3.3.3. Управление качеством продукции предприятия
Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
До недавнего времени при решении проблем качества предприятия ориентировались на технический уровень качества продукции без учета потребностей рынка.
Вместе с тем, следует отметить, что отечественная система управления качеством внесла существенный вклад в развитие подходов к управлению качеством продукции во всем мире. В этом вопросе отечественный опыт учтен при разработке международных стандартов по системам качества.
Система качества, регламентированная международным стандартом ИСО 9004, охватывает весь жизненный цикл изделия от проектирования до утилизации и распространяется на такие элементы системы, как маркетинг, материально-техническое обеспечение, сбыт, обслуживание.
Системный подход к управлению качеством продукции предполагает четкое взаимодействие всех отделов и органов управления предприятием.
Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.
В соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000 выделяются политика в области качества и непосредственно система качества, включающая обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.
Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:
улучшение экономического положения предприятия;
расширение или завоевание новых рынков сбыта;
достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или регионов;
освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах:
улучшение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
снижение уровня дефектности изготовляемой продукции;
увеличение сроков гарантии на продукцию;
развитие сервиса.
В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который обозначается как петля качества, включает 11 этапов (рис. 3.3).
С помощью петли качества осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.
Таким образом, обеспечение качества продукции – это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества», чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.
В условиях конкурентной борьбы предприятия смогут успешно развиваться, внедряя системное управление качеством продукции.
Современное развитие системы управления качеством произошло в результате перехода от тотального контроля качества (TQC – total quality control) к тотальному менеджменту качества (TQM – total quality management).
Если TQC – это управление качеством с целью выполнения установленных требований, то TQM – еще и управление целями и самими требованиями. В TQM также включается и обеспечение качества, которое трактуется как система мер, вызывающая у потребителя уверенность в качестве продукции.
Формируется высшим
Политика предприятия в области качества
Создается руководством
Система качества
реализации политики
предприятия в области качества
Улучшение качества Управление качеством Обеспечение качества
1. Маркетинг,
поиски и изучение 2. Проектирование
рынка и/или разработка
технических требований,
разработка продукция
3. Материально-
техническое
снабжение
4. Подготовка и
11. Утилизация разработка
после производственных
использования процессов
10. Техническая помощь
и обслуживание 5. Производство
9. Монтаж и эксплуатация 6. Контроль, проведение
испытаний, обследований
8. Реализация и распределение 7. Упаковка и хранение
Рис. 3.3. Управление качеством продукции
Система TQM является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставку точно в срок. Основная идеология TQM базируется на принципе – улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка – стремление к «0 дефектов», «0 непроизводственных затрат», к поставкам точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, однако необходимо постоянно к этому стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта идеология имеет специальный термин – «постоянное улучшение качества» (penmanent quality improvement).
Особое место в мировой практике управления качеством продукции занимают кружки качества как форма привлечения работников предприятия к осознанному участию в процессе повышения качества продукции, имиджа фирмы и собственного благополучия. Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г. и стали важным фактором повышения качества и конкурентоспособности продукции, что в значительной мере способствовало выдвижению Японии в число лидеров на мировом рынке товаров. С конца 70-х гг. движение по созданию кружков качества приняло массовый характер во многих странах мира (Венгрия, США, Франция, ФРГ, Швеция, Югославия и др.). Их широкому распространению способствовала активная пропаганда, многочисленные публикации, устройство конференций и семинаров.
Кружок качества – это небольшая группа (от 3 до 12 человек) рабочих или служащих одного производственного подразделения, которые регулярно (один раз в неделю) собираются и в течение часа (в рабочее или нерабочее время) обсуждают проблемы, возникающие в их работе. Коллективными силами под руководством лидера они находят пути решения производственных задач и претворяют их в жизнь сами или с помощью специалистов.
В последние годы в развитых странах усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов ИСО 14000, устанавливающих требования к системам качества с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции. Сертификация систем качества на соответствие стандартам ИСО 14000 становится не менее популярной, чем на соответствие стандартам ИСО 9000.
- Экономика организаций (предприятий)
- Учебно-методический комплекс
- Информационные ресурсы дисциплины
- Учебное пособие
- Введение
- Раздел 1. Предприятие в системе национальной экономики
- 1.1. Структура национальной экономики
- Состав народного хозяйства
- 1.1.2. Промышленность как ведущая отрасль народного хозяйства
- 1.2. Предприятие как основное звено экономики
- 1.2.1. Понятие и классификация предприятий
- Признаки классификации предприятий
- Структура предприятий по форме собственности
- 1.2.2. Организационно-правовые формы предприятий
- Организационно-правовые формы предприятий
- 1.2.3. Формы объединений предприятий
- 1.2.4. Организационная структура предприятия
- Требования к структуре управления
- 1.2.5. Жизненный цикл предприятия
- Формы реорганизации предприятий
- Раздел 2. Ресурсы предприятия и показатели их использования
- 2.1. Капитал предприятия
- 2.1.1. Имущество предприятия
- Элементный состав имущества предприятия
- 2.1.2. Источники образования имущества предприятия
- 2.2. Основные фонды предприятия
- 2.2.1. Содержание, состав и структура основных фондов предприятия
- Функционально-вещественная характеристика групп основных фондов
- 2.2.2. Стоимостная оценка основных фондов
- Факторы влияния на стоимость основных фондов
- 2.2.3. Износ и амортизация основных фондов
- Содержание и виды износа основного капитала
- Особенности амортизации нематериальных активов предприятия
- 2.2.4. Показатели использования основных фондов
- 2.3. Оборотные средства предприятия
- 2.3.1. Содержание, состав и структура оборотных средств
- Состав оборотного капитала предприятия
- 2.3.2. Движение оборотных средств предприятия
- 2.3.3. Нормирование оборотных средств
- 2.3.4. Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- 2.4. Трудовые ресурсы предприятия
- 2.4.1. Состав и структура персонала предприятия
- Классификация персонала предприятия
- Состав промышленно-производственного персонала предприятия
- 2.4.2. Организация и нормирование труда
- 2.4.3. Оплата труда
- 2.4.4. Производительность труда
- Раздел 3. Организация основной деятельности предприятия
- 3.1. Организация производства на предприятии
- 3.1.1. Организация производственного процесса на предприятии
- Классификация цехов предприятия
- 3.1.2. Формы, типы, методы и принципы организации производства
- 3.1.2..1. Формы организации промышленного производства
- 3.1.2.2. Типы и методы организации производства
- Характеристики типов производства
- 3.1.2.3. Принципы рациональной организации производства
- 3.1.3. Организация технического контроля на предприятии
- 3.2. Производственная программа и производственная мощность предприятия
- 3.2.1. Производственная программа предприятия
- 3.2.2. Производственная мощность предприятия
- 3.2.3. Определение оптимального объема производства продукции
- Объем реализации продукции и издержек на ее производство
- Объем реализации продукции с максимальной прибылью
- Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей
- Объем реализации продукции и средние издержки
- 3.3. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
- 3.3.1. Конкурентоспособность предприятия и его продукции
- Показатели качества продукции
- 3.3.2. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
- 3.3.3. Управление качеством продукции предприятия
- 3.4. Ценовая политика предприятия
- 3.4.1. Экономическое содержание и виды цен предприятия
- Признаки классификации и виды цен
- Порядок формирования розничной цены продукции
- Порядок формирования франко-цен
- Методы государственного регулирования цен
- 3.4.2. Методы ценообразования на предприятии
- 3.4.3. Стратегии ценообразования на предприятии
- Раздел 4. Инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1.1. Экономическое содержание и классификация инвестиций предприятия
- Классификационные признаки инвестиций предприятия
- 4.1.2. Инвестиционные проекты предприятия и их оценка
- 4.2. Инновационная деятельность предприятия
- 4.2.1. Инновации и их роль в развитии предприятия
- 4.2.2. Организация технической подготовки производства
- Раздел 5. Финансовая деятельность предприятия
- 5.1. Финансирование деятельности предприятия
- 5.2. Финансовое планирование на предприятии
- Характеристика видов, форм и методов финансового планирования
- Раздел 6. Экономические показатели деятельности предприятия
- 6.1. Затраты предприятия и себестоимость продукции
- 6.1.1. Экономическое содержание и классификация затрат предприятия
- Варианты классификации затрат предприятия
- Порядок формирования общих затрат предприятия
- Аналитическая группировка затрат предприятия
- Производственные и коммерческие затраты предприятия
- 6.1.2. Постоянные и переменные затраты производства. Предельные затраты предприятия
- Динамика переменных издержек
- Регрессивный характер роста переменных издержек
- Прогрессивный характер роста переменных издержек
- Динамика показателей деятельности предприятия
- 6.1.3. Себестоимость продукции, ее виды и формы. Структура себестоимости продукции предприятия
- 6.2. Формирование и распределение стоимостных и финансовых результатов деятельности предприятия
- 6.2.1. Стоимостные и финансовые результаты деятельности предприятия и их взаимосвязь
- Источниками формирования резервного фонда являются:
- 6.2.2. Управление прибылью на предприятии
- 6.3. Эффективность деятельности предприятия и состояние его баланса
- 6.3.1. Показатели эффективности деятельности предприятия
- 6.3.2. Бухгалтерский баланс предприятия и основные показатели его финансового состояния
- Библиографический список
- Оглавление