logo
Экономика предпр

6.2.1. Стоимостные и финансовые результаты деятельности предприятия и их взаимосвязь

К основным стоимостным результатам деятельности предприятия относят валовой оборот (валовую продукцию), товарную и реализованную продукцию.

Валовой оборот предприятия характеризует общий объем производства вне зависимости от степени готовности продукции. В валовой оборот включаются:

- стоимость всех произведенных за отчетный период готовых изделий;

- стоимость реализованных на сторону полуфабрикатов;

- стоимость работ по заказам со стороны других предприятий или со стороны собственных подсобных организаций;

- стоимость прироста или убытка остатков незавершенного производства;

- стоимость внутризаводского оборота.

Товарная продукция – часть произведенной предприятием валовой продукции, предназначенной к реализации.

В состав товарной продукции включаются:

- стоимость готовых изделий, реализуемых на сторону;

- стоимость полуфабрикатов своего производства;

- стоимость услуг и работ по заказам со стороны;

- стоимость продукции и полуфабрикатов, поставляемых своему капитальному строительству или подсобным или вспомогательным хозяйствам,

ТП = ВО – ΔНЗП, (6.2)

где ТП – стоимость товарной продукции;

ВО – валовой оборот предприятия;

ΔНЗП – изменение остатков незавершенного производства за определенный период, руб

ΔНЗП = НЗПкп – НЗПнп, (6.3)

где НЗПкп – остатки незавершенного производства на конец периода, руб.

НЗПнп - остатки незавершенного производства на начало периода, руб.

Товарная продукция, произведенная в текущем году, подлежит реализации не в полном объеме, часть ее остается в виде нормативного остатка на складе готовой продукции и будет реализована в следующем за отчетным году.

Реализованная продукция – общий объем продукции, поступившей в оборот в данный период времени и оплаченный покупателями. В стоимостном выражении реализованная продукция представляет собой выручку от реализации.

Выручка является стоимостным результатом деятельности предприятия и как экономическая категория выражает экономические денежные отношения, возникающие между поставщиком и потребителем по поводу реализации продукции.

Продукция считается реализованной, если: 1) произошла смена форм стоимости из товарной в денежную (после оплаты покупателем), 2) произошла смена субъектов собственности (до оплаты субъектом собственности являлся производитель товара, после оплаты – покупатель).

В состав реализованной продукции включается часть товарной продукции, произведенной в предыдущем году, но оставленной в виде нормативного остатка на складе готовой продукции и подлежащей реализации в текущем году.

РП = ТП – ΔГП, (6.4)

где РП – стоимость реализованной продукции (выручка);

ТП – стоимость товарной продукции;

ΔГП – изменение остатков готовой продукции на складе предприятия, руб.

ΔГП = ГПкп – ГПнп (6.6)

где ГПкп – остатки готовой продукции на конец периода, руб.;

ГПнп - остатки готовой продукции на начало периода, руб.

Реализованная продукция (объем продаж) равна товарной продукции в том случае, если остатки готовой продукции на складе на начало и конец периода остались без изменений. При увеличении остатков на складе объем продаж будет меньше товарной продукции. При уменьшении остатков объем реализации будет больше товарной продукции на величину снижения запасов готовой продукции.

Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят оплата труда, выданная в виде заработной платы, оплата труда невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль:

ЧП = В-МЗ-Ам, (6.6)

где ЧП – чистая продукция;

В – выручка (стоимость реализованной продукции);

Ам – амортизационные отчисления.

Условно-чистая продукция – это вновь созданная стоимость с учетом амортизационных отчислений.

Финансовым результатом деятельности предприятия является стоимостная разница между средствами, потраченными на производство и реализацию продукции, и средствами, полученными от реализации продукции.

ФР = ∑ Qi ∙Pi — C, (6.7)

где ФР – финансовый результат деятельности

Qi – натуральное количество i-й продукции

Рi – цена единицы i-й продукции

С – себестоимость

M – количество видов продукции

∑ Qi ∙Pi – выручка от реализации товаров, работ, услуг, которая представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги.

Если известны фактические затраты на производство единицы выпускаемой продукции, то формулу (6.7) можно представить в виде:

ФР = ∑ Qi ∙ (Pi - Ci), (6.8)

где Сi – себестоимость i-й продукции.

В практике часто применяется формула (6.8), так как часть возникают затруднения с отнесением затрат по производству одного вида продукции на затраты по производству всех видов продукции.

Финансовый результат деятельности предприятия может быть отрицательным и положительным:

Финансовый результат (ФР)

Прибыль

если ФР › 0

Убыток

если ФР‹ 0

Безубыточность

если ФР = 0

Взаимосвязь стоимостных и финансовых результатов деятельности предприятия можно представить следующим образом (рис. 6.6).

Валовой оборот

Товарная продукция

ΔНЗП

Реализованная продукция (ВЫРУЧКА)

ΔГП

Условно-чистая продукция

Материальные затраты

Валовой доход

(чистая продукция)

Амортизационные отчисления

Чистый доход

(прибыль)

Заработная плата

Чистая прибыль

Налог на прибыль

Рис. 6.6. Формирование и распределение прибыли предприятия

Таким образом, прибыль – это конечный положительный финансовый результат предпринимательской деятельности. По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости прибавочного продукта, созданного для общества.

В настоящее время изучение содержания прибыли продолжается и ведется на микро- и макроэкономическим уровнях.

На микроэкономическим уровне рассматривается вопрос формирования прибыли в рамках предприятия, а на макроэкономическом – выявляется роль прибыли в доходе страны.

Таким образом, с одной стороны прибыль можно рассматривать как экономическую категорию, выражающую определенные производственные экономические отношения, а с другой стороны как часть стоимости совокупного национального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочного продукта). В реальной экономической жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. Конкретные формы прибыли тесно связаны с национальным регулированием экономики.

Этапы формирования прибыли можно представить следующим образом (рис. 6.7).

Выручка от реализации

Материальные затраты

Амортизационные отчисления

Валовой доход

Заработная плата

Прибыль – чистый доход собственника

Себестоимость

Рис. 6.7. Порядок формирования прибыли предприятия

В современной литературе выделяют несколько видов прибыли. Обобщающим показателем, который характеризует результат финансово-хозяйственной деятельности, выступает валовая прибыль предприятия. Будучи синтетическим показателем, валовая прибыль включает в свой состав ряд слагаемых:

  1. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

  2. Прибыль от реализации основных средств и иного имущества;

  3. Доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов (убытков) по этим операциям.

Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности, относящемуся к реализации продукции. Прибыль от реализации продукции отражает чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном распределение ранее созданных доходов.

Прибыль от реализации имущества предприятия определяется как разница между выручкой от реализации этого имущества (без НДС) и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент инфляции (восстановительной стоимостью). Прибыль от реализации ОС и иного имущества – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности. Он отражает прибыль и убытки от прочей реализации.

Прибыль от внереализационных операций – это прибыль от долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, доходы от сдачи имущества в аренду (если это не является основной деятельностью), поступления списанных безнадежных долгов, полученные штрафы, прибыль прошлых лет, выявленная в текущем году.

Валовая прибыль используется для оценки эффективности производства, выявления динамики её роста и определения экономической рентабельности предприятия.

Налогооблагаемая прибыль – это валовая прибыль за вычетом установленных льгот.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и обязательных платежей, представляет собой чистую прибыль предприятия.

Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансовый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и уценки статей бухгалтерского баланса. Она определяется как сумма прибыли (убытка) до налогообложения и чрезвычайных доходов, уменьшенная на чрезвычайные расходы.

Маржинальная прибыль (валовая маржа, маржинальный доход) – это экономический показатель, отражающий превышение выручки от продаж над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.

Предприятия имеют право использовать полученную прибыль по своему усмотрению, кроме той ее части, которая подлежит обязательному налогообложению и другим направлениям в соответствии с действующим законодательством (рис. 6.8).

Прибыль предприятия

Чистая прибыль

Налог

на прибыль

Фонды

накопления

Резервный

фонд

Фонды

Потребления

Производственно-техническое развитие предприятия

Страхование деятельности предприятия

Выплата дивидендов и социальное развитие предприятия

Рис. 6.8. Порядок распределения прибыли предприятия

Экономически обоснованная система распределения прибыли в первую очередь должна гарантировать выполнение финансовых обязательств перед государством и максимально обеспечивать финансовыми ресурсами потребности предприятия.

Фонд накопления создается с целью аккумулирования средств, на производственное развитие предприятия, приобретения нового оборудования, на иные цели. Источниками формирования этого фонда являются:

Конкретный размер отчислений в фонд накопления определяется самостоятельно самим предприятием.

Средства фонда накопления используются предприятием по следующим направлениям:

      1. Резервный фонд является страховым по своей природе, так как предназначен для возмещения непредвиденных потерь от финансово-хозяйственной деятельности организации. Для акционерных обществ формирование резервного фонда является обязательным. Резервный фонд в акционерном обществе создается с целью покрытия убытков, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций в случае отсутствия иных средств. Средства также могут использоваться для покрытия возможных непредвиденных расходов предприятия: