logo
ответы госы 2

69. Бюджетный дефицит, методы финансирования. Государственный долг

Одной из главных целей государственной финансовой поли-тики является макроэкономическая стабилизация. Она может до-стигаться использованием таких бюджетных инструментов, как налоги, государственные расходы, бюджетный дефицит. Степень воздействия этих инструментов на экономический рост и ста-бильность является предметом дискуссии много лет. Теоретически можно выделить три состояния бюджета: сбалансированное, дефицитное и профицитное. Бюджетный дефицит – это превы-шение расходов бюджета над его доходами. И наоборот, превы-шение доходов бюджета над расходами есть профицит бюджета. Бюджет может быть также сбалансированным, т. е. когда расходы бюджета равны доходам.

В последние годы практически во всех развитых странах имеет место бюджетный дефицит. Если в США с 1998 по 2000 г. имел место профицит федерального бюджета, то, начиная с 2001 г. — дефицит. Дефицит федерального бюджета США за 2003–2004 бюджетный год составил $412 млрд., за 2004–2005 г. — $318 млрд., за 2005–2006 г. — $248 млрд., за 2006–2007 бюджетный год — $339млрд. В СССР отношение к бюджетному дефициту было однозначно отрицательным: считалось, что бюджетные де-фициты характерны только для капиталистических стран. На практике также проводилась политика сбалансированности бюд-жетов, которая не являлась результатом финансовой политики государства, а носила волюнтаристский характер и не всегда приносила удовлетворительные результаты. Но попытка форми-рования финансового механизма обеспечения сбалансированности бюджетов и в капиталистических странах также не даёт по-ложительных результатов. Общепризнанной практикой в мире стали дефицитные бюджеты, обеспечиваемые эмиссией бумажных денег, займами и повышением налогов с населения и бизнеса.

Классификация дефицита бюджетом может быть самой раз-нообразной. По отношению к плану выделяют плановый и фак-тический дефициты бюджета. При принятии закона (решения) о бюджете на очередной год устанавливается плановый дефицит или профицит. По результатам исполнения бюджетов величина дефицита может быть больше или меньше, но может возникнуть и профицит. Такая ситуация чаще всего имеет место в региональных бюджетах. Так, например, при принятии закона о бюджете Республики Татарстан на 2006 г. в декабре 2005 г. был установлен бюджетный дефицит на 2006 г. в сумме 1792,9 млн. руб. Фак-тически же бюджет Республики Татарстан в 2006 г. был исполнен с превышением доходов над расходами.

По степени учета конъюнктурных доходов бывают скрытый (латентный) и реальный дефициты бюджета. Латентный дефицит представляет собой разность между расходами и доходами за вычетом конъюнктурных доходов бюджета, т. е. доходов, полу-ченных в связи с ростом цен на нефть, газ, и другие факторы, влияющие на показатели доходов бюджета.

По отношению к уровню бюджета могут быть дефициты фе-дерального, региональных, местных бюджетов. Как правило, об-суждается проблема дефицита федерального бюджета. Меньшее внимание уделяется дефицитам региональных и местных бюдже-тов. Вместе с тем именно местные бюджеты чаще всего являются дефицитными. По характеру возникновения разделяют случайный (чрезвычайный) и действительный дефициты. Случайный, или чрезвычайный, дефицит возникает в периоды внезапных событий, которые требуют крупных незапланированных расходов.

В зависимости от периодичности возникновения различают постоянный, циклический и временный дефициты. Циклические дефициты возникают в отдельные периоды экономического цикла в результате проведения антикризисной политики государства. В периоды экономического спада правительство может принимать бюджеты с дефицитом для стимулирования экономического роста. Временные дефициты возникают в течение года в результате кассовых разрывов между поступлением доходов и текущими расходами. По степени переложения на будущие поколения может быть переложимый и непереложимый бюджетный дефицит. Последствием долгового финансирования дефицита бюджета является его переложение на будущее поколение. По степени учета процентных выплат по обслуживанию государственного или муниципального долга различают первичный (рабочий или структурный) и вторичный дефициты. Дефицит бюджета без учета процентных выплат по обслуживанию государственного или муниципального долга называют первичным, с учётом — вторичным. По способу воздействия на социально-экономические процессы различают активный и пассивный дефициты бюджета. Активный дефицит связан с дефицитным бюджетом развития экономики, пассивный — с бюджетом текущих расходов.

В последние годы министр финансов РФ А. Л. Кудрин ис-пользует понятие «нефтегазового баланса», в соответствии с ко-торым возникают понятия ненефтяного бюджетного дефицита (читайте внимательно) или профицита. Ненефтяной бюджетный дефицит — это превышение расходов бюджета над ненефтяными доходами (за вычетом ассигнований, связанных с нефтегазовой отраслью). Станет ли этот тезис научным и будет ли он признан вкладом в науку о бюджете, покажет будущее. Мировой эконо-мический кризис 2008–2009гг. опровергает вывод российского министра.

За 2002–2007гг. ненефтегазовый дефицит в среднем составлял 3,5% ВВП, или 4,5% ненефтяного ВВП. По прогнозам финансо-вого плана на 2007-2009гг. профицит бюджета в 2007г. должен был составлять 4,5% ВВП, в 2008г. — 3,3%, в 2009г. — 2,5% ВВП. Однако кризис в российской экономике (2008–2009гг.) опрокинул эти расчёты. В марте 2009г. Федеральное Собрание РФ утвердило новый вариант федерального бюджета на 2009г. с дефицитом (вместо профицита в 2,5%) в 7,8% ВВП.

Тем не менее, в соответствии с ФЗ от 26.04.2007г. в БК РФ внесена новая статья 96.7 «Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета», которая вступила в силу с 1 января 2008г. Ненефте-газовый дефицит федерального бюджета в трактовке БК РФ представляет собой разницу между объёмом доходов федераль-ного бюджета из доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объёмом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году. Таким образом, в федеральном бюджете РФ появились впервые в мировой практике — Резервный фонд (ст. 96.9) и Фонд национального благосостояния (ст. 96.10). Федеральный закон от 26.04.2007г. № 63-ФЗ устанавливает ограничения на ненефтега-зовый дефицит в 4,7% ВВП, которые должны вступить в силу с 1 января 2011г. Теперь в связи с кризисом эти ограничения оказа-лись ненужными.