3.3.1. Конкурентоспособность предприятия и его продукции
Конкурентоспособность предприятия – это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность фирмы – понятие относительное: одна и та же фирма в рамках, например, региональной отраслевой группы может быть признана конкурентоспособной, а в рамках отраслей мирового рынка или его сегмента – нет. Оценка степени конкурентоспособности, т. е. выявление характера конкурентного преимущества фирмы по сравнению с другими, заключается в первую очередь в выборе базовых объектов для сравнения, иными словами, в выборе фирмы-лидера в отрасли страны или за ее пределами. Такая фирма-лидер должна обладать следующими параметрами:
соизмеримостью характеристик выпускаемой продукции по идентичности потребностей, удовлетворяемых с ее помощью;
соизмеримостью сегментов рынка, для которых предназначена выпускаемая продукция;
соизмеримостью фазы жизненного цикла, в которой функционирует фирма.
Таким образом, конкурентное преимущество одной фирмы над другой может быть оценено в том случае, когда обе фирмы удовлетворяют идентичные потребности покупателей, относящихся к родственным сегментам рынка. При этом фирма находится примерно в одних и тех же фазах жизненного цикла. В том же случае, если данные условия не соблюдаются, сравнение будет некорректным.
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов, которые можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности. Их можно разделить на три группы факторов:
технико-экономические;
коммерческие;
нормативно-правовые.
Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуг. Эти компоненты зависят от производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и пр.
Коммерческие факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают:
- конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу);
- предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьюторских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг);
- рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса);
- имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).
Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла.
Основой конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность его продукции. Конкурентоспособность продукции – это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Два элемента:
- потребительские свойства;
- цена,
являются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги).
Понятие качества продукции регламентировано ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения».
Качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Качество продукции определяется рядом показателей. Показатели качества – это характеристики свойств продукции, выражающие ее качественную определенность и функциональное назначение как продукта производства и средства для удовлетворения потребности.
Показатели качества можно условно разделить на технические, экономические и организационные (табл. 3.7).
К техническим относятся показатели, характеризующие особенности изготовления продукции, ее технические характеристики.
Экономические показатели характеризуют совокупные затраты производителя на производство продукции данного качества и потребителя на эксплуатацию в потреблении.
К третьей группе показателей относятся показатели, отражающие организацию самого процесса изготовления продукции и послепродажного сервиса.
Таблица 3.7.
- Экономика организаций (предприятий)
- Учебно-методический комплекс
- Информационные ресурсы дисциплины
- Учебное пособие
- Введение
- Раздел 1. Предприятие в системе национальной экономики
- 1.1. Структура национальной экономики
- Состав народного хозяйства
- 1.1.2. Промышленность как ведущая отрасль народного хозяйства
- 1.2. Предприятие как основное звено экономики
- 1.2.1. Понятие и классификация предприятий
- Признаки классификации предприятий
- Структура предприятий по форме собственности
- 1.2.2. Организационно-правовые формы предприятий
- Организационно-правовые формы предприятий
- 1.2.3. Формы объединений предприятий
- 1.2.4. Организационная структура предприятия
- Требования к структуре управления
- 1.2.5. Жизненный цикл предприятия
- Формы реорганизации предприятий
- Раздел 2. Ресурсы предприятия и показатели их использования
- 2.1. Капитал предприятия
- 2.1.1. Имущество предприятия
- Элементный состав имущества предприятия
- 2.1.2. Источники образования имущества предприятия
- 2.2. Основные фонды предприятия
- 2.2.1. Содержание, состав и структура основных фондов предприятия
- Функционально-вещественная характеристика групп основных фондов
- 2.2.2. Стоимостная оценка основных фондов
- Факторы влияния на стоимость основных фондов
- 2.2.3. Износ и амортизация основных фондов
- Содержание и виды износа основного капитала
- Особенности амортизации нематериальных активов предприятия
- 2.2.4. Показатели использования основных фондов
- 2.3. Оборотные средства предприятия
- 2.3.1. Содержание, состав и структура оборотных средств
- Состав оборотного капитала предприятия
- 2.3.2. Движение оборотных средств предприятия
- 2.3.3. Нормирование оборотных средств
- 2.3.4. Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
- 2.4. Трудовые ресурсы предприятия
- 2.4.1. Состав и структура персонала предприятия
- Классификация персонала предприятия
- Состав промышленно-производственного персонала предприятия
- 2.4.2. Организация и нормирование труда
- 2.4.3. Оплата труда
- 2.4.4. Производительность труда
- Раздел 3. Организация основной деятельности предприятия
- 3.1. Организация производства на предприятии
- 3.1.1. Организация производственного процесса на предприятии
- Классификация цехов предприятия
- 3.1.2. Формы, типы, методы и принципы организации производства
- 3.1.2..1. Формы организации промышленного производства
- 3.1.2.2. Типы и методы организации производства
- Характеристики типов производства
- 3.1.2.3. Принципы рациональной организации производства
- 3.1.3. Организация технического контроля на предприятии
- 3.2. Производственная программа и производственная мощность предприятия
- 3.2.1. Производственная программа предприятия
- 3.2.2. Производственная мощность предприятия
- 3.2.3. Определение оптимального объема производства продукции
- Объем реализации продукции и издержек на ее производство
- Объем реализации продукции с максимальной прибылью
- Расчет оптимального объема реализации продукции методом сопоставления предельных показателей
- Объем реализации продукции и средние издержки
- 3.3. Качество продукции и конкурентоспособность предприятия
- 3.3.1. Конкурентоспособность предприятия и его продукции
- Показатели качества продукции
- 3.3.2. Стандартизация и сертификация продукции предприятия
- 3.3.3. Управление качеством продукции предприятия
- 3.4. Ценовая политика предприятия
- 3.4.1. Экономическое содержание и виды цен предприятия
- Признаки классификации и виды цен
- Порядок формирования розничной цены продукции
- Порядок формирования франко-цен
- Методы государственного регулирования цен
- 3.4.2. Методы ценообразования на предприятии
- 3.4.3. Стратегии ценообразования на предприятии
- Раздел 4. Инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1. Инвестиции и инвестиционная деятельность предприятия
- 4.1.1. Экономическое содержание и классификация инвестиций предприятия
- Классификационные признаки инвестиций предприятия
- 4.1.2. Инвестиционные проекты предприятия и их оценка
- 4.2. Инновационная деятельность предприятия
- 4.2.1. Инновации и их роль в развитии предприятия
- 4.2.2. Организация технической подготовки производства
- Раздел 5. Финансовая деятельность предприятия
- 5.1. Финансирование деятельности предприятия
- 5.2. Финансовое планирование на предприятии
- Характеристика видов, форм и методов финансового планирования
- Раздел 6. Экономические показатели деятельности предприятия
- 6.1. Затраты предприятия и себестоимость продукции
- 6.1.1. Экономическое содержание и классификация затрат предприятия
- Варианты классификации затрат предприятия
- Порядок формирования общих затрат предприятия
- Аналитическая группировка затрат предприятия
- Производственные и коммерческие затраты предприятия
- 6.1.2. Постоянные и переменные затраты производства. Предельные затраты предприятия
- Динамика переменных издержек
- Регрессивный характер роста переменных издержек
- Прогрессивный характер роста переменных издержек
- Динамика показателей деятельности предприятия
- 6.1.3. Себестоимость продукции, ее виды и формы. Структура себестоимости продукции предприятия
- 6.2. Формирование и распределение стоимостных и финансовых результатов деятельности предприятия
- 6.2.1. Стоимостные и финансовые результаты деятельности предприятия и их взаимосвязь
- Источниками формирования резервного фонда являются:
- 6.2.2. Управление прибылью на предприятии
- 6.3. Эффективность деятельности предприятия и состояние его баланса
- 6.3.1. Показатели эффективности деятельности предприятия
- 6.3.2. Бухгалтерский баланс предприятия и основные показатели его финансового состояния
- Библиографический список
- Оглавление