logo
ответы госы 2

70. Бюджетный профицит. Резервный фонд и фонд национального благосостояния

Профицит федерального бюджета

Профицит означает превышение доходов над расходами бюджета. В БК РФ статья, регламентирующая профицит бюд-жета, отсутствует. В то же время в БК есть статья 232, касающаяся использования доходов, утверждённых законом (решением) о бюджете. В соответствии с этой статьёй доходы, фактически по-лученные при исполнении федерального бюджета сверх утвер-ждённого федеральным законом объёма доходов без учёта нефте-газовых доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (когда утверждался БК РФ со статьей 232 нефтегазовых доходов не было в реальности) могут направляться Министерством финансов РФ без внесения из-менений в федеральный закон о федеральном бюджете на:

— замещение государственных заимствований;

— погашение государственного долга РФ;

— исполнение публичных нормативных обязательств РФ в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном п.3 ст. 217 БК РФ.

Профицит федерального бюджета РФ, названный «ненефтега-зовым бюджетным дефицитом», фактически формировался в РФ с 2002 г. за счёт доходов от высоких мировых цен на нефть и другое минеральное сырьё. Однако обрушение цен на нефть сделало текущий федеральный бюджет дефицитным почти на одну треть. В марте 2009 г. федеральный бюджет был переутверждён по до-ходам в сумме 6 триллионов, а по расходам в 9 триллионов руб-лей.

Резервный фонд и Фонд национального Благосостояния

В 2007 г. финансовая политика Правительства Российской Федерации в отношении использования нефтегазовых доходов стала корректироваться. Во-первых, 26 апреля 2007 г. Федераль-ным законом № 63-ФЗ были внесены поправки в БК РФ, касаю-щиеся, в том числе нефтегазовых доходов федерального бюджета. Введена новая гл. 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета». Во-вторых, впервые за много лет Феде-ральный закон о федеральном бюджете был принят не в декабре, а в июле 2007 г. с учетом поправок, внесенных Федеральным за-коном № 63-ФЗ. В-третьих, принят на 3-летний период Феде-ральный закон «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» от 24.07.2007 г. № 198-ФЗ.

К нефтегазовым доходам федерального бюджета Федеральный закон № 63-ФЗ относит доходы от уплаты:

— налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводо-родного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов ме-сторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

— вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

— вывозных таможенных пошлин на газ природный;

— вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Начиная с 2008 г. нефтегазовые доходы федерального бюджета России используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта, а также для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Нефтегазовый трансферт представляет собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда. Величина нефтегазового трансферта на соот-ветствующий финансовый год утверждается федеральным законом о федеральном бюджете в абсолютном размере, исчисленном как 3,7% прогнозируемого на соответствующий год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете. Это ограничение, как уже ранее отмечалось, вступит в силу 1 января 2011 г. Объем нефтегазового трансферта на 2008 г. предусматри-вался в сумме 2135,0 млрд. руб., на 2009 г. — 2451,1 млрд. руб., на 2010 г. — 2285,1 млрд. руб.

Резервный фонд представляет собой часть средств федераль-ного бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недо-статочности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта. Федеральным законом о федеральном бюджете устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определенном исходя из 10% про-гнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Нормативная ве-личина Резервного фонда на 2008 г. — 3500,0 млрд. руб., на 2009 г. — 4456,5 млрд. руб., на 2010 г. — 5078,1 млрд. руб.

Резервный фонд формируется за счет:

— нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превы¬шающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта, при условии, что накоп-ленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

— доходов от управления средствами Резервного фонда.

В случае недостаточности нефтегазовых доходов для форми-рования нефтегазового трансферта в размере, установленном фе-деральным законом о федеральном бюджете на очередной фи-нансовый год и плановый период, утверждается предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения указанного трансферта. Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации.

Министерство финансов РФ в ходе исполнения федерального бюджета вправе в установленном Правительством РФ порядке использовать без внесения изменений в федеральный закон о фе-деральном бюджете средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном пе-риоде текущего финансо¬вого года нефтегазовых доходов феде-рального бюджета.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению, и формируется за счет:

— нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) своей нормативной величины;

— доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Управление средствами Резервного фонда и Фонда нацио-нального благосостояния осуществляется Министерством финан-сов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ, Фонда национального благосостояния — Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. В случае привлечения специализированных финансовых организа-ций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок при-влечения указанных организаций, а также требования, предъяв-ляемые к ним, устанавливаются Правительством РФ. Управление средствами Резервного фонда в целях обеспечения стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

— долговые обязательства иностранных государств и ино-странных государственных агентств;

— долговые обязательства международных финансовых орга-низаций в виде ценных бумаг;

— депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.

Требования к финансовым активам, перечень операций с ними и их предельные доли в общем объеме размещенных средств Резервного фонда устанавливаются Правительством РФ.

Учет и отчетность по операциям с нефтегазовыми доходами федерального бюджета. Средства нефтегазовых доходов фе-дерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральному казна-чейству в Центральном банке РФ. В Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в срок до 1-ого февраля текущего финансового года зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, соответствующие объему поступлений нефтегазовых доходов в декабре отчетного финансового года:

— в Резервный фонд — в объеме, не превышающем разницы между нормативной величиной Резервного фонда в отчетном фи-нансо¬вом году и его накопленным объемом на конец отчетного финансового года;

— в Фонд национального благосостояния — в объеме указан-ных остатков, уменьшенных на сумму перечислений в Резервный фонд.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием в соответствии с БК РФ нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Ре-зервного фонда и Фонда национального благосостояния осу-ществляются Министерством финансов РФ в порядке, установ-ленном Правительством РФ.

В параметрах федерального бюджета на 2008–2010 гг. про-слеживается тенденция к существенному сокращению профицита. Соответственно несколько снижаются отчисления в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Наличие двух столь значимых и объемных фондов инициирует бурную полемику, как в среде практиков, так и в среде ученых-экономистов по вопросу: насколько обоснованно формирование этих фондов при столь существенном неравенстве субъектов РФ по доходам, развитию инфраструктуры, уровню социальных услуг, жилищному строительству и т. д.? За этой полемикой студенты имеют воз-можность наблюдать с помощью средств массовой информации.