3.3.2. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
В условиях перехода к рыночной экономике решение проблемы качества продукции в России во многом будет зависеть от формирования систем стандартов качества как основы нормативно-правовой базы организации и функционирования систем управления качеством. Повышение роли и значения стандартов качества в мировой практике вызвано стремлением выработать единый подход к понятию «качественная продукция».
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация – нормотворческая деятельноcть, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики требования к разработке продукции.
Главная задача стандартизации – создание системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, изготовляемой как для нужд народного хозяйства, населения, обороны страны, экспорта, а также контроль над правильностью использования этой документации.
Нормотворческая деятельность проявляется прежде всего в разработке и применении стандартов.
Стандарт – нормативно-технический документ, содержащий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный признанным органом (или предприятием). Стандарт может быть разработан на материальные предметы (продукцию, образцы веществ, эталоны), на нормы, правила и требования различного характера. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.
С переходом к рынку изменился сам подход к организации и использованию системы стандартов. Организация работы по стандартизации стала более демократичной, проводится на добровольной основе (с участием всех заинтересованных сторон), а применение стандартов в большей степени носит рекомендательный характер. Однако требования государственных стандартов РФ подлежат обязательному выполнению всеми предприятиями и организациями независимо от форм собственности, если это связано с безопасностью жизни и здоровья людей, их имущества, охраны окружающей среды и т. д.
В настоящее время сформировалась Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает пять основополагающих стандартов:
1. ГОСТ Р 1.0 - 92. Основные положения.
2. ГОСТ Р 1.2 - 92. Порядок разработки государственных стандартов.
3. ГОСТ Р 1.3 - 92. Порядок согласования, утверждения и регистрации технических условий.
4. ГОСТ Р 1.4 - 92. Стандарты предприятия. Общие положения.
5. ГОСТ Р 1.5 - 92. Общие требования к построению, изложению, оформлению стандартов.
В государственные стандарты Российской Федерации включены следующие положения:
- обязательные требования к качеству продукции, работ и услуг, обеспечивающие безопасность для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;
- обязательные требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- обязательные методы контроля, выполнения требований к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие их безопасность для окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
- основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению, а также к утилизации продукции;
- положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов ресурсов, термины, определения и обозначения, метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
В Российской Федерации нормативные документы по стандартизации подразделяются на следующие категории:
государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ);
отраслевые стандарты (ОСТ);
технические условия (ТУ);
стандарты предприятий и объединений предприятий (союзов, ассоциаций, концернов, акционерных обществ, межотраслевых, региональных и других объединений) (СТП);
стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов, ассоциаций и других общественных объединений (СТО).
В зависимости от объекта стандартизации, его специфики и содержания разрабатываемых к нему требований стандарты подразделяются на следующие виды: стандарты основополагающие; стандарты на продукцию, услуги; стандарты на процессы; стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.
Развитие внешнеэкономических связей привело к необходимости выработки стандартного подхода к понятию «производство качественной продукции». Международная организация по стандартизации (ИСО) разработала требования к качеству на международном уровне. Основное назначение международных стандартов – это создание на международном уровне единой методической основы для разработки новых и совершенствования действующих систем качества и их сертификации.
В 1987 г. Международная организация по стандартизации приняла стандарты ИСО серии 9000 по системам качества, которые были разработаны на основе советских, японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции.
Международные стандарты ИСО серии 9000 ознаменовали выход стандартизации на качественно новый уровень. Эта серия включает следующие пять стандартов:
ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».
ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и (или) разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».
ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».
ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».
Стандарты ИСО серии 9000 установили единый признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции.
Иными словами, стандарты ИСО четко ориентированы на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Во многих промышленно развитых странах эти стандарты приняты как национальные (Австрия, Великобритания, Германия, Швеция и др.).
В России стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 приняты для прямого использования в виде следующих трех Государственных стандартов качества: ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96.
Одним из гарантов выпуска высококачественной продукции является ее сертификация. Сертификация – это совокупность действий и процедур, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям стандартов или технических условий.
Сертификация основана на проведении испытаний и оценке условий производства сертифицируемой продукции, контроле над выполнением этих процедур и надзоре за качеством продукции со стороны независимого органа. Сочетание всех этих операций позволяет установить в нормативно-технической документации (НТД) и контролировать любые важные для потребителя характеристики продукции. Поэтому сертификация – не только надежная гарантия строгого их соответствия установленным требованиям и источник достоверной информации о таком соответствии, но и эффективное средство и стимул повышения качества продукции.
В практике различных стран встречаются различные системы сертификации, которые классифицируются по следующим направлениям:
1. В зависимости от круга участников сертификация может быть национальной, международной, региональной, многосторонней, двухсторонней;
2. По правовому признаку сертификация может быть обязательной и добровольной. Oбязательной сертификации подлежат те изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями. Например, обязательной сертификации подлежат автомобили, самолеты, предметы питания и др. Продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, производитель не имеет права не только реализовать, но и производить. Добровольная система сертификации предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в том числе зарубежной.
3. По процедуре проведения – самосертификация, которая согласно терминологии ИСО называется «заявлением о соответствии» и сертификацией третьей стороны. (Самосертификация допускается для надежного партнера. При этом сертификаты на изделие выдает само предприятие строго под свою ответственность. Сертификация третьей стороной, т. е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, которая оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.)
Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:
- выдается документ – сертификат соответствия;
- продукция маркируется знаком соответствия;
- продукция заносится в список изделий, разрешенных к продаже, который имеется в сертификационных центрах.
Сертификат выдается на единичную мощность изделия. На массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен находиться под контролем Главного контролера сертификационного центра.
Основополагающим документом федерального уровня в области сертификации являются «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации». Положения данного документа разрабатывались с учетом действующих в международной и европейской практике сертификации и аккредитации нормативных документов. Это позволяет обеспечить признание сертификатов и знаков соответствия за рубежом.
Обязательная сертификация в стране, как это предусмотрено Законом РФ «О сертификации продукции и услуг», вводится законодательными актами РФ для определенной продукции и проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России.
- Экономика организаций (предприятий)
- Учебно-методический комплекс
- Информационные ресурсы дисциплины
- Учебное пособие
- Введение
- Раздел 1. Предприятие в системе национальной экономики
- 1.1. Структура национальной экономики
- Состав народного хозяйства
- 1.1.2. Промышленность как ведущая отрасль народного хозяйства
- 1.2. Предприятие как основное звено экономики
- 1.2.1. Понятие и классификация предприятий
- Признаки классификации предприятий
- Структура предприятий по форме собственности
- 1.2.2. Организационно-правовые формы предприятий
- Организационно-правовые формы предприятий
- 1.2.3. Формы объединений предприятий
- 1.2.4. Организационная структура предприятия
- Требования к структуре управления
- 1.2.5. Жизненный цикл предприятия
- Формы реорганизации предприятий
- Раздел 2. Ресурсы предприятия и показатели их использования
- 2.1. Капитал предприятия
- 2.1.1. Имущество предприятия
- Элементный состав имущества предприятия
- 2.1.2. Источники образования имущества предприятия
- 2.2. Основные фонды предприятия
- 2.2.1. Содержание, состав и структура основных фондов предприятия
- Функционально-вещественная характеристика групп основных фондов
- 2.2.2. Стоимостная оценка основных фондов
- Факторы влияния на стоимость основных фондов
- 2.2.3. Износ и амортизация основных фондов
- Содержание и виды износа основного капитала
- Особенности амортизации нематериальных активов предприятия
- 2.2.4. Показатели использования основных фондов
- 2.3. Оборотные средства предприятия
- 2.3.1. Содержание, состав и структура оборотных средств
- Состав оборотного капитала предприятия
- 2.3.2. Движение оборотных средств предприятия
- 2.3.3. Нормирование оборотных средств
- 2.3.4. Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- 2.4. Трудовые ресурсы предприятия
- 2.4.1. Состав и структура персонала предприятия
- Классификация персонала предприятия
- Состав промышленно-производственного персонала предприятия
- 2.4.2. Организация и нормирование труда
- 2.4.3. Оплата труда
- 2.4.4. Производительность труда
- Раздел 3. Организация основной деятельности предприятия
- 3.1. Организация производства на предприятии
- 3.1.1. Организация производственного процесса на предприятии
- Классификация цехов предприятия
- 3.1.2. Формы, типы, методы и принципы организации производства
- 3.1.2..1. Формы организации промышленного производства
- 3.1.2.2. Типы и методы организации производства
- Характеристики типов производства
- 3.1.2.3. Принципы рациональной организации производства
- 3.1.3. Организация технического контроля на предприятии
- 3.2. Производственная программа и производственная мощность предприятия
- 3.2.1. Производственная программа предприятия
- 3.2.2. Производственная мощность предприятия
- 3.2.3. Определение оптимального объема производства продукции
- Объем реализации продукции и издержек на ее производство
- Объем реализации продукции с максимальной прибылью
- Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей
- Объем реализации продукции и средние издержки
- 3.3. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
- 3.3.1. Конкурентоспособность предприятия и его продукции
- Показатели качества продукции
- 3.3.2. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
- 3.3.3. Управление качеством продукции предприятия
- 3.4. Ценовая политика предприятия
- 3.4.1. Экономическое содержание и виды цен предприятия
- Признаки классификации и виды цен
- Порядок формирования розничной цены продукции
- Порядок формирования франко-цен
- Методы государственного регулирования цен
- 3.4.2. Методы ценообразования на предприятии
- 3.4.3. Стратегии ценообразования на предприятии
- Раздел 4. Инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1.1. Экономическое содержание и классификация инвестиций предприятия
- Классификационные признаки инвестиций предприятия
- 4.1.2. Инвестиционные проекты предприятия и их оценка
- 4.2. Инновационная деятельность предприятия
- 4.2.1. Инновации и их роль в развитии предприятия
- 4.2.2. Организация технической подготовки производства
- Раздел 5. Финансовая деятельность предприятия
- 5.1. Финансирование деятельности предприятия
- 5.2. Финансовое планирование на предприятии
- Характеристика видов, форм и методов финансового планирования
- Раздел 6. Экономические показатели деятельности предприятия
- 6.1. Затраты предприятия и себестоимость продукции
- 6.1.1. Экономическое содержание и классификация затрат предприятия
- Варианты классификации затрат предприятия
- Порядок формирования общих затрат предприятия
- Аналитическая группировка затрат предприятия
- Производственные и коммерческие затраты предприятия
- 6.1.2. Постоянные и переменные затраты производства. Предельные затраты предприятия
- Динамика переменных издержек
- Регрессивный характер роста переменных издержек
- Прогрессивный характер роста переменных издержек
- Динамика показателей деятельности предприятия
- 6.1.3. Себестоимость продукции, ее виды и формы. Структура себестоимости продукции предприятия
- 6.2. Формирование и распределение стоимостных и финансовых результатов деятельности предприятия
- 6.2.1. Стоимостные и финансовые результаты деятельности предприятия и их взаимосвязь
- Источниками формирования резервного фонда являются:
- 6.2.2. Управление прибылью на предприятии
- 6.3. Эффективность деятельности предприятия и состояние его баланса
- 6.3.1. Показатели эффективности деятельности предприятия
- 6.3.2. Бухгалтерский баланс предприятия и основные показатели его финансового состояния
- Библиографический список
- Оглавление