70. Бюджетный профицит. Резервный фонд и фонд национального благосостояния
Профицит федерального бюджета
Профицит означает превышение доходов над расходами бюджета. В БК РФ статья, регламентирующая профицит бюд-жета, отсутствует. В то же время в БК есть статья 232, касающаяся использования доходов, утверждённых законом (решением) о бюджете. В соответствии с этой статьёй доходы, фактически по-лученные при исполнении федерального бюджета сверх утвер-ждённого федеральным законом объёма доходов без учёта нефте-газовых доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (когда утверждался БК РФ со статьей 232 нефтегазовых доходов не было в реальности) могут направляться Министерством финансов РФ без внесения из-менений в федеральный закон о федеральном бюджете на:
— замещение государственных заимствований;
— погашение государственного долга РФ;
— исполнение публичных нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном п.3 ст. 217 БК РФ.
Профицит федерального бюджета РФ, названный «ненефтега-зовым бюджетным дефицитом», фактически формировался в РФ с 2002 г. за счёт доходов от высоких мировых цен на нефть и другое минеральное сырьё. Однако обрушение цен на нефть сделало текущий федеральный бюджет дефицитным почти на одну треть. В марте 2009 г. федеральный бюджет был переутверждён по до-ходам в сумме 6 триллионов, а по расходам в 9 триллионов руб-лей.
Резервный фонд и Фонд национального Благосостояния
В 2007 г. финансовая политика Правительства Российской Федерации в отношении использования нефтегазовых доходов стала корректироваться. Во-первых, 26 апреля 2007 г. Федераль-ным законом № 63-ФЗ были внесены поправки в БК РФ, касаю-щиеся, в том числе нефтегазовых доходов федерального бюджета. Введена новая гл. 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета». Во-вторых, впервые за много лет Феде-ральный закон о федеральном бюджете был принят не в декабре, а в июле 2007 г. с учетом поправок, внесенных Федеральным за-коном № 63-ФЗ. В-третьих, принят на 3-летний период Феде-ральный закон «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ.
К нефтегазовым доходам федерального бюджета Федеральный закон № 63-ФЗ относит доходы от уплаты:
— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводо-родного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов ме-сторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
— вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
— вывозных таможенных пошлин на газ природный;
— вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Начиная с 2008 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета России используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда. Величина нефтегазового трансферта на соот-ветствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете. Это ограничение, как уже ранее отмечалось, вступит в силу 1 января 2011 г. Объем нефтегазового трансферта на 2008 г. предусматри-вался в сумме 2135,0 млрд. руб., на 2009 г. — 2451,1 млрд. руб., на 2010 г. — 2285,1 млрд. руб.
Резервный фонд представляет собой часть средств федераль-ного бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недо-статочности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% про-гнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Нормативная ве-личина Резервного фонда на 2008 г. — 3500,0 млрд. руб., на 2009 г. — 4456,5 млрд. руб., на 2010 г. — 5078,1 млрд. руб.
Резервный фонд формируется за счет:
— нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превы¬шающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта, при условии, что накоп-ленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
— доходов от управления средствами Резервного фонда.
В случае недостаточности нефтегазовых доходов для форми-рования нефтегазового трансферта в размере, установленном фе-деральным законом о федеральном бюджете на очередной фи-нансовый год и плановый период, утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта. Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.
Министерство финансов РФ в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством РФ порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о фе-деральном бюджете средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном пе-риоде текущего финансо¬вого года нефтегазовых доходов феде-рального бюджета.
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению, и формируется за счет:
— нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) своей нормативной величины;
— доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
Управление средствами Резервного фонда и Фонда нацио-нального благосостояния осуществляется Министерством финан-сов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ, Фонда национального благосостояния — Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. В случае привлечения специализированных финансовых организа-ций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок при-влечения указанных организаций, а также требования, предъяв-ляемые к ним, устанавливаются Правительством РФ. Управление средствами Резервного фонда в целях обеспечения стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.
Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:
— долговые обязательства иностранных государств и ино-странных государственных агентств;
— долговые обязательства международных финансовых орга-низаций в виде ценных бумаг;
— депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.
Требования к финансовым активам, перечень операций с ними и их предельные доли в общем объеме размещенных средств Резервного фонда устанавливаются Правительством РФ.
Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета. Средства нефтегазовых доходов фе-дерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казна-чейству в Центральном банке РФ. В Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в срок до 1-ого февраля текущего финансового года зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, соответствующие объему поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года:
— в Резервный фонд — в объеме, не превышающем разницы между нормативной величиной Резервного фонда в отчетном фи-нансо¬вом году и его накопленным объемом на конец отчетного финансового года;
— в Фонд национального благосостояния — в объеме указан-ных остатков, уменьшенных на сумму перечислений в Резервный фонд.
Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием в соответствии с БК РФ нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Ре-зервного фонда и Фонда национального благосостояния осу-ществляются Министерством финансов РФ в порядке, установ-ленном Правительством РФ.
В параметрах федерального бюджета на 2008–2010 гг. про-слеживается тенденция к существенному сокращению профицита. Соответственно несколько снижаются отчисления в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Наличие двух столь значимых и объемных фондов инициирует бурную полемику, как в среде практиков, так и в среде ученых-экономистов по вопросу: насколько обоснованно формирование этих фондов при столь существенном неравенстве субъектов РФ по доходам, развитию инфраструктуры, уровню социальных услуг, жилищному строительству и т. д.? За этой полемикой студенты имеют воз-можность наблюдать с помощью средств массовой информации.
- 52. Маржинальный доход и методы списания постоянных расходов
- 53. Характеристика оборотных активов организации (II раздел баланса)
- Раздел II. Оборотные активы
- Раздел II. Оборотные активы
- 54. Виды бухгалтерских балансов и их особенности, порядок оценки основных статей
- 55. Содержание и особенности составления формы №2 бухгалтерской отчетности «отчет о прибылях и убытках»
- 56. Содержание и особенности составления формы № 4 бухгалтерской отчетности «отчет о движении денежных средств»
- 57. Оформление пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках
- 58. Инвентаризация как условие для составления бухгалтерской отчетности
- 59. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
- 60. Характеристика краткосрочных обязательств организации (V раздел баланса)
- Раздел V. Краткосрочные обязательства
- В области экономической теории, теории бухгалтерского учета, экономики, финансов, статистики, налогообложения
- 61 Финансовая система российской федерации
- 62. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета и статей баланса
- 63. Ндс: сущность, ставки, учет
- 64. Налоговая система российской федерации
- 64. Налоговая система российской федерации
- 65. Деньги: сущность, функции, виды. Денежно-кредитная политика государства
- 66. Налогообложение юридических лиц
- 66. Налогообложение юридических лиц
- 67. Затраты: состав, классификация, учет. Графическое представление зависимости затрат от объема производства
- 68. Бюджетная система рф. Государственный бюджет: доходы и расходы
- Вопрос 2. Формирование доходов бюджета субъекта рф
- Вопрос 3. Расходные обязательства субъекта рф
- Вопрос 4. Местный бюджет и его доходы
- 69. Бюджетный дефицит, методы финансирования. Государственный долг
- Вопрос 2. Источники финансирования дефицита
- 70. Бюджетный профицит. Резервный фонд и фонд национального благосостояния
- 71. Специальные налоговые режимы
- 72. Центральный банк и его функции
- 73. Коммерческие банки и их операции
- 74. Налогообложение физических лиц
- 75.Валютные отношения, валютные курсы и валютная политика
- 76.Система национальных счетов
- 77. Цели макроэкономического развития страны
- 78. Характеристика методов «стандарт-кост» и «директ-костинг»
- 79. Анализ эффективности использования материальных ресурсов (мпз) и оценка их влияния на объем продукции
- 80.Анализ состояния и эффективности использования основных фондов
- 81. Анализ состояния и использования трудовых ресурсов
- 82. Анализ эффективности использования оборотных средств
- 83. Показатели рентабельности и их анализ
- 84. Ценовая политика, методы ценообразования и обоснование их выбора
- 85. Формы и системы оплаты труда
- 86. Ценные бумаги: понятие, виды, оценка
- 87. Упрощенная система налогообложения
- 88. Кредит: сущность, функции, виды
- 89.Безналичное и налично- денежное обращение
- 90. Лизинг: понятие, виды, учет