logo
Экономика предпр

Порядок формирования розничной цены продукции

Себестоимость продукции

Прибыль

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Надбавка посредника

Торговая надбавка

Затраты посредника

Прибыль посредника

НДС посредника

Издержки обращения торговли

Прибыль торговли

НДС

5000

2000

1260 (18 % от 7000)

1000

500

270

(18 % от 1500)

1000

1000

360

(18 % от 2000)

Оптовая цена

(7000)

Оптово-отпускная цена

(8260)

Оптово-отпускная цена снабженческо-сбытовых организаций

(10030)

Розничная цена

(12390)

Как видно из табл. 3.9, оптовые цены формируются на стадии производства товаров и должны компенсировать затраты производителя товаров, работ, услуг на изготовление, реализацию и обеспечивать предприятию запланированный уровень прибыли.

Формирование цен предприятий розничной торговли и снабженческо-сбытовых производится исходя из цен закупки без НДС с добавлением торговой надбавки и НДС. При этом сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и продажей товаров, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары, и суммами НДС, фактически уплаченными поставщиками этих товаров.

Оптово-отпускные цены включают помимо цен изготовителя косвенные налоги – НДС и акцизы. Отпускные цены снабженческо-сбытовых организаций формируются на стадии посредничества и включают в свой состав посредническую надбавку (комиссионное вознаграждение, наценка посредника). Эта надбавка, или вознаграждение, представляет собой цену услуг посредника по продвижению товара от производителя и включает в свой состав затраты, прибыль посредника и НДС.

Розничные цены устанавливаются исходя из цен закупки у снабженческо-сбытовых организаций с учетом торговой надбавки (торговой наценки). Торговая надбавка (наценка) включает в свой состав издержки обращения, прибыль предприятия и косвенные налоги. Издержки обращения торговых предприятий представляют собой выраженные в денежной форме затраты общественного труда, связанные с процессом продвижения и продажи товаров от мест производства до потребителя и включают в свой состав расходы на перевозку товаров, оплату труда, расходы на аренду и содержание помещений, расходы на хранение, маркировку, упаковку товаров, расходы на рекламу и т. п.

Закупочные цены – это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространены государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Севера, армии, создания государственных резервов.

Определенной спецификой обладают цены на услуги, представляющие виды деятельности, при которых создается продукт не в материально-вещественной форме, а изменяется качество имеющегося продукта. Разновидностью цен, устанавливаемых в соответствии с количественными параметрами услуг, служат цены, рассчитанные на единицу потребительского блага – тарифы. Такая форма цен получила наибольшее развитие в жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи. Например, расчет квартирной платы производится за каждый квадратный метр, цена за воду установлена в расчете на 1 м3, на электроэнергию – на 1 кВт ∙ ч. Прейскурант на услуги транспорта содержит систему таблиц, отражающих изменение цены билета в зависимости от дальности и условий поездки.

Цены, отражающие качественные параметры услуги, дифференцируются либо по предприятиям в зависимости от условий потребления услуг, либо по категориям сервисных предприятий. Примером дифференциации цен по условиям потребления услуг могут служить цены на билеты зрелищных мероприятий (театров, киноцентров на сеансы в вечерние часы, выходные и праздничные дни, гастроли известных артистов), которые поставлены в зависимость от размещения мест. Цены на услуги гостиниц устанавливаются в зависимости от категории гостиницы, благоустройства номера, набора дополнительных услуг.

По характеру установления цен на услуги различают единые, средневзвешенные, скрытые цены.

Единые цены устанавливают на конкретные виды услуг без учета количественных и качественных параметров их потребления, например цены на разовые услуги городского пассажирского транспорта. Различия в размере городов, а следовательно, и в дальности поездок обусловили дифференциацию цен на услуги наземного городского транспорта по городам.

Средневзвешенные цены используются при реализации документов, дающих право их владельцам на пользование услугой в продолжение определенного отрезка времени (например абонементное обслуживание). Средневзвешенные цены устанавливаются на основе средних затрат и норм потребления услуг без учета реального объема их потребления.

Особым видом цен на услуги являются скрытые цены, включаемые в цены физических продуктов (например стоимость проявления пленки включена в ее продажную цену). Разновидностью скрытых цен являются частичные цены, которые устанавливаются на услуги, оплачиваемые отдельно. Такой метод используется при установлении цен на взаимодополняемые услуги.

Применительно к объектам строительной индустрии на этапе их проектирования определяется цена строительства объекта, определяемая с учетом всех видов затрат на создание и оснащение. Такую цену принято называть сметной стоимостью, так как она исчисляется на основе смет, в которых просуммированы затраты на создание готового строительного объекта.

Группировка цен по транспортной составляющей осуществляется в зависимости от порядка оплаты транспортных расходов на основе франкирования цен. Цена-франко обозначает, до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя к потребителю транспортные расходы включены в цену. Порядок формирования различных видов франко-цен представлен в табл. 3.10:

Таблица 3.9.