5.2. Финансовое планирование на предприятии
Планирование как одна из важнейших функций управления производством, представляет собой процесс разработки, построения плана, способа будущих действий, определение направлений развития субъекта хозяйствования. В процессе планирования разрабатываются проекты желаемого состояния хозяйствующего субъекта в возможных (ожидаемых) условиях, отрабатывается содержание и последовательность шагов, ведущих к намеченной цели, устанавливаются конечные результаты.
Основными существенными признаками планирования являются:
нацеленность на будущее;
определение сроков выполнения;
разработка системы показателей, которые должны быть достигнуты в результате их осуществления и выполнения.
Цель планирования – создать ориентиры деятельности в будущем.
На предприятиях в зависимости от объекта управления выделяют объект планирования и, соответственно, объектно-ориентированную область планирования.
Как правило, на предприятиях различают:
- технико-экономическое планирование;
- планирование труда и з/п;
- производственное планирование;
- финансовое планирование.
Финансовое планированиевыделяется среди этих областей планирования:
как элемент управления финансами предприятия;
как подсистема экономического и бизнес-планирования на предприятии.
В настоящее время существуют две основные классификации видов финансового планирования:
1) по периоду времени, на который составлены планы:
краткосрочное (до 1 года, месяц, квартал);
среднесрочное на 1 год;
долгосрочное на срок более 1 года.
На основе такой классификации производится увязка потребностей с источниками и инструментами привлечения средств для их покрытия:
на краткосрочный период – кредиторская задолженность;
на среднесрочный – банковский кредит;
на долгосрочный – инвестиционный кредит, облигационный займ, эмиссия акций;
2) по задачам, решение которых должно быть обеспечено:
стратегическое (перспективное);
текущее;
оперативное.
Системный характер финансового планирования на предприятии обеспечивается наличием и взаимосвязью следующих элементов:
- целью финансового планирования;
- субъектов финансового планирования;
- предмета финансового планирования;
- объектов финансового планирования;
- принципов финансового планирования;
- методов финансового планирования;
- информационного обеспечения планирования;
- форм финансового планирования;
- результатов финансового планирования;
- оценки эффективности финансового планирования на предприятии.
Поэтому далее финансовое планирование предлагается рассматривать в разрезе каждого элемента системы.
Финансовое планирование на предприятии начинается с постановки цели планирования и задач для ее достижения.
Цельюфинансового планирования является создание системы ориентиров для наиболее эффективного финансового обеспечения деятельности предприятия.
Задачи финансового планирования, как правило, определяются видами и срочностью планирования. К ним относят:
- обеспечение финансовых условий развития предприятия;
- согласование величины и сроков денежных потоков;
- обеспечение своевременности и надежности поступления и расходования денежных средств предприятия;
- обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия в заданный момент времени;
- оценку эффективности принимаемых на предприятии решений.
Субъекты планирования– структурные подразделения, экономические службы, специалисты, финансовые менеджеры, ответственные за процесс финансового планирования на предприятии.
Предмет финансового планирования– процесс разработки системы финансовых показателей, определяющих основные направления будущей деятельности по формированию и использованию фондов денежных средств предприятия.
Объекты финансового планирования:все объекты финансового планирования предприятия можно сгруппировать следующим образом:
1. Показатели, характеризующие деятельность предприятия.
2. Показатели, характеризующие финансовые ресурсы и потребности.
3. Денежные потоки предприятия.
4. Налоговые платежи.
5. Финансовое состояние и платежеспособность.
1. Показатели, характеризующие деятельность предприятия:
а) стоимостные результаты деятельности:
- валовой оборот;
- товарная продукция;
- выручка от реализации продукции;
б) затраты на производство:
- по элементам (сырье и материалы, вспомогательные материалы, топливо, энергия, заработная плата, амортизационные отчисления и т. п.);
- по статьям калькуляции;
- по методу директ-костинг (прямые и косвенные);
- по отношению к объемам производства (постоянные и переменные)
в) доходы и накопления:
- валовой доход;
- прибыль и платежи из прибыли;
- фонды, формируемые из прибыли.
2. Показатели, характеризующие финансовые ресурсы и потребности:
а) объемы собственных средств;
б) объемы привлеченных средств (заемные, устойчивые пассивы);
в) инвестиционные потребности;
г) текущие (финансово-эксплуатационные) потребности предприятия.
3. Денежные потоки предприятия:
а) по типу денежного потока:
- денежные притоки (поступление на предприятия денежных средств из различных источников);
- денежные оттоки (расходы денежных средств предприятия по различным направлениям);
- чистый денежный поток предприятия (разница между денежными притоками и оттоками);
б) по видам деятельности:
- инвестиционные денежные потоки (притоки и оттоки);
- операционные (текущие) денежные потоки (притоки и оттоки);
- финансовые денежные потоки (притоки и оттоки).
Инвестиционные денежные потоки являются результатом инвестиционной деятельности, связанной с приобретением и продажей внеоборотных активов и других объектов инвестиционной деятельности предприятия.
Притокиот инвестиционной деятельности включают: поступления от продажи основных средств, нематериальных активов, реализации пакетов ценных бумаг, дивиденды и проценты по приобретенным ценным бумагам других предприятий, поступления по ссудам, выплачиваемые заемщиками.
Оттокиот инвестиционной деятельности: расходы, связанные с приобретением элементов основного капитала, приобретение пакетов ценных бумаг, выдача ссуд.
Операционные (текущие, основные, производственные) денежные потоки образуются от операционной деятельности предприятия, направленной на производство и реализацию продукции либо предоставление услуг.
Притоки от операционной деятельности: поступления от покупателей за проданные товары или оказанные услуги, прочие поступления, не связанные с инвестиционной или финансовой деятельностью.
Оттоки: выплаты поставщикам за поставленную продукцию, выплаты работникам различного характера (заработная плата, вознаграждения, премии, финансовое стимулирование), перечисление налогов, предоставление коммерческого кредита покупателям, штрафы, неустойки, пени, прочие, не связанные с инвестиционной и финансовой деятельностью.
Финансовые денежные потоки образуются от финансовой деятельности, суть которой заключается в привлечении на предприятие финансовых ресурсов. Результатом финансовой деятельности являются изменения в размере и составе собственного капитала и заемных средств предприятия. Движение денежных средств, возникающее в связи с операциями, вызывающими изменения, отражается в разделе «Финансовая деятельность» отчета о движении денежных средств.
Притокиот финансовой деятельности: поступления от эмиссии простых и привилегированных акций, поступления от выпуска облигаций, ссуды банков.
Оттоки: выплаты дивидендов по выпущенным акциям, выкуп собственных акций, погашение процентов по облигациям, выплаты по финансовому лизингу, проенты банкам и погашение основного долга.
Налоговые платежи
а) по срокам;
б) по видам.
5. Финансовое состояние и платежеспособность:
а) показатели финансовой устойчивости;
б) показатели ликвидности;
в) показатели платежеспособности;
г) показатели деловой активности;
д) показатели рентабельности.
Принципы финансового планирования. Эффективность организации финансового планирования определяется соблюдением на предприятии следующих принципов (правил) планирования:
- системности;
- непрерывности;
- гибкости;
- точности (полноты);
- непротиворечивости;
- объективности;
- ясности.
Системностьпланирования заключается в необходимости учета на предприятии всей совокупности элементов системы планирования и взаимосвязей между ними.
Непрерывностьпланирования означает, что процесс планирования должен осуществляться на предприятии постоянно с учетом изменений и корректировок результатов прошлых периодов.
Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для осуществления этого принципа планы должны составляться так, чтобы в них можно вносить изменения, согласовывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. На практике этот принцип реализуется через образование в планах так называемого финансового резерва (резерва ликвидности, страхового резерва, резервного фонда и т. п.), на случай изменений и форс-мажорных обстоятельств.
Суть принципа точностисводится к конкретизации и детализации планов до такой степени, в какой позволяют это делать внешние и внутренние условия деятельности предприятия.
Непротиворечивость планирования заключается в том, что все показатели различных планов предприятия должны быть согласованы друг с другом по величине и срокам исполнения.
Принцип объективности заключается в том, что в планах должны отражаться реальные показатели, характеризующие современное состояние предприятия.
Ясностьпланирования заключается в разработке форм планов, удобных для чтения и принятия оперативных управленческих решений.
К основным методам финансового планирования, используемым на предприятии, относят балансовый, нормативный, вероятностно-статистический, методы экстраполяции тренда, метод экспертных оценок, прогнозирование, экономико-математические методы, метод оптимизации плановых решений и т. п. Методы применяются в зависимости от задач и срочности финансового планирования предприятия.
Сущность балансового методапроявляется в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся ресурсов и фактической потребности (источников формирования). В практической деятельности он применяется для расчета движения денежных потоков и фондов, платежных календарей, доходов и расходов организации. Балансовый метод состоит в увязке, например остатков средств на начало периода, движении средств в течение периода, остатков средств на конец периода и согласовании величины расходования средств с их поступлением.
Нормативный методпозволяет использовать заранее разработанные и установленные нормы и нормативы потребностей предприятия в отдельных видах ресурсов и источниках их образования, расходования и отчислений предприятия. В системе финансового планирования используются различные государственные, муниципальные, региональные, отраслевые, внутренние нормы и нормативы, к которым можно отнести ставки налогов и отчислений, нормы амортизации по различным группам оборудования, порядок распределения прибыли, нормативы оборотных средств, порядок образования себестоимости продукции и т. п.
Вероятностно-статистические методыиспользуются для изучения динамики прошедших периодов, анализа структурных показателей, выявления отклонений и причин отклонений, получения средних величин (средний период поставки, средневзвешенная цена капитала), оценки рисков и т. п.
Метод экстраполяции трендаоснован на статистическом наблюдении динамики определенного показателя и определении тенденции его развития. На основе наблюдений выстраивается так называемая линия тренда (динамики) и показатели экстраполируются на предстоящий период деятельности. Таким образом, с помощью данного метода закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее.
Метод экспертных оценокзаключается в проведении опросов специалистов выбранной области знаний. Проведение таких опросов может осуществляться, в свою очередь, следующими методами: «интервью», «круглый стол», «мозговая атака», метод аналитических докладных записок, анкетный опрос. Данные, полученные с помощью приведенных методов, подвергаются статистической обработке, в результате которой формируется диапазон мнений экспертов, отражающий их коллективное мнение по избранной проблеме.
Прогнозированиепредставляет собой научное предвидение хода развития событий, построение гипотез, сценариев, моделей экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование применяется обычно на одной из начальных стадий процесса управления для того, чтобы оценить, к чему могут привести управляющие воздействия, каковы их ожидаемые благоприятные и неблагоприятные последствия и результаты. Прогнозы обычно строятся в нескольких вариантах, что позволяет изучить разнообразные альтернативные способы дальнейших действий и избрать лучшие из них.
Метод оптимизации заключается в составлении нескольких вариантов плановых расчетов для отбора оптимальных. При этом в качестве ориентиров могут применяться минимум приведенных затрат, текущих затрат, вложений капитала при наибольшей эффективности его использования, максимизации приведенной прибыли, денежного потока, доходности капитала.
Содержание экономико-математического методасостоит в том, что он позволяет найти и обосновать количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Математические модели из общего числа факторов отбирают те, которые оказывают наиболее существенное влияние на результирующий показатель, на основе одно- или многофакторных моделей (модель Альтмана прогнозирования банкротства, факторный анализ рентабельности по методике Дюпона и т. п.).
Сетевой методпозволяет на основе сетевых графиков или моделей описать организационную и технологическую последовательность выполнения операций и взаимосвязей между ними, обеспечивать координацию операций, согласовывать финансовые ресурсы и источники. Сетевой график представляет собой информационную модель, отражающую процесс выполнения комплекса операций, направленных на достижение цели или конкретных задач. На практике данный метод применяется при составлении плана финансового обеспечения инвестиционного проекта, программы вывода предприятия из кризиса и восстановления его платежеспособности и ликвидности и т. п.
Информационное обеспечение финансового планирования– это процесс непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления эффективных управленческих решений по различным направлениям деятельности предприятия. К ним относятся:
- показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны;
- показатели, характеризующие отраслевую принадлежность предприятия;
- показатели, характеризующие состояние национального и международного финансовых рынков;
- показатели, формируемые из внутренних источников информации предприятия (данные статистического и финансового учета, управленческого учета, аналитической работы предприятия).
Формами планирования называют, как правило, конкретные способы бытия финансового планирования на предприятия. Формы финансового планирования определяются сроками, на которые составляются планы. К формам финансового планирования относятся: баланс доходов и расходов, бюджет развития предприятия, бюджет движения денежных средств, прогноз продаж, смета затрат и т. п.
Взаимосвязь видов, форм и методов финансового планирования можно представить в виде табл. 5.1.
Таблица 5.1.
- Экономика организаций (предприятий)
- Учебно-методический комплекс
- Информационные ресурсы дисциплины
- Учебное пособие
- Введение
- Раздел 1. Предприятие в системе национальной экономики
- 1.1. Структура национальной экономики
- Состав народного хозяйства
- 1.1.2. Промышленность как ведущая отрасль народного хозяйства
- 1.2. Предприятие как основное звено экономики
- 1.2.1. Понятие и классификация предприятий
- Признаки классификации предприятий
- Структура предприятий по форме собственности
- 1.2.2. Организационно-правовые формы предприятий
- Организационно-правовые формы предприятий
- 1.2.3. Формы объединений предприятий
- 1.2.4. Организационная структура предприятия
- Требования к структуре управления
- 1.2.5. Жизненный цикл предприятия
- Формы реорганизации предприятий
- Раздел 2. Ресурсы предприятия и показатели их использования
- 2.1. Капитал предприятия
- 2.1.1. Имущество предприятия
- Элементный состав имущества предприятия
- 2.1.2. Источники образования имущества предприятия
- 2.2. Основные фонды предприятия
- 2.2.1. Содержание, состав и структура основных фондов предприятия
- Функционально-вещественная характеристика групп основных фондов
- 2.2.2. Стоимостная оценка основных фондов
- Факторы влияния на стоимость основных фондов
- 2.2.3. Износ и амортизация основных фондов
- Содержание и виды износа основного капитала
- Особенности амортизации нематериальных активов предприятия
- 2.2.4. Показатели использования основных фондов
- 2.3. Оборотные средства предприятия
- 2.3.1. Содержание, состав и структура оборотных средств
- Состав оборотного капитала предприятия
- 2.3.2. Движение оборотных средств предприятия
- 2.3.3. Нормирование оборотных средств
- 2.3.4. Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- 2.4. Трудовые ресурсы предприятия
- 2.4.1. Состав и структура персонала предприятия
- Классификация персонала предприятия
- Состав промышленно-производственного персонала предприятия
- 2.4.2. Организация и нормирование труда
- 2.4.3. Оплата труда
- 2.4.4. Производительность труда
- Раздел 3. Организация основной деятельности предприятия
- 3.1. Организация производства на предприятии
- 3.1.1. Организация производственного процесса на предприятии
- Классификация цехов предприятия
- 3.1.2. Формы, типы, методы и принципы организации производства
- 3.1.2..1. Формы организации промышленного производства
- 3.1.2.2. Типы и методы организации производства
- Характеристики типов производства
- 3.1.2.3. Принципы рациональной организации производства
- 3.1.3. Организация технического контроля на предприятии
- 3.2. Производственная программа и производственная мощность предприятия
- 3.2.1. Производственная программа предприятия
- 3.2.2. Производственная мощность предприятия
- 3.2.3. Определение оптимального объема производства продукции
- Объем реализации продукции и издержек на ее производство
- Объем реализации продукции с максимальной прибылью
- Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей
- Объем реализации продукции и средние издержки
- 3.3. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
- 3.3.1. Конкурентоспособность предприятия и его продукции
- Показатели качества продукции
- 3.3.2. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
- 3.3.3. Управление качеством продукции предприятия
- 3.4. Ценовая политика предприятия
- 3.4.1. Экономическое содержание и виды цен предприятия
- Признаки классификации и виды цен
- Порядок формирования розничной цены продукции
- Порядок формирования франко-цен
- Методы государственного регулирования цен
- 3.4.2. Методы ценообразования на предприятии
- 3.4.3. Стратегии ценообразования на предприятии
- Раздел 4. Инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1.1. Экономическое содержание и классификация инвестиций предприятия
- Классификационные признаки инвестиций предприятия
- 4.1.2. Инвестиционные проекты предприятия и их оценка
- 4.2. Инновационная деятельность предприятия
- 4.2.1. Инновации и их роль в развитии предприятия
- 4.2.2. Организация технической подготовки производства
- Раздел 5. Финансовая деятельность предприятия
- 5.1. Финансирование деятельности предприятия
- 5.2. Финансовое планирование на предприятии
- Характеристика видов, форм и методов финансового планирования
- Раздел 6. Экономические показатели деятельности предприятия
- 6.1. Затраты предприятия и себестоимость продукции
- 6.1.1. Экономическое содержание и классификация затрат предприятия
- Варианты классификации затрат предприятия
- Порядок формирования общих затрат предприятия
- Аналитическая группировка затрат предприятия
- Производственные и коммерческие затраты предприятия
- 6.1.2. Постоянные и переменные затраты производства. Предельные затраты предприятия
- Динамика переменных издержек
- Регрессивный характер роста переменных издержек
- Прогрессивный характер роста переменных издержек
- Динамика показателей деятельности предприятия
- 6.1.3. Себестоимость продукции, ее виды и формы. Структура себестоимости продукции предприятия
- 6.2. Формирование и распределение стоимостных и финансовых результатов деятельности предприятия
- 6.2.1. Стоимостные и финансовые результаты деятельности предприятия и их взаимосвязь
- Источниками формирования резервного фонда являются:
- 6.2.2. Управление прибылью на предприятии
- 6.3. Эффективность деятельности предприятия и состояние его баланса
- 6.3.1. Показатели эффективности деятельности предприятия
- 6.3.2. Бухгалтерский баланс предприятия и основные показатели его финансового состояния
- Библиографический список
- Оглавление