72. Центральный банк и его функции
Ведущее место в банковской системе занимают центральные банки. Они призваны не только регулировать сферу кредита, но и являются важнейшим инструментом экономической политики государства.
Функционирование центральных банков в различных странах имеет свои особенности. Они могут подчиняться правительству ( например, Банк Англии), либо быть независимыми, как Федеральная резервная система (ФРС) США, Бундесбанк в Германии.
Центральный банк выполняет следующие функции:
является эмиссионным центром страны, то есть осуществляет выпуск банкнот и этим воздействует на денежное предложение;
обслуживает операции правительства (банкир правительства ). Правительство имеет собственные вклады в ЦБ, оплачивая свои обязательства со своих депозитов. ЦБ кредитует правительство. Долговые обязательства правительства оформляются в виде государственных ценных бумаг, покупая которые, ЦБ распространяет их среди коммерческих банков на аукционной основе ;
хранение резервов коммерческих банков. ЦБ называют " банком банков”, поскольку его главными клиентами являются коммерческие банки. Коммерческие банки обязаны держать свои резервы в ЦБ в соответствии с определенной нормой резервных требований.
Дело в том, что активы (резервы) коммерческих банков делятся на две части: обязательные резервы и избыточные резервы. С избыточными резервами банк может совершать различные операции, например кредитование.
Обязательные резервы - это часть банковских активов, хранящаяся либо в форме наличных денег, либо в форме депозитов на счетах ЦБ. Для ЦБ эти резервы являются пассивами.
Норма обязательных резервов как правило не превышает 20 %.
ЦБ осуществляет:
кредитование коммерческих банков, расчеты их с правительством и т. д.
регламентацию и надзор за деятельностью коммерческих банков. В соответствии с банковским законодательством страны ЦБ осуществляет лицензирование, определяет минимальный объем уставного капитала, показатели ликвидности баланса и т.д.
регулирует обменный курс национальной денежной единицы;
осуществляет регулирование экономики денежно- кредитными методами. Эта функция является основной. Для этого существует определенный набор инструментов: регулирование официальных резервных требований; операции на открытом рынке; манипулирование учетной ставкой процента.
Регулирование официальных резервных требований
Резервная норма устанавливается государством и может изменяться в течение года. Через изменение нормы обязательных резервов ЦБ может увеличивать или уменьшать совокупную денежную массу в стране.
Это связано со способностью коммерческих банков создавать новые деньги при выдаче ссуд своим клиентам. Это так называемые кредитные деньги, а процесс их создания -кредитная эмиссия. Принимая деньги от вкладчиков, коммерческий банк может выдать на них ссуду другому клиенту в безналичной форме, тот поместит их в банк и процесс повторится. Но замечено, что этот процесс ограничен из-за того, что часть денег оседает в виде обязательных резервов.
Мы можем подсчитать, во сколько раз изменится денежная масса в результате изменения вкладов в денежно-кредитную систему. Для этого используется мультипликатор денежного предложения ( депозитный мультипликатор).
Мультипликатор денежного предложения - это числовой коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в денежно-кредитную систему на одну единицу.
где: М - мультипликатор ; R - норма обязательных резервов.
Тогда прирост денежной массы , где D1 - это первоначальный вклад.
Если деньги будут сниматься со вкладов, то денежное предложение будет уменьшаться в той же пропорции.
Следовательно, если стоит задача уменьшить денежное предложение, ЦБ должен повысить норму обязательных резервов. Одновременно с этим у коммерческих банков появится необходимость направить часть денег на увеличение резервов, что снизит кредитные возможности банка.
Обратное действие будет иметь снижение резервной нормы.
Операции на открытом рынке. - это купля и продажа ЦБ государственных ценных бумаг. При этом ЦБ пытается с помощью предложения выгодных процентов воздействовать на объем ликвидных средств коммерческих банков и осуществить управление их кредитной эмиссией. Покупая ценные бумаги у коммерческих банков, ЦБ увеличивает резервы коммерческих банков и способствует росту денежного предложения. При продаже возникает обратный эффект.
Изменение учетной ставки (дисконтная политика)
Учетная ставка- это процент по ссудам, которые предоставляет ЦБ коммерческим банкам. В зависимости от уровня учетной ставки ( ставки рефинансирования ЦБ ) коммерческие банки устанавливают процент за кредит для своих заемщиков. Таким образом регулируются условия предоставления кредита и изменения денежной массы в стране.
С помощью названных инструментов в зависимости от экономической ситуации ЦБ проводит политику дорогих и дешевых денег.
Политика дешевых денег характерна для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Целью такой политики является сделать кредит дешевым и легкодоступным для того, чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции , производство и занятость. Увеличение денежной массы приводит к снижению процентной ставки, а значит стимулирует инвестиции. Тем самым увеличивается совокупный спрос и стимулируется рост производства.
Для политики дешевых денег характерны следующие меры: снижение учетной ставки; покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке; снижение нормы резервных требований.
Политика дорогих денег применяется в период подъема и высоких темпов инфляции. Ее целю является снижение совокупных расходов и инфляции. Она включает в себя повышение учетной ставки и резервной нормы и продажу государственных ценных бумаг на открытом рынке.
Наряду с этим используются и селективные методы, направленные на регулирование деятельности отдельных сфер экономики.
Необходимость осуществления денежно- кредитного регулирования признается представителями как монетаристского, так и кейнсианского направлений. Однако монетаристы считают, что на совокупный спрос можно воздействовать непосредственно через изменение денежной массы, кейнсианцы же большое значение придают воздействию на процентную ставку и изменение инвестиционного спроса.
Денежно-кредитная политика весьма оперативна и оказывается эффективной для решения задач краткосрочного регулирования.
В России в настоящее время происходит формирование двухуровневой банковской системы. Во главе ее стоит Центральный банк России (ЦБР). Он выполняет те же функции, что и в других странах. Однако набор инструментов денежно-кредитного регулирования не столь разнообразен. Наиболее активно используется регулирование резервных требований и учетной ставки. Однако операции на открытом рынке в силу слабого развития рынка ценных бумаг используются мало.
Таким образом мы показали, как происходит посредством деятельности ЦБ воздействие на денежный рынок, изменение денежного предложения и через него регулирование экономики в целом. В этом и заключается суть монетарной политики государства.
Выводы
В каждой стране существует исторически сложившаяся и законодательно установленная форма организации денежного обращения, то есть денежная система.
Объем денежной массы, обращающейся в стране, можно условно подразделить на денежные агрегаты, отличающиеся по степени ликвидности входящих в них платежных средств.
Денежный рынок включает в себя такие категории, как спрос на деньги, предложение денег и процентная ставка как цена денег. Спрос на деньги определяется трансакционным спросом и спекулятивным спросом. Спрос на деньги есть функция процентной ставки. Предложение денег относительно стабильно и определяется государством. На денежном рынке формируется равновесная ставка процента.
Формой движения денежного капитала выступает кредит. Основными формами последнего являются коммерческий и банковский .Кредитная система включает в себя банки и специализированные кредитно-финансовые институты.
Банковская система складывается из двух уровней: Центральный банк и система коммерческих банков. Коммерческие банки осуществляют пассивные и активные операции. Их деятельность нацелена на получение банковской прибыли.
Центральный банк осуществляет денежно-кредитную политику через учетную политику, операции на открытом рынке и изменение нормы обязательных резервов. Монетарная политика может быть направлена как на увеличение денежного предложения, так и на его уменьшение. Через увеличение предложения денег государство стимулирует совокупный спрос и рост производства и занятости, через уменьшение - достигается обратный эффект.
- 52. Маржинальный доход и методы списания постоянных расходов
- 53. Характеристика оборотных активов организации (II раздел баланса)
- Раздел II. Оборотные активы
- Раздел II. Оборотные активы
- 54. Виды бухгалтерских балансов и их особенности, порядок оценки основных статей
- 55. Содержание и особенности составления формы №2 бухгалтерской отчетности «отчет о прибылях и убытках»
- 56. Содержание и особенности составления формы № 4 бухгалтерской отчетности «отчет о движении денежных средств»
- 57. Оформление пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
- 58. Инвентаризация как условие для составления бухгалтерской отчетности
- 59. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
- 60. Характеристика краткосрочных обязательств организации (V раздел баланса)
- Раздел V. Краткосрочные обязательства
- В области экономической теории, теории бухгалтерского учета, экономики, финансов, статистики, налогообложения
- 61 Финансовая система российской федерации
- 62. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета и статей баланса
- 63. Ндс: сущность, ставки, учет
- 64. Налоговая система российской федерации
- 64. Налоговая система российской федерации
- 65. Деньги: сущность, функции, виды. Денежно-кредитная политика государства
- 66. Налогообложение юридических лиц
- 66. Налогообложение юридических лиц
- 67. Затраты: состав, классификация, учет. Графическое представление зависимости затрат от объема производства
- 68. Бюджетная система рф. Государственный бюджет: доходы и расходы
- Вопрос 2. Формирование доходов бюджета субъекта рф
- Вопрос 3. Расходные обязательства субъекта рф
- Вопрос 4. Местный бюджет и его доходы
- 69. Бюджетный дефицит, методы финансирования. Государственный долг
- Вопрос 2. Источники финансирования дефицита
- 70. Бюджетный профицит. Резервный фонд и фонд национального благосостояния
- 71. Специальные налоговые режимы
- 72. Центральный банк и его функции
- 73. Коммерческие банки и их операции
- 74. Налогообложение физических лиц
- 75.Валютные отношения, валютные курсы и валютная политика
- 76.Система национальных счетов
- 77. Цели макроэкономического развития страны
- 78. Характеристика методов «стандарт-кост» и «директ-костинг»
- 79. Анализ эффективности использования материальных ресурсов (мпз) и оценка их влияния на объем продукции
- 80.Анализ состояния и эффективности использования основных фондов
- 81. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов
- 82. Анализ эффективности использования оборотных средств
- 83. Показатели рентабельности и их анализ
- 84. Ценовая политика, методы ценообразования и обоснование их выбора
- 85. Формы и системы оплаты труда
- 86. Ценные бумаги: понятие, виды, оценка
- 87. Упрощенная система налогообложения
- 88. Кредит: сущность, функции, виды
- 89.Безналичное и налично- денежное обращение
- 90. Лизинг: понятие, виды, учет