 65. Деньги: сущность, функции, виды. Денежно-кредитная политика государства
- 66. Налогообложение юридических лиц
- 66. Налогообложение юридических лиц
- 67. Затраты: состав, классификация, учет. Графическое представление зависимости затрат от объема производства
- 68. Бюджетная система рф. Государственный бюджет: доходы и расходы
- Вопрос 2. Формирование доходов бюджета субъекта рф
- Вопрос 3. Расходные обязательства субъекта рф
- Вопрос 4. Местный бюджет и его доходы
- 69. Бюджетный дефицит, методы финансирования. Государственный долг
- Вопрос 2. Источники финансирования дефицита
- 70. Бюджетный профицит. Резервный фонд и фонд национального благосостояния
- 71. Специальные налоговые режимы
- 72. Центральный банк и его функции
- 73. Коммерческие банки и их операции
- 74. Налогообложение физических лиц
- 75.Валютные отношения, валютные курсы и валютная политика
- 76.Система национальных счетов
- 77. Цели макроэкономического развития страны
- 78. Характеристика методов «стандарт-кост» и «директ-костинг»
- 79. Анализ эффективности использования материальных ресурсов (мпз) и оценка их влияния на объем продукции
- 80.Анализ состояния и эффективности использования основных фондов
- 81. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов
- 82. Анализ эффективности использования оборотных средств
- 83. Показатели рентабельности и их анализ
- 84. Ценовая политика, методы ценообразования и обоснование их выбора
- 85. Формы и системы оплаты труда
- 86. Ценные бумаги: понятие, виды, оценка
- 87. Упрощенная система налогообложения
- 88. Кредит: сущность, функции, виды
- 89.Безналичное и налично- денежное обращение
- 90. Лизинг: понятие, виды, учет