1.2.3. Формы объединений предприятий
Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры. Это собирательные ассоциативные формы.
В объединении каждое предприятие сохраняет свою юридическую самостоятельность. Формами объединения предприятий выступают картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты, консорциумы, ассоциации, корпорации, холдинги, финансово-промышленные группы, франчайзинговые предприятия.
Картель представляет собой форму союза предпринимателей на основе картельного соглашения и координации своей деятельности по продажам путем заключения договоров. В картеле отдельные предприятия фирмы обладают производственной и сбытовой самостоятельностью, но проводят единую линию поведения на рынке (единая или близкая общая цена товаров, определение участниками картеля мест и объемов сбыта). Здесь наблюдается минимальная степень единства предприятия, фактически картель представляет собой не фирму, а объединение фирм. Разновидностью картеля являются синдикаты и пулы.
Синдикаты– это совокупность предприятий с централизованной функцией сбыта и снабжения. В условиях синдиката предприятия обладают производственной самостоятельностью, но теряют сбытовую самостоятельность, появляется единый орган сбыта – контора синдиката, через которую осуществляется общий сбыт продукции предприятий. Предприятия имеют дело только с конторой синдиката и не выходят непосредственно на рынок. Синдикат, имея в единых органах сбыта определенный вид продукции, получает возможность регулировать условия продажи на рынке. Эта форма объединения предприятий способствует более тесному единству предприятий фирмы.Пул– объединение предприятий на основе картельного соглашения, получивший свое применение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий.
Тресты являются примером наиболее тесного объединения предприятий. В условиях треста предприятия теряют не только сбытовую, но и производственную самостоятельность, а иногда и юридическую, превращаясь в подразделения треста. В трестах производство и сбыт регулируются центральными органами управления фирмы. Тресты могут объединять предприятия одной или нескольких отраслей.
Концерн – объединение предприятий, осуществляющих совместную деятельность на основе добровольной централизации функций различных видов деятельности (снабжение, маркетинг, производство) под общим финансовым контролем. Как правило, является объединением предприятий, выпускающих разнородную продукцию, связанную технологической близостью – легковые автомобили, грузовики, автобусы в рамках единого производственного объединения, для производства деталей которых нередко используется одна и та же конвейерная линия. Степень единства разнородных производственных звеньев концерна обеспечивается за счет единой или близкой технологии, которая позволяет в минимальные сроки и с минимальными затратами переходить от выпуска одного товара к выпуску другого или же выпускать разные виды продукции параллельно, используя близкие конвейерные линии, общие комплектующие, единых поставщиков. В России концерны создаются на базе крупных государственных предприятий и объединений. В них нашли частичное воплощение ликвидированные министерства производственной сферы.
Конгломерат представляет собой объединение предприятий, выпускающих разнородную продукцию, не связанную технологической близостью – производство автомобилей, гостиничный комплекс, производство булочек, косметики. Как правило, конгломерат образуют предприятия, объединенные финансовыми связями и имеющие финансовый центр. Если таким центром является банк, то такое объединение называется консорциумом.
Консорциум– временное добровольное объединение для решения конкретных задач, реализации крупных целевых программ и проектов. Как правило, это временное соглашение между держателями финансовых ресурсов для совместного проведения крупномасштабных финансовых или инвестиционных операций с целью распределения ответственности, снижения риска.
В условиях рыночной экономики широкое распространение находят холдинговые компании. Холдинг – это акционерная компания (корпорация), владеющая контрольным пакетом акций юридически самостоятельных предприятий с целью осуществления контроля над их операциями.Механизм принятия решений в акционерных обществах позволяет холдингу влиять на хозяйственные, коммерческие решения предприятий, входящих в холдинговое объединение. Хотя эти предприятия остаются в правовом отношении самостоятельными, холдинг способен направлять их в русло интересов большой компании как большой целостной структуры. Помимо этого холдинг может осуществлять ряд функций, связанных с общей предпринимательской деятельностью. В том случае, когда это обусловлено необходимостью и общей пользой, холдинг способен централизовать и перераспределять финансовые средства своих участников.
Корпорация – это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей и защиты привилегий. Как юридическое лицо корпорация несет ответственность по долгам и налогам за все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности. В США создаются специальные корпорации для небольшого бизнеса, именуемые S-корпорациями. Это относительно маломасштабные корпорации, пользующиеся такими же налоговыми льготами, как малые предприятия. Существуют и крупномасштабные государственные корпорации.
В настоящее время на первый план выходит формирование предприятий в финансово-промышленные группы. В соответствии с Федеральным законом “О финансово-промышленных группах”, под финансово-промышленной группой понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочернее общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности, расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Участниками ФПГ являются юридические лица, подписавшие договор об их создании, и утвержденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочернее общества, образующие финансово-промышленную группу.
Обязательным условием создания должно быть наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных организаций. В их состав могут входить инвестиционные институты, негосударственные пенсионные и иные фонды, страховые организации, участие которых обусловлено их ролью в обеспечении инвестиционного процесса в финансово-промышленной группе. Если в составе участников имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств – участников СНГ, то финансово-промышленная группа регистрируется как транснациональная.
Франчайзинг– это способ взаимодействия малого и крупного бизнеса, при котором крупное предприятие (франчайзер) на основании договора предоставляет малому предприятию (франчайзи) право использовать его товарный знак, фирменные технологии и отработанную систему ведения бизнеса за установленное вознаграждение.
В России франчайзинг определяется как договор коммерческой концессии. Он регулируется Гражданским кодексом РФ (часть II, ст. 1027-1040) и Законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23 сентября 1992 г. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и/или коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д.
Различают: товарный, производственный и деловой (полноформатный) франчайзинг.
При товарной форме франчайзером обычно является крупный производитель, у которого дилер-франчайзи приобретает право на продажу и сервисное обслуживание товаров соответствующей марки. При этом реализация продукции конечным погтребителям осуществляется исключительно от имени франчайзера. Часто право на продажу и сервис покупателей фирма-франчайзи получает на определенной территории, в каком-либо регионе. В качестве примеров здесь могут служить дилерские сети по торговле техникой (например автомобилями), а также системы фирменных бензоколонок.
В случае производственного франчайзинга имеет место продажа предприятиям-франчайзи технологий, патентов на них и сырья для изготовления определенного продукта. Классический пример такого типа франчайзинга – производство безалкогольных напитков из концентратов и по технологии компаний «Кока-кола», «Пепси-кола» и др.
Деловой франчайзинг предполагает приобретение лицензии на так называемый «бизнес-формат», охватывающий практически все элементы производственно-хозяйственного цикла крупного предприятия: от сырья и технологий до задействуемых организационных схем и методов отчетности. Наибольшее распространение данный вид франчайзинга получил в торговле, бытовом обслуживании, гостиничном бизнесе, общественном питании. Именно так функционирует всемирно известный «Макдональдс».
На сегодняшний день в российской практике наиболее интенсивно происходит развитие франчайзинговых отношений в сфере товарного обращения и в сфере услуг. Наиболее известными российскими компаниями, работающими по схеме франчайзинга, являются «Русское бистро», «Баскин Роббинс», «Пицца-Хат» , «1С».
- Экономика организаций (предприятий)
- Учебно-методический комплекс
- Информационные ресурсы дисциплины
- Учебное пособие
- Введение
- Раздел 1. Предприятие в системе национальной экономики
- 1.1. Структура национальной экономики
- Состав народного хозяйства
- 1.1.2. Промышленность как ведущая отрасль народного хозяйства
- 1.2. Предприятие как основное звено экономики
- 1.2.1. Понятие и классификация предприятий
- Признаки классификации предприятий
- Структура предприятий по форме собственности
- 1.2.2. Организационно-правовые формы предприятий
- Организационно-правовые формы предприятий
- 1.2.3. Формы объединений предприятий
- 1.2.4. Организационная структура предприятия
- Требования к структуре управления
- 1.2.5. Жизненный цикл предприятия
- Формы реорганизации предприятий
- Раздел 2. Ресурсы предприятия и показатели их использования
- 2.1. Капитал предприятия
- 2.1.1. Имущество предприятия
- Элементный состав имущества предприятия
- 2.1.2. Источники образования имущества предприятия
- 2.2. Основные фонды предприятия
- 2.2.1. Содержание, состав и структура основных фондов предприятия
- Функционально-вещественная характеристика групп основных фондов
- 2.2.2. Стоимостная оценка основных фондов
- Факторы влияния на стоимость основных фондов
- 2.2.3. Износ и амортизация основных фондов
- Содержание и виды износа основного капитала
- Особенности амортизации нематериальных активов предприятия
- 2.2.4. Показатели использования основных фондов
- 2.3. Оборотные средства предприятия
- 2.3.1. Содержание, состав и структура оборотных средств
- Состав оборотного капитала предприятия
- 2.3.2. Движение оборотных средств предприятия
- 2.3.3. Нормирование оборотных средств
- 2.3.4. Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- 2.4. Трудовые ресурсы предприятия
- 2.4.1. Состав и структура персонала предприятия
- Классификация персонала предприятия
- Состав промышленно-производственного персонала предприятия
- 2.4.2. Организация и нормирование труда
- 2.4.3. Оплата труда
- 2.4.4. Производительность труда
- Раздел 3. Организация основной деятельности предприятия
- 3.1. Организация производства на предприятии
- 3.1.1. Организация производственного процесса на предприятии
- Классификация цехов предприятия
- 3.1.2. Формы, типы, методы и принципы организации производства
- 3.1.2..1. Формы организации промышленного производства
- 3.1.2.2. Типы и методы организации производства
- Характеристики типов производства
- 3.1.2.3. Принципы рациональной организации производства
- 3.1.3. Организация технического контроля на предприятии
- 3.2. Производственная программа и производственная мощность предприятия
- 3.2.1. Производственная программа предприятия
- 3.2.2. Производственная мощность предприятия
- 3.2.3. Определение оптимального объема производства продукции
- Объем реализации продукции и издержек на ее производство
- Объем реализации продукции с максимальной прибылью
- Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей
- Объем реализации продукции и средние издержки
- 3.3. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
- 3.3.1. Конкурентоспособность предприятия и его продукции
- Показатели качества продукции
- 3.3.2. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
- 3.3.3. Управление качеством продукции предприятия
- 3.4. Ценовая политика предприятия
- 3.4.1. Экономическое содержание и виды цен предприятия
- Признаки классификации и виды цен
- Порядок формирования розничной цены продукции
- Порядок формирования франко-цен
- Методы государственного регулирования цен
- 3.4.2. Методы ценообразования на предприятии
- 3.4.3. Стратегии ценообразования на предприятии
- Раздел 4. Инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1.1. Экономическое содержание и классификация инвестиций предприятия
- Классификационные признаки инвестиций предприятия
- 4.1.2. Инвестиционные проекты предприятия и их оценка
- 4.2. Инновационная деятельность предприятия
- 4.2.1. Инновации и их роль в развитии предприятия
- 4.2.2. Организация технической подготовки производства
- Раздел 5. Финансовая деятельность предприятия
- 5.1. Финансирование деятельности предприятия
- 5.2. Финансовое планирование на предприятии
- Характеристика видов, форм и методов финансового планирования
- Раздел 6. Экономические показатели деятельности предприятия
- 6.1. Затраты предприятия и себестоимость продукции
- 6.1.1. Экономическое содержание и классификация затрат предприятия
- Варианты классификации затрат предприятия
- Порядок формирования общих затрат предприятия
- Аналитическая группировка затрат предприятия
- Производственные и коммерческие затраты предприятия
- 6.1.2. Постоянные и переменные затраты производства. Предельные затраты предприятия
- Динамика переменных издержек
- Регрессивный характер роста переменных издержек
- Прогрессивный характер роста переменных издержек
- Динамика показателей деятельности предприятия
- 6.1.3. Себестоимость продукции, ее виды и формы. Структура себестоимости продукции предприятия
- 6.2. Формирование и распределение стоимостных и финансовых результатов деятельности предприятия
- 6.2.1. Стоимостные и финансовые результаты деятельности предприятия и их взаимосвязь
- Источниками формирования резервного фонда являются:
- 6.2.2. Управление прибылью на предприятии
- 6.3. Эффективность деятельности предприятия и состояние его баланса
- 6.3.1. Показатели эффективности деятельности предприятия
- 6.3.2. Бухгалтерский баланс предприятия и основные показатели его финансового состояния
- Библиографический список
- Оглавление