logo
Экономика предпр

3.4.1. Экономическое содержание и виды цен предприятия

Цены и механизм ценообразования на предприятии являются ключевыми элементами рыночной экономики. Именно благодаря грамотному формированию и установления цен на товары и услуги предприятия достигают поставленных целей и задач.

Целесообразно разделять два подхода к определению понятия цены: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором – основой установления цены являются производственные затраты, связанные с созданием продукции.

В рамках рыночного подхода цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Для производственного подхода свойственно понимание цены как денежного выражения стоимости товара. В таком определении ключевым понятием является стоимость товара. Согласно трудовой теории стоимости, берущей начало в трудах А. Смита и Д. Рикардо и развитой затем К. Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу. Практически прямая связь между стоимостью и ценой была установлена посредством применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется суммой затрат всех факторов производства при создании единицы товара.

Роль цены в экономике определяется ее функциями.

Первичной функцией цены является учетная функция, или функция учета и измерения затрат. Являясь денежным выражением стоимости, цена показывает, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. В данной функции цена служит средством исчисления стоимостных показателей деятельности предприятия: валового оборота, товарной продукции, объема реализации (выручки), товарооборота, финансового результата.

Стимулирующая функция цены выражается в поощрительном или сдерживающем воздействии цены на производство различных видов товаров. Цена стимулирует производителя через величину заключенной в ней прибыли. Стимулирование осуществляется путем повышения уровня прибыли в цене, установления надбавок и скидок к основной цене. Таким образом, через стимулирующую функцию можно воздействовать на рост объемов производства, научно-технический прогресс, повышение качества продукции и т. п.

Цена выполняет распределительную функцию. За счет этой функции имеется возможность перераспределять спрос на тот или иной продукт, влиять на предложение товара, расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращение избыточного товара. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей. Благодаря этому советская номенклатура приобретала блага для себя и своих семей по льготным ценам в специальных закрытых «распределителях».

Социальная функция цены заключается в том, что с ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока.

Экономическая теория и практика позволяют использовать различные виды цен, которые могут быть классифицированы по различным признакам (табл. 3.8).

Таблица 3.8.