83. Показатели рентабельности и их анализ
В системе показателей эффективности деятельности предприятий важнейшее место принадлежит рентабельности.
Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором организация не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль.
Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).
При анализе рассчитанные показатели рентабельности следует сопоставить с плановыми, с соответствующими показателями предыдущих периодов, а также с данными других организаций.
Рентабельность активов
Важнейшим показателем здесь является рентабельность активов (иначе — рентабельность имущества). Этот показатель может быть определен по следующей формуле:
Рентабельность активов — это прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, деленная на среднюю величину активов; получившееся умножаем на 100%.
Рентабельность активов = ( чистая прибыль / среднегодовая величина активов ) *100%
Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде.
В аналитических целях кроме показателей рентабельности всей совокупности активов, определяются также показатели рентабельности основных средств (фондов) и рентабельности оборотных средств (активов).
Рентабельность основных производственных фондов
Показатель рентабельности основных производственных фондов (называемый иначе показателем фондорентабельности) представим в виде следующей формулы:
Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100% и деленная на среднюю стоимость основных производственных фондов.
Рентабельность оборотных активов
Рассмотрим далее порядок исчисления следующего показателя. Рентабельность оборотных активов (иначе — текущих или мобильных активов) может быть выражена при помощи следующей формулы:
Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100% и деленная на среднюю величину оборотных активов.
Рентабельность инвестиций
Показатель рентабельности инвестированного капитала (рентабельности инвестиций) выражает эффективность использования средств, вложенных в развитие данной организации. Рентабельность инвестиций выражается следующей формулой:
Прибыль (до уплаты налога на прибыль) 100% деленная на валюта (итог) баланса минус сумма краткосрочных обязательств (итог пятого раздела пассива баланса).
Рентабельность собственного капитала
Важную роль в финансовом анализе играет показатель рентабельности собственного капитала. Он характеризует наличие прибыли в расчете на вложенный собственниками данной организации (акционерами) капитал. Рентабельность собственного капитала выражается такой формулой:
Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100% деленная на величину собственного капитала (итог третьего раздела баланса).
Если сопоставить рентабельность активов и рентабельность собственного капитала, то это сравнение покажет степень использования данной организацией финансовых рычагов (займов и кредитов) с целью повышения уровня доходности.
Отдача собственного капитала повышается, если удельный вес заемных источников в общей сумме источников формирования активов возрастает.
Разницу между рентабельностью собственного капитала и рентабельностью общей величины капитала принято называть эффектом финансового рычага. Следовательно, эффект финансового рычага представляет собой приращение рентабельности собственного капитала, получаемое вследствие использования кредита.
Для того, чтобы получить приращение прибыли за счет использования кредита, необходимо, чтобы рентабельность активов за вычетом процентов за пользование кредитом была больше нуля. В данной ситуации экономический эффект, полученный в результате использования кредита, будет превышать расходы по привлечению заемных источников средств, то есть проценты за пользование кредитом.
Существует также такое понятие, как плечо финансового рычага, представляющее собой удельный вес (долю) заемных источников средств в общей сумме финансовых источников формирования имущества организации.
Соотношение источников формирования активов организации будет являться оптимальным, если оно обеспечивает максимальное приращение рентабельности собственного капитала в сочетании с приемлемой величиной финансового риска.
В ряде случаев предприятию целесообразно получать кредиты и в условиях, когда имеет место достаточная величина собственного капитала, поскольку рентабельность собственного капитала увеличивается вследствие того, что эффект от вложения дополнительных средств может быть значительно выше, чем процентная ставка за пользование кредитом.
Кредиторы данного предприятия так же, как и ее собственники (акционеры) рассчитывают на получение определенных сумм доходов от предоставления средств этого предприятия. С позиций кредиторов показатель рентабельности (цены) заемных средств будет выражаться следующей формулой:
Плата за пользование заемными средствами (это прибыль для кредиторов) умноженная на 100% деленная навеличину долгосрочных и краткосрочных заемных средств.
Рентабельность совокупных вложений капитала
Обобщающим показателем, выражающим эффективность использования общей величины капитала, имеющегося в распоряжении предприятия, является рентабельность совокупных вложений капитала.
Этот показатель можно определить по формуле:
Расходы, связанные с привлечением заемных источников средств плюс прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия умножить на 100% делить на величину совокупного используемого капитала (валюта баланса).
Рентабельность продукции
Рентабельность продукции (рентабельность производственной деятельности) может быть выражена формулой:
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия умноженная на 100% деленная на полную себестоимость реализованной продукции.
В числителе этой формулы может быть также использован показатель прибыли от реализации продукции. Данная формула показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Данный показатель рентабельности может быть определен как в целом по данной организации, так и по отдельным ее подразделениям, а также по отдельным видам продукции.
В ряде случаев рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (прибыли от реализации продукции) к сумме выручки от реализации продукции.
Рентабельность продукции, рассчитанная в целом по данной организации, зависит от трех факторов:
от изменения структуры реализованной продукции. Увеличение удельного веса более рентабельных видов продукции в общей сумме продукции способствует повышению уровня рентабельности продукции.;
изменение себестоимости продукции оказывает обратное влияние на уровень рентабельности продукции;
изменение среднего уровня реализационных цен. Этот фактор оказывает прямое влияние на уровень рентабельности продукции.
Рентабельность продаж
Одним из наиболее распространенных показателей рентабельности является рентабельность продаж. Этот показатель определяется по такой формуле:
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) умножить на 100% делить на выручку от реализации продукции (работ, услуг).
Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.
Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности продукции на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.
Рассмотрим порядок факторного анализа показателя рентабельности продаж. Предполагая, что структура продукции осталась неизменной, определим влияние на рентабельность продаж двух факторов:
изменение цены на продукцию;
изменение себестоимости продукции.
Обозначим рентабельность продаж базисного и отчетного периода соответственно как К0 и К1 .
Тогда получим следующие формулы, выражающие рентабельность продаж:
К0=P0/NO, K1=P1/N1
Представив прибыль как разность между выручкой от реализации продукции и ее себестоимостью, получили эти же формулы в преобразованном виде:
K0=(N0-S0)/N0, K1=(N1-S1)/N1 , ∆К=K1-K0
Условные обозначения:
P0, P1 - прибыль от реализации продукции, работ, услуг ( соответственно базисного и отчетного периода);
N0, N1 — реализация продукции (работ, услуг);
S0, S1 - себестоимость продукции (работ, услуг);
∆К — изменение (приращение) рентабельности продаж за анализируемый период.
Пользуясь методом (способом) цепных подстановок, определим в обобщенном виде влияние первого фактора — изменения цены на продукцию — на показатель рентабельности продаж.
∆КN=((N1-S0)/N1-(N0-S0)/N0)
Затем исчислим влияние на рентабельность продаж второго фактора — изменения себестоимости продукции.
∆Кs=((N1-S1)/N1-(N1-S0)/N0)
где ∆КN — изменение рентабельности за счет изменения цены на продукцию;
∆КS — изменение рентабельности за счет изменения себестоимости продукции. Общее влияние двух факторов (баланс факторов) равняется изменению рентабельности по сравнению с ее базисной величиной:
∆К = ∆КN + ∆КS,
Итак, повышение рентабельности продаж достигается повышением цен на реализуемую продукцию, а также снижением себестоимости реализуемой продукции. Если в структуре реализуемой продукции увеличивается удельный вес более рентабельных видов изделий, то это обстоятельство также повышает уровень рентабельности продаж.
Чтобы повысить уровень доходности продаж, организация должна ориентироваться на изменения конъюнктуры рынка, наблюдать за изменениями цен на продукцию, осуществлять постоянный контроль за уровнем затрат на производство и реализацию продукции, а также осуществлять гибкую и обоснованную ассортиментную политику в области выпуска и реализации продукции.
- 52. Маржинальный доход и методы списания постоянных расходов
- 53. Характеристика оборотных активов организации (II раздел баланса)
- Раздел II. Оборотные активы
- Раздел II. Оборотные активы
- 54. Виды бухгалтерских балансов и их особенности, порядок оценки основных статей
- 55. Содержание и особенности составления формы №2 бухгалтерской отчетности «отчет о прибылях и убытках»
- 56. Содержание и особенности составления формы № 4 бухгалтерской отчетности «отчет о движении денежных средств»
- 57. Оформление пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
- 58. Инвентаризация как условие для составления бухгалтерской отчетности
- 59. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
- 60. Характеристика краткосрочных обязательств организации (V раздел баланса)
- Раздел V. Краткосрочные обязательства
- В области экономической теории, теории бухгалтерского учета, экономики, финансов, статистики, налогообложения
- 61 Финансовая система российской федерации
- 62. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета и статей баланса
- 63. Ндс: сущность, ставки, учет
- 64. Налоговая система российской федерации
- 64. Налоговая система российской федерации
- 65. Деньги: сущность, функции, виды. Денежно-кредитная политика государства
- 66. Налогообложение юридических лиц
- 66. Налогообложение юридических лиц
- 67. Затраты: состав, классификация, учет. Графическое представление зависимости затрат от объема производства
- 68. Бюджетная система рф. Государственный бюджет: доходы и расходы
- Вопрос 2. Формирование доходов бюджета субъекта рф
- Вопрос 3. Расходные обязательства субъекта рф
- Вопрос 4. Местный бюджет и его доходы
- 69. Бюджетный дефицит, методы финансирования. Государственный долг
- Вопрос 2. Источники финансирования дефицита
- 70. Бюджетный профицит. Резервный фонд и фонд национального благосостояния
- 71. Специальные налоговые режимы
- 72. Центральный банк и его функции
- 73. Коммерческие банки и их операции
- 74. Налогообложение физических лиц
- 75.Валютные отношения, валютные курсы и валютная политика
- 76.Система национальных счетов
- 77. Цели макроэкономического развития страны
- 78. Характеристика методов «стандарт-кост» и «директ-костинг»
- 79. Анализ эффективности использования материальных ресурсов (мпз) и оценка их влияния на объем продукции
- 80.Анализ состояния и эффективности использования основных фондов
- 81. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов
- 82. Анализ эффективности использования оборотных средств
- 83. Показатели рентабельности и их анализ
- 84. Ценовая политика, методы ценообразования и обоснование их выбора
- 85. Формы и системы оплаты труда
- 86. Ценные бумаги: понятие, виды, оценка
- 87. Упрощенная система налогообложения
- 88. Кредит: сущность, функции, виды
- 89.Безналичное и налично- денежное обращение
- 90. Лизинг: понятие, виды, учет